Вот, решил написать об умилительнейших братьях наших меньших - о ленивцах и коалах. Ребята эти друг другу мало родственны, однако их эволюция прошла по аналогичному сценарию - упрощение организации в результате освоения сходных экологических ниш.
И те и другие бОльшую часть своей жизни проводят на деревьях, при этом пища их так скудна энергетически, что, подлаживаясь под низкокалорийную диету, им пришлось замедлить многие метаболические процессы, а вместе с тем и упроститься в анатомо-физиологическом плане, а значит и в поведении.
Слева: мы с трехпалым ленивцев давим лыбу в 70 км вниз по Амазонке от Икитоса (Перу) - 2008 год. Справа: взрослый коала разбужен моими тисканиями - Австралия, 2012 год.
Ленивцы населяют Латинскую Америки (выше они исчезли с приходом европейцев), а коалы - Австралию. На территории этих материков можно обнаружить ископаемых предков этих животных - гигантских
мегатериев, вдвое превосходивших по высоте слона, и коалемусов, вес которых достигал пяти центнеров. Однако же эти ведущие активный наземный образ жизни гиганты относительно недавно вымерли, а вот их родня, забравшаяся на деревья, процветает и в наши дни.
Семейство трехпалых ленивцев (Bradypodidae) представлено четырьмя современными видами, самым распространенным из которых является буроголовый ленивец (Bradypus variegatus), обитающий в тропиках от Гондураса до северной Аргентины. Само родовое имя Bradypus означает в переводе на русский «медленные ноги». Трехпалым его назвали за три длинных изогнутых когтя, с помощью которых животное цепляется за стволы и ветви деревьев.
Самка трехпалого ленивца с малышом. Перу.
Жизнь ленивцев исключительно размерена. Их даже теплокровными можно называть лишь условно: энергия расходуется настолько экономно, что по ночам температура тела может падать до +12С, так что спозаранку приходится потихонечку вскарабкиваться по кроне дерева к солнышку для разогрева.
Если коалы поедают исключительно эвкалиптовые листья, то ленивцы, вопреки расхожему заблуждению, питаются не только цекропией, но и десятками других видов деревьев и лиан. При этом разные ленивцы придерживаются строго своего меню, которое усваивается в прямом и в переносном смысле от матери. 7-месячные коалы начинают питаться испражнениями матери (в это время пищеварение матери меняется так, что фекалии представляют собой недопереваренную клетчатку), а крошек-ленивцев мамаши кормят пережеванной ботвой. В переваривании растительной пищи огромное значение играет кишечная микрофлора этих животных. Как новорожденный человек приобретает от матери и сохраняет на всю жизнь определенный видовой набор кишечной флоры (см.
здесь), так и ленивцы с коалами пользуются унаследованным арсеналом микробиоты. Но если у человека переваривание бактериями растительной клетчатки играет малосущественную диетическую роль (где-то до 10% от получаемого с пищей калоража), то для этих млекопитающих клетчатка - основной источник энергии. Потому и кишечники наши устроены иначе. У человека бОльшая часть слепой кишки редуцировалась в аппендикс, который с эволюционной точки является рудиментом, несмотря даже на сохранившуюся вторичную функцию (иммунную), а вот у коалы, например, аппендикс этот достигает двух метров и в нем буйно плодятся разнообразные бактерии, расщепляющие целлюлозу.
Трехпалые ленивцы живут относительно долго - до 25-30 лет и половой зрелости достигают к 3 годам. Детеныш держится своей матери до 6-месячного возраста, познавая какие листья можно есть, а какие следует оставлять без внимания. Затем мать покидает своего полугодовалого малыша, предоставляя ему самостоятельно закрепить приобретенные навыки выживания, но еще через полгода она его отыскивает, но не для того чтобы провести выпускной экзамен, а дабы изгнать его со своей территории и забеременеть снова.
Индейцы-ягуа в Перу часто воспитывают брошенных малышей ленивцев в качестве домашних питомцев.
Хотя ленивцы малозаметны в густых кронах тропических деревьев, их там очень много. В целом ленивциевые составляют 70% от массы всех млекопитающих дождевых лесов, включая вездесущих грызунов. На одной квадратной миле леса обитает свыше 1900 особей! При этом турист скорее замечает шумных обезьян-ревунов, которых на самом деле ровно в 10 раз меньше.
Камуфлироваться ленивцам помогает поросшая симбиотическими сине-зелеными водорослями шерсть. Но совершенно незаметными их делает прежде всего врожденная медлительность. Их тела относительно слабы; по сравнению с другими млекопитающими сходных размеров они имеют на 75% меньше скелетных мышц.
Раз в неделю ленивцы спускаются на землю, где роют ямку, в которую испражняются, обильно удобряя обгладываемые деревья (как-никак 2/3 от массы сытого ленивца составляет съеденная ботва). В шерсти ленивцев вы часто можете заметить порхающую моль. Это симбиотические бабочки Bradipodicola hahneli из семейства огневок, которые приспособились жить исключительно в ленивцевой шерсти (как наши вши), однако они не являются паразитами, несмотря даже на то, что на одном ленивце может обитать до 900 молей! Дело в том, что взрослые бабочки питаются исключительно цианобактериями, процветающими во влажной шерсти хозяина, а личинки развиваются в его фекалиях (как только ленивец присаживается в выкопанную ямку - моль спархивает и откладывает яйца в теплый кизяк).
Этот ленивец Гоффмана из Коста-Рики имеет зеленую шевелюру благодаря одноклеточным водорослям, процветающих в его шерсти.
Тела ленивцев дают дом не только безвредным комменсалам, они, как и некоторые другие млекопитающие, служат природным резервуаром для одноклеточных паразитов, которые вызывают пренеприятную тропическую болезнь - лейшманиоз. Заражение человека лейшманиями происходит через укус москита. Часто в русском языке слово москит неверно используется применительно к комарам. Здесь путаница из-за английского mosquito = комар. В русской энтомологической терминологии комар и
москит - совершенно разные насекомые. Москиты похожи на небольших мошек, малярии они не переносят, как и комары не переносят лейшманиоз. Но о лейшманиозе как-нибудь в отдельном посте...
Если ленивцы спят где-то по 15 часов в сутки, то коалы дрыхнут все 20. «Сумчатые медведи», как неправильно называют коал не только обыватели, но и сами ученые (научное название коалы Phascolarctos происходит от греч. phaskolos = сумка и arktos = медведь) - безобиднейшие существа с милыми мордочками и пепельно-серым густым мехом. Эти плюшевые создания неагрессивны прежде всего благодаря эволюционной дегенерации головного мозга, который занимает всего 40% от объема и без того небольшого черепа, остальные 60% заполнены спинно-мозговой жидкостью. Полушария головного мозга коал, по описанию ученого Тима Фланнери, похожи на «пару сморщенных половин грецкого ореха на вершине ствола мозга, не имеющих контакта ни друг с другом, ни с костями черепа». В мозгу коал очень развита обонятельная область, благодаря которой животное выбирает в пищу 120 наименее токсичных видов эвкалипта из более 700, произрастающих в Австралии. В питомнике, если вы полапаете листья эвкалипта руками, коала есть их не станет, поскольку выделения человеческой кожи меняют привычный паттерн съедобных запахов.
10 минут наблюдения за потешной жизнью коалы. Немного подкрепивших эвкалиптом, коала погружается в сон, уютно пристроивших в развилку ветвей (кликайте на фото для увеличения).
Коалы обычно молчаливы, но самцы могут подавать очень громкий призывный крик в период размножения. Самки выбирают кавалера в зависимости от громкости этих криков, отдавая таким образом предпочтение более крупным самцам.
В XIX-XX вв. коалы стали объектом промысла из-за своего густого меха. Только в 1924 году из восточных штатов было экспортировано 2 млн шкурок. Безмозглые "медвежата" доверчивы к людям, а потому становятся легкой добычей для охотников. Резкое сокращение численности этого зверя вынудило правительство Австралии сперва ограничить, а в 1927 году запретить охоту на коал, но только к 1953-1954 годам их популяция начала понемногу восстанавливаться. Хотя в наши дни вымирание коалам уже не грозит, они по-прежнему страдают от лесных пожаров, вырубки эвкалиптовых лесов, а также от клещей, завезённых в Австралию из Японии и Юго-Восточной Азии. Бичом коал являются и исконные эпизоотии: несмотря на богатую эфирными маслами диету многие коалы гибнут от респираторных инфекций и воспаления придаточных пазух (синуситов).