"Трудно быть богом" А. Германа

Mar 02, 2014 20:59

Я не знаю, с чего начать - поэтому будет не рецензия, а этакий поток сознания. Не обессудьте, пожалуйста.

Я отношусь к той части общества у которой слова "Благородный дон поражен в пятку" не вызывают недоумённых взглядов. И потому, когда много лет назад стало известно, что Герман снимает кино по "ТББ" - я присоединилась к лагерю нетерпеливо ожидающих. Но шло время, дни сменялись ночами, зима - весной, а кино всё не выходило, потихоньку превращаясь в легенду. И вдруг - свершилось! И, разумеется, в первых рядах, не читая, как обычно, чужих отзывов и не смотря трейлеры - смотреть!.. И вот теперь, уже скоро сутки, я пытаюсь понять, а оно мне было надо??? И надо ли было его вообще снимать. ТАК снимать.




Что вы представляете себе, когда речь идёт о средних веках? Правильно: рыцари в блестящих латах, дамы в платьях с широкими рукавами и длинными шлейфами, замки с толстыми стенами... И мы, "книжные дети", как-то вот старательно забываем, что к этому прилагались насекомые и крысы, грязь и вонь от гниющих отбросов. И даже если автор (авторы) делают на этом акцент - память услужливо исключает неприятное. Например, декорацией к разговору дона Руматы и Киуна при их первой встречей - виселица с повешенным за ноги. Многие об этом помнят?

Мир Германа - это мир, в котором царит мерзость. Буквально с первых кадров - потоки фекалий, испражняющаяся прилюдно серость, ковыряющие в носу люди, вши и тараканы. Ощущение гадливости самых брезгливых выгнало из зала в первые полчаса. Я в это время пыталась совладать с собой: очень хотелось тоже встать и уйти. Да, я ожидала другого и надеялась на очередную сказку, в которой не понятно, почему Антон, взрощенный на гуманизме, впитавший этот гуманизм с молоком матери, всё более превращается в дона Румату, и, в итоге, готов на самом деле убивать. Вместо сказки я получила полуночный кошмар...

В мире Германа Румата не может любить Киру: она не та "маленькая", так разительно отличающаяся от других. Она - самое обычное порождение этого мира: глупая, нарвная, грязная девица. То есть, в отличии от мира Стругацких - у него нет и этой зацепки, чтобы оставаться человеком. "Бог устал"... А как тут не устать, если, прежде чем выпить, надо из стакана с вином вынуть таракана - и, твердя себе, что "ничего там не было", сделать глоток... Если вокруг дам и кавалеров "высшего света" рассыпают розы - чтобы отбить запах немытых тел... Если весь город уставлен виселицами, и жизнь человеческая не стоит и гроша... И ничего, никакого просвета: тупость культивируется, грязь никуда не исчезает, попытки что-либо изменить ни к чему не приводят: жить по-скотски проще. И прежде, чем возразить, вспомните наших бомжей и алкашей: не правда ли, похоже? А начинается всё с элементарного нежелания мыслить, следить за собой: окружение, знаете ли, сильно влияет...

Надо ли было столь откровенно показывать физиологические отправления? "Ничтожество испражняется в лес. Ничтожество всегда на что-нибудь испражняется." Количество испражнений в фильме Германа переходит все разумные границы. Я не понимаю, для чего... Показать гнусность того мира? Так её и без того хорошо видно: и не последнюю роль в этом играет монохромная окраска фильма. И кое-как обритые головы с гнилыми зубами. и душевнобольные, регулярно появляющиеся в кадре. И дождь, размывающий улицы Арканара... Зачем постоянным рефреном фекальная тема? Ничего, кроме омерзения, не вызывающая... К сожалению, у автора теперь уже не спросишь...

Но, не смотря на это, три часа - на одном дыхании. Не отрывая глаз от экрана - разве что, прикрывая глаза в особо неприятных (вываливающиеся внутренности, например) местах. И долгое состояние потерянности для всего мира, для всех окружающих: ты ещё там, в Арканаре Германа, с Руматой, медленно сходящим с ума... Озверевающим. Оскотинивающимся. И изо всех сил старающимся не стать подобным окружающим, сохранить себя: не Румату - Антона... Не сохраняющего... и остающегося - там, в арканарской грязи. Герман не дал даже этого просвета: дон Кондор пришёл, выслушал - и ушёл: не хочешь лететь на Землю - не надо... Антон Земле был нужен. Румата -нет.

Как в итоге назвать этот фильм: удачей режиссёра? Или неудачей? Не знаю... И рекомендовать никому не могу: это должен каждый решить для себя. А я... я уже сутки не могу понять, надо ли мне было его смотреть... Впрочем, это я уже говорила.

кино, ТББ

Previous post Next post
Up