Сегодня, мои мальчики и девочки, я расскажу вам то, что вы всегда хотели узнать, но боялись спросить: “Почему мы смеемся над шутками”. Мальчикам это будет особенно интересно, ведь девочки ищут не просто "надежных и мужественных", но и “с чувством юмора”. Поэтому читайте внимательно, и вы станете пользоваться у девочек таким же успехом, как и я.
Смех - одна из главных ценностей в обществе. Практически во всех фильмах стараются добавить смешные фразы и эпизоды. Докладчики, даже в самые серьезные выступления, обязательно вставят несколько шуток, чтобы расположить к себе аудиторию и удержать ее внимание. Самые популярные картинки в сети - что-нибудь смешное. И это даже не говоря об анекдотах и юморе в повседневном общении, без которых оное часто становится скучным. Все это вы хорошо знаете. Но подождите, скоро будет интереснее.
Почти всем необходимо улыбаться и смеяться, чтобы почувствовать себя лучше. Поэтому мне всегда было удивительно, что практически никто не понимает ПОЧЕМУ люди смеются (и мало кто даже задумывается над этим). В чем причина удовольствия от анекдотов и комедий? Что такое чувство юмора и остроумная шутка? Чем последняя отличается от несмешной и плоской?
Сразу оговорюсь, что речь идет не о смехе над швырянием торта в лицо, падениями и прочими трагическими эпизодами. Природа того смеха слишком проста и неинтересна, чтобы о ней много говорить: человек просто получает удовольствие от облегчения, что это случилось не с ним. А некоторые даже радуются, что другие оказываются все в дерьме, а я один в белом фрак в глупом положении. Но мы здесь говорим о шутках, в которых есть какой-то смысл, и которые не обращаются к настолько уж примитивным инстинктам.
В сети можно встретить разные теории по этому поводу, включая
Википедию и
различные сайты и
статьи, однако ничего из того, что относительно быстро находится - не представляется убедительным. Например, Иммануил Кант: “Смех является эффектом, который возникает, если напряжённое ожидание превращается в ничто”. Или Анри Бергсон: “Cмех эволюционировал, чтобы сделать социальную жизнь возможной для человека”.
Убедительно? Мне тоже нет. Фактически, не существует одной общепринятой и известной всем теории. И всегда когда я спрашивал друзей и знакомых о причине смеха - никто не мог ответить. Более того, почти никогда не было даже каких-то гипотез, только ответы “смеемся, потому что смешно”.
Здесь бы полагалось сказать, что я придумал теорию, которая это объясняет. На самом деле, так почти и есть, только придумал ее не я. Немного жаль, этим можно было бы гордиться... но ладно, будем гордиться чем-нибудь другим. Конечно, это только теория, но исключительно логичная и убедительная. И при этом очень простая, что тоже говорит в ее пользу (чем сложнее и запутанней какая-то гипотеза, тем больше вероятность, что она неверна).
Кто именно ее придумал - я, к сожалению, не знаю. Прочитал я о ней в автобиографии французского физика российского происхождения Анатоля Абрагама
”Время вспять, или Физик, физик, где ты был”. Кстати, прочитал я эту книжку около 20 лет назад, но до сих пор об этой теории практически никто не знает. Это еще раз подтверждает популярность физики и жанра автобиографий.
Все очень просто:
Суть шутки заключается в том, что в логической цепочке рассказываемой истории отсутствует какое-то звено. Смех слушателя и связанное с ним удовольствие объясняются подсознательной гордостью своей способностью мысленно восстановить это звено.
Другими словами, смех это интеллектуальное удовольствие от разгадки шутки. Примерно как удовольствие при решении математических и логических задач, только задачи в шутках простые и решаются обычно за доли секунд.
У этой теории можно легко увидеть много подтверждений. Например, слишком сложные шутки, до которых никто не догадывается и которые надо объяснять, не смешны. И наоборот, даже самый остроумный анекдот можно рассказать так (разжевав соль шутки), что смеяться никто не будет. Слушатель не получит удовольствие от самостоятельного восстановления пропущенного звена, поэтому и радоваться ему будет не от чего.
Остроумная шутка должна быть не слишком сложной (иначе ее не разгадают или будут разгадывать слишком долго), но и не слишком простой (иначе не получат удовольствие от ее разгадки). И удовольствие от шутки не только в том, что она разгадана, а и в том, что разгадана очень быстро, инстинктивно. Поэтому и смех может быть только непроизвольным, а не наигранным (замечали, что искусственный смех легко определяется?). А когда, например, разгадываешь сложную логическую задачу, то смеяться не будешь, поскольку не будет инстинктивного рефлекса удовольствия, будет просто спокойное удовлетворение. Но при этом при решении сложных задач люди все равно часто улыбаются, что также является подтверждением этой теории. Улыбка от разгадки шутки или решения задачи - это "облегченный вариант" смеха. Интеллектуальное удовольствие было, но по каким-то причинам не достигло пика в виде смеха (все хорошо, милый, мне и так было приятно).
И вы замечали, что чем умнее человек, тем он обычно остроумнее? Это тоже хорошо согласуется с данной теорией. Чувство юмора - это не что иное, как умение хорошо восстанавливать пропущенные звенья в шутках, а также самому придумывать новые шутки с удачными загадками в них. Примерно как самому придумывать обычные загадки и логические задачи. Поэтому чувство юмора требует хорошо развитого абстрактного и логического мышления.
Наблюдательный читатель теперь догадается, почему девочки ищут мальчиков с чувством юмора. С одной стороны, конечно, девочкам хочется, чтобы их развлекали и делали им весело. Но с другой стороны, что не менее важно, девочки хотят дружить с умными мальчиками. И девочки подсознательно понимают, что если у мальчика есть чувство юмора, то он, скорее всего, заодно и умный.
Еще более наблюдательный читатель спросит: “А почему смеются дети, когда видят родителей или когда c ними играют? Им же не рассказывают шуток, да они их и не поймут”. Маленький ребенок получает удовольствие от другого: от прикосновений, ощущения защищенности, теплоты, знакомых лиц и голосов. Это удовольствие не интеллектуальное, а физическое и эмоциональное. А когда ребенок растет и становится взрослым мальчиком - он уже может получать и интеллектуальное удовольствие от шуток. Если, конечно, он хорошо учился в школе.
Так что, мои взрослые мальчики, учите таблицу умножения, решайте логические задачки - и вы станете такими умными и остроумными, что все девочки будут ваши.