Интересные люди нашего города. Александр Цэцулеску.

Jan 26, 2020 13:38


Кто только не жил в подмосковных Мытищах! Иногда с удивлением читаешь о таких людях, что и не верится даже. И если некоторые из них широко известны, как например космонавт Стрекалов, то другие практически безвестны. И памятников им нет. Одним из таковых малоизвестных, но очень интересных людей нашего города был румын Александр Цэцулеску. Он же Alexandru Ţăţulescu по-румынски. Врач-многостаночник высочайшей квалификации, кардиолог, травматолог, рентгенолог, гинеколог, онколог, кто ещё? В Мытищах он прожил долгих 40 лет, однако самые бурные события его жизни были намного раньше и к нашему городу отношения не имеют. А судьба у Александра вообще достойна романа или экранизации. Так кто же он, и чем примечателен?



Александр Цэцулеску в молодости. Видимо, ещё до войны.

Родился Александр в Бухаресте 7 января 1916 года. Отец его был из крестьян, «понаехавших» в столицу за лучшей жизнью, а мать - из столичных коммерсантов. В детстве и юности Александр жил вполне благополучной столичной жизнью: школа, институт. Причём школа-то была непростая: это была евангелическая школа лютеранской общины Бухареста. А институт - Бухарестский университет, медицинский факультет, который Александр окончил в суровом 1941 году и сразу ушёл на фронт. На тот момент у него уже была жена и полуторагодовалый сын, о которых ничего не известно.



Поначалу Цэцулеску воевал против СССР. Ну как воевал... служил врачом в госпитале. Позже, в сентябре 1944 года 4-ая армия, в которой служил Цэцулеску, перешла на сторону СССР. В это же время талантливого врача заметил генерал Аврамеску, и вскоре Александр стал личным врачом генерала. А впрочем, Александр до этого был знаком с генеральской дочерью Феличией, которая и познакомила молодого врача с отцом. 6 марта 1945 года кортеж генерала Аврамеску, находясь в Венгрии, попал в советский плен. В плен попал и Цэцулеску. Его переодели в потрёпанную советскую форму, держали в подвале одной из усадеб вместе с пленными румынскими дезертирами. Скудное питание, справление нужды в парашу на глазах у всех. 21 марта ему выдали сапоги и шинель генерала Аврамеску и самолётом этапировали в Москву. Следующие полтора года Цэцулеску мыкался по московским тюрьмам: Лубянская, Лефортовская, Бутырская, познав все унижения тюремной жизни. Один раз его даже допрашивал сам Абакумов, начальник контрразведки СМЕРШ. Знал бы тогда Абакумов, что скоро он сам станет заключённым и будет расстрелян, а несчастный румын переживёт его на 57 лет...

Дали Александру срок 8 лет лагерей. При этом исчисляться срок начал не с марта 1945, а с июля 1946 года. В январе-феврале 1947 года Цэцулеску в столыпинском вагоне отбыл по этапу в Ухту. С этого времени начинается его «северный» отрезок жизни. Александра помотало по северным лагерям: сначала Ухта, потом посёлок Нижний Доманик, снова Ухта, Воркута... И везде работал врачом, попробовав множество специальностей: врач-ординатор, травматолог, рентгенолог. А работал Цэцулеску в румынской военной форме без знаков отличия и хромовых сапогах, доставшихся от генерала Аврамеску. Условия были разные. В Ухте в первый период заключения условия были образцовыми даже по гражданским меркам. В Нижнем Доманике Александру пришлось самому изготавливать инструменты по своим же чертежам в ремонтно-механических мастерских при нефтешахте №3. Вторично в Ухте антисанитария была страшной, Цэцулеску подхватил дизентерию в тяжёлой форме. При этом ещё и испытал унижение от начальства. Начальник заставил Александра испражняться кровью на глазах у всех, чтобы убедиться, что это не симуляция. В Воркуте же Цэцулеску работал в городской больнице в обществе специалистов высочайшей квалификации, где самостоятельно изготавливал всё оборудование от шприцов до ультрафиолетовый облучателей. Совместно с польским инженером Генрихом Ясинским смастерил рентген-аппарат.

В лагерях Александр завёл немало интересных знакомств. Ещё в Ухте в первый период заключения Цэцулеску познакомился с будущей женой, Зинаидой Пахомовной Житник. Она «загремела» в лагеря ещё в 1936 году за «контрреволюционную агитацию», и, отбыв срок, стала вольнонаёмной и жила в Ухте. Александр прибыл на поезде сильно истощённым, и Зинаида его выхаживала. В Нижнем Доманике Цэцулеску подружился с венгерским картографом Шандором Радо, передававшим данные из немецкого генштаба советскому командованию и осуждённым по «подозрению в шпионаже». После лагерей они смогут встретиться лишь в 1979 году. Здесь же Цэцулеску подружился с Петром Евсеевичем Брайко, героем Советского Союза и кавалером ордена Ленина, однако сидящему по 10-му пункту («антисоветская агитация») 58-й статьи. Цэцулеску спас Брайко от лесоповала, взяв к себе в команду и выучив на врача. В итоге Брайко стал лагерным стоматологом.



Зинаида Пахомовна Житник (1914 - 2007)



Шандор Радо (1899- 1981)



Пётр Евсеевич Брайко (1918-2018)

27 ноября 1952 года Александр Цэцулеску был освобождён досрочно за хорошую работу. Но без права покинуть Воркуту с обязательными отметками в комендатуре дважды в месяц. Нарушение каралось 20 годами каторжных работ. В феврале 1953 года переведён в Ухту, где снова встретился с Житник. 30 августа 1954 года у них родилась дочь Марлен, а в сентябре они поженились. В 1955 году получил паспорт, как Александр Иванович Цэцулеску, национальность указана «молдаванин», и тем самым стал советским гражданином. 8 сентября 1956 года освобождён из ссылки, в том же году получил справку об отмене своего приговора. В 1960 году полностью реабилитирован. В Ухте семья Цэцулеску - Житник жила в трёхэтажке по адресу Студенческая 6 (ныне Кремса 15/6). Горячая вода подогревалась дровами.



Ухта, Кремса 15/6. Дом Цэцулеску.



А. И. Цэцулеску и З. П. Житник, Ухта, 1950-е годы.

Живя в Ухте, Александр берёт в библиотеке и изучает медицинские журналы на английском, немецком, французском и испанском языках, стараясь быть в курсе достижений мировой медицины. В 1960 году он смог получить из Бухареста свой диплом, выданный в 1941 году, и поехал в Ленинград повышать квалификацию. Но до Ленинрада не доехал: по дороге «зацепился» в Москве, встретился с ректором Центрального института усовершенствования врачей Верой Лебедевой, и повысил квалификацию уже в Москве. В том же году впервые после войны посетил Румынию, но больше на родину уже не приезжал.

В начале 60-х пожил в Калилине (нынешней Твери), а в 1963 переехал в Кишинёв, где прожил до 1971 года. Там он жил, работал, лечил, печатался в научных изданиях, всего не перечислишь. Собственно в Кишинёве он и стал уважаемым человеком.

А в 1971 году Александр Иванович развёлся с З. П. Житник, женился на враче-кардиологе Валентине Михайловне Митюхиной, и вместе с ней и её двумя дочерьми от первого брака переехал в подмосковные Мытищи. Здесь он прожил дольше всего, а работал опять же в Мытищах заведующим рентгенологическим кабинетом санатория Подлипки. Мытищинский период жизни Цэцулеску был пусть и самым долгим, но наименее примечательным. Солидный немолодой мужчина просто спокойно жил и спокойно работал в нашем городе. Он был разносторонне эрудированным человеком. Его друзьями были композитор Евгений Дога, писатель Ион Друцэ, работники посольства Румынии в Москве. То есть румыны и молдаване, что и понятно. Рыбак рыбака как говорится...  С 1991 года он активный участник сообщества Мемориал. Тоже логично: он узник Гулага. Именно по линии Мемориала ему удалось узнать судьбу бывшего начальника генерала Аврамеску. Аврамеску погиб в день ареста 3 марта 1945 года при туманных обстоятельствах, а спустя три дня его дочь Феличия покончила с собой. Здесь же в Мытищах Цэцулеску был членом правления Мытищинского общества ветеранов труда и войны - жертв политических репрессий. А в 2008 году румынское правительство присудило ему звание полковника в отставке и ветеранскую пенсию.



Санаторий Подлипки. г. Мытищи, Ярославское шоссе, вл. 149.

Александр Цэцулеску прожил в Мытищах 40 лет. Здесь же и умер 11 февраля 2011 года в возрасте 95 лет. Урна с его прахом захоронена с воинскими почестями в Бухаресте на кладбище Генча. В Мытищах же нет ни одного памятника и даже мемориальной доски.

санаторий Подлипки, Мытищи, Ухта, Румыния, замечательные люди, Гулаг, Воркута

Previous post Next post
Up