В прошлом сентябре провел неделю в Австралии. Несмотря на жесткий график конференции, сумел вырваться и на природу :). На Земле сохранилось не так уж много мест, где флористическое разнообразие достигало бы такого буйства и великолепия, как в юго-западной ботанической провинции Австралии. Помните, я
как-то описывал потрясающую флору финбошов Южной Африки? Так вот, на юго-востоке Австралии наблюдается та же картина - необычайная скудность почв, крайне суровые для выживания условия и … настоящая ботаническая вакханалия!
Слева направо красотки с причудливыми названиями: роданте зеленоголовчатое (Rhodanthe chlorocephala), вертикордия золотоцветковая (Verticordia chrysantha), дарвиния острочешуйчатая (Darwinia oxylepis) и брахикома иберисолистная (Brachyscome iberidifolia).
Вообще же райские кущи для Terra Australis не так уж и характерны. Вторая точка, сравнимая по биоразнообразию с юго-западной локализована в диаметрально противоположном уголке - во влажных тропиках Квинзлэнда. Основная же часть Австралии довольно пустынна и скупа на жизнь. Но, как говорится мал золотник, да дорог! - юго-западная провинция - воистину чудесный котелок с “ботвиньей”, в котором эволюция “сварила” порядка 5800 видов сосудистых растений, а с учетом еще не описанных можно думать о 8000 видов (S. Hopper, P. Gioia, 2004).
Анигозантос Манглеза (Anigozanthos manglesii) из семейства гемодоровых - символ штата Западная Австралия. Местные называют анигозантосы "кенгуриной лапкой" за своеобразную форму цветка. Справа еще два родственных вида - анигозантос желтоватый (A. flavidus) и макропидия темно-бурая (Macropidia fuliginosa)
Жаль только, что любоваться всем этим роскошеством можно не круглый год. Пик цветения наблюдается здесь весной, в середине сентября - начале ноября. Именно в момент пробуждения полупустынных бушей и застигли мы с товарищем эти суровые земли. Два часа на машине от мегаполиса Перт - и вы в сказке.
Уже расцветает пустыня "башенок" (Pinnacles Desert) в национальном парке Намбунг в 2 часах есзды от Перта.
Как и в южноафриканских финбосах, неравномерная минеральная оскудненность почв приводит к тому, что на каждом шагу видовой паттерн перестраивается, словно рисунок из цветных стеклышек в калейдоскопе, и по мере вашего продвижения часть видов в пределах одного семейства замещается на новые. Как и в ЮАР, здесь немало интересных бобовых и протейных, очень богато и семейство миртовых.
Род банксия назван в честь сэра Джозефа Банкса, корабельного натуралиста капитана Кука. Насчитывается порядка 170 видов этих удивительных растений из семейства миртовых. На фото слева - банксия блехнолистная (Banksia blechnifolia) с колосьями, усаженными на земле, справа - банксия падуболистная, представляющая из себя симпатичное деревце. Другие банксии см.
здесь.
Какие-то виды широко распространены, какие-то сохранились в числе нескольких кустиков. Вымиранию исконных растений и животных в Австралии немало поспособствовал человек.
Самым, пожалуй, знаменитым австралийским представителем семейства миртовых является эвкалипт. Описано более 700 видов эвкалиптов! Некоторые из древесных видов были завезены в Африку, Южную и Латинскую Америки и в другие регионы. Вдали от родины деревья быстро растут, не встречая естественных врагов, но также быстро и вытесняют местную флору с помощью своих мощных
аллелопатических свойств. Слева - эвкалипт Янга с красивейшими цветками диаметром с мою ладонь. Справа - мой давнишний друг доктор Андрей Гострый на фоне ствола гигантского эвкалипта царственного (Eucalyptus regnans) - самого высокого цветкового растения Земли. Этот снимок я сделал в 2006 году на Тасмании.
Так, заносные растения быстро становятся злостными сорняками, ведь здесь их рост не сдерживается естественными врагами, присутствующими на их родине. Например, когда фермеры завезли в Австралию мексиканскую опунцию, она расплодилась так, что колючие непроходимые заросли проникли даже в удаленные леса. В 1925 году для борьбы с нашествием кактуса была завезена аргентинская кактусовая бабочка-огневка с грозным латинским названием Cactoblastis cactorum (дословно = кактусовая испепелительница кактусов). Гусеничный пир длился более десяти лет! Уже через несколько месяцев летчики, проводившие облет плантаций опунции, с удовлетворением обнаружили, что в ярко-зеленом ковре из кактусов начали появляться первые проплешины. В 1936-ом благодарные австралийские фермеры поставили специальный памятник гусеницам моли, спасшей Австралию. Он находится в долине реки Дарлинг. Сегодня между опунцией и кактусовой молью установилось биологическое равновесие.
Слева - непролазные заросли опунции (Opuntia stricta), справа - то же место, пожрюканное кактусовой огневкой.
Совершенно никакие усилия не помогают сдержать рост метельника прутьевидного (= испанского дрока) - кустарника из семейства бобовых. Это красивое растение, пахнущее кокосом, стало настоящим бичем для стран Океании. Здесь его и корчуют, и травят гербицидами, но ничего не помогает. Кустарник покрывает огромные территтории, вытесняя исконные виды.
Метельник прутьевидный (Spartium junceum) - изначально средиземноморский вид покрывает огромные территории в Новой Зеландии. На снимке всё желтое - это он.
Кроме того, непрерывно завозятся и новые болезни в виде вирусов, бактерий, грибков, нематод и насекомых, паразитирующих на растениях. Заносные травы к большинству из них устойчивы, а вот местные не успели выработать никакой защиты.
Эти два вида гревиллей находятся на грани вымирания. Гревиллея Максвелла (слева) сохранившееся лишь в форме пяти маленьких популяций в районе Олбани, вымирает под нашествием пришлых сорных видов, которые привлекают скот и способствуют распространению пожаров. Гревиллея лягушковидная (Grevillea batrachioides) считалась вымершей до 1982 года, когда кустик этого вида был обнаружен на горе Лесюёр. Последнюю сохранившуюся популяцию добирает грибковая болезнь. Другие виды гревиллей выложил
здесь.
Ну и конечно же вырубки, пожары и скотоводство! 80 млн. овец в Новой Зеландии сожрали почти всё! Примерно то же творится и в Австралии.
В итоге от былого биоразнообразия здесь мало чего сохранилось :(
Удручающее зрелище - пастбища и стада на Тасмании (снято в 2006 году).