Смотришь за окно, и совсем не верится, что недавно было знойное лето. И не нужны были тёплая кофта и кеды: накинул лёгкую блузку, шорты и босоножки на босу ногу - всё, гулять готов.
Прогулка по улицам Царского Села задумывалась давно. Но, как и многие прогулки этим летом, случилась как-то совершенно спонтанно, а потому без чётко проработанного плана. Всё, что было ясно: мы хотим увидеть отреставрированный
Феодоровский собор. А дальше - как пойдёт.
От собора, мимо бывших
казарм собственного его императорского величества конвоя, прослуживших в этом звании совсем недолго: построенные в 1916 году, уже через два года здания казарм были национализированы новой властью и переданы Петроградскому Агрономическому институту, позже сменившему имя на аграрный институт, которому и принадлежат до сих пор, - мимо памятника русскому ученому-почвоведу
Василию Васильевичу Докучаеву вышли к великолепным
Египетским воротам, украшающим город уже два века.
Сейчас на эту красоту можно любоваться только издали: Петербургское шоссе огибает ворота с обеих сторон. Но ещё и полвека не прошло с тех пор, когда к ним можно было подойти. Мало того - можно было зайти в гости: "До 1985 года в Воротах проживал Валерий Валерьевич Игнатов, он работал сторожем в сельхоз институте (который расположен недалеко от ворот), и жил один в правой башне Ворот, причём на вполне законных основаниях, и прописка у него была смешная - город Пушкин дер.Большое Кузьмино Египетские Ворота. Внутри Ворот вполне комфортно - на первом этаже прихожая и туалет, на втором крохотная кухня и комнатушка - метров 7-8, на третьем хорошая комната около 10-12 метров - для одного жильца более чем достаточно, отопление печное, правда, нет водопровода, и воду приходилось носить с колонки через дорогу, метров 150. В 1985 году Валерий Валерьевич помер и Ворота с тех пор - необитаемые."
Фото 1934 года
Фото 1972-1975 год
Ну и, конечно, оказавшись рядом с Египетскими воротами просто невозможно не поздороваться с «Нашим всё».
Это - один из памятников «солнцу нашей поэзии» в городе Царское Село. Или - в городе Пушкин. Кому как больше по нраву. Впрочем, официально всё же - Пушкин. Но я ж не о том, я о памятнике...
Скульптор Леопольд Бернштам создал это изваяние в 1911 году в романтичном городе Париже. Ну, действительно, куртуазный повеса совершенно соответствовал парижской романтике тех лет: талант, которого отрицать не могут даже те, кто не возводят «наше всё» на пьедестал божества, вспыльчивость и бретёрство, и всё это дополнено интересной внешностью - парижская богема начала ХХ века просто обязана была быть в восхищении. Император России Николай II скульптуру тоже оценил высоко, приобрёл её, перевёз в родные пенаты и... видимо, любовался где-то самолично (даже после гибели дома Романовых): до 1938 года о памятнике нет сведений. А вот незадолго до Великой Отечественной Александр Сергеевич занял место напротив Египетских ворот - и более его не покидал. Даже будучи расстрелянным множеством выстрелов.
Фото 1944-1945 год.
Находится он там и сейчас. И, в отличии от ворот, подойти к нему можно. Мы, впрочем, не стали пользоваться протоптанной тропинкой и пошли дальше - погода располагала искать тень и воду.
А нашли в итоге много интересного. Например, памятник «Формула скорби». Наверное, не все смогут его оценить: автор, Вадим Сидур, что называется «не для всех». Реализма, где узнаваемо всё, в его работах - нет. Есть другой реализм: образы, рождаемые душой. А это - увы! - не все могут понять. И в изгибах памятника евреям города Пушкина, ставших жертвами Холокоста, те, кто не понимают поэзии скульптур Сидура, оставляют банки из-под пива, бутылки от более крепких напитков и хабарики в ассортименте.
Кстати, имя у скульптора тоже весьма интересно:
Сидур. В иудаизме слово «сидур» означает «порядок», поскольку в молитвеннике все молитвы приводятся в надлежащем и фиксированном порядке. Когда-то давно мне попала в руки его книга: стихи и рисунки. Надо было медитировать над каждым, чтобы понять... Да, Вадим Сидур - автор не для всех... Не буду повторять уже сказанное:
здесь о нём говорили подробно и очень хорошо.
А мы отправились дальше. И на пути нашем встретились нам кирха и ЗАГС, ресторан, оккупировавший старинное здание, и выставка карет, красивые деревянные дома и дивного вида столбы, разводящие электричество. Это был на самом деле интересный день - без дворцов и дворцовых парков. И это - малая часть красивого города. В планах - повторить прогулку. Но уже подготовиться и просчитать маршрут, чтобы увидеть как можно больше того, что не показывают туристам. Дворцы прекрасны, но то, что остаётся в их тени - прекрасно не менее.
Поедем в Царское Село...