поехали дальше

Feb 17, 2014 11:27

начало тут:
http://borovsky.livejournal.com/831206.html

2 часть:
http://borovsky.livejournal.com/832305.html

ЛЕТЧИК

цель: стать первой женщиной-пилотом.

причина: она ясна как день. я очень люблю небо и высоту.

мой путь: недаром я поставила эти две профессии рядом. схожи они не только профессионально, но и по причине моей недееспособности.

думаю, какой-нибудь не шибко опытный психиатр уже давно бы выявил какую-то патологию, ибо рецидивы свидетельствуют о печальной и искаженной картине восприятия маленьким человеком.

в облаках я витала с детства и не скажу, что это меня хоть каким-то образом обламывало. напротив, я чувствовала себя как за каменной стеной. и период инфантильности у меня как видится еще не прошел.

скажу честно, как я захотела стать именно летчиком, я не помню, однако это неизменно присутствовало во всех моих разговорах о будущем. отсюда я тоже заключаю, что не горела эти настолько, чтобы приступить к пресловутой самореализации.

как видно, это вовсе не односторонний процесс - человек нуждается в вере. его собственные силы и способности, можно сказать, рождаются и существуют за счет одобрения. звучит это несколько однобоко, получатель, присутствует практически при любом выхлопе от любой деятельности. посему если рядом с вами нет опоры в виде человека, нет стержня и одобрения, вы либо обязаны взрастить его сами, либо можете сидеть на ровном месте и ожидать рождения мыши.

-мам, я хочу стать пилотом - сказала маленькая девочка.

-ну, мало ли что ты хочешь. иди поиграй - сказала снисходительно мать.

И девочка отправилась играть. К сожалению, такого рода сцены происходили относительно часто, накапливая в девочке личные обиды и комплексы. а девочка в свою очередь была недостаточно сильна, чтобы переключиться с таких обид на активную деятельность.

Меня постоянно спрашивали: «Чего ты хочешь от жизни?», и я никогда не могла сразу ответить. Несколько лет я пребывала в некой прострации, а потом собственная неспособность дать адекватный ответ меня удивила. Я никогда не была человеком, плывущим просто по течению, а значит и не задумывалась над такими вопросами. Наоборот. Я даже была уверена, что знаю ответ. И тут, вдруг, все мои обрывки планов и устремлений не сложились в единую картину.

А ты можешь вот так сразу ответить на вопросы, типа: какое твое главное стремление в жизни, кем ты хочешь быть? Причем ответить вслух, самому себе сказать это, не задумываясь…

«Хочу много денег» не считается, тут дело в четком самоопределении. Ну как успехи?

Я честно скажу, что хоть и имела представление о своих желаниях, но дать четкий и осмысленный ответ не смогла. Курса нет, корабль плывет без компаса, капитан притворяется, что все под контролем.

Позже, разгребая массу одухотворяющей и побуждающей к действиям литературы, я засела в полной тишине и, полностью расслабившись, начала задавать себе вопросы:

- Чем тебе нравится заниматься?

- Что приносит тебе радость?

- Что тебя окрыляет, что вдохновляет?

- Нет рамок: что ты в итоге выбираешь?

- У тебя полно денег. Что ты с ними будешь делать? Твои варианты?

Скажу сразу - это была игра с одним условием: отвечать предельно честно. Когда картинки начинают проявляться (вне зависимости от их реалистичности), начинается игра с ними.

И, как оказалось, мне нужно было почаще общаться с самой собой, вести дневник и согласовывать свои желания с текущими целями. Масса энергии в виде моих переживаний, абсолютно излишних усилий и сверх серьезного отношения к определенным вещам, уходила не в то русло. Явления, которые должны быть второстепенными, отчего-то довлели над насущными и важными делами, отнимая мои драгоценные силы и время.

В итоге, общее понимание того, чем бы я хотела заниматься, осталось таким же, как и пару лет назад, но с моими реальными действиями оно никак не согласовывалось. Выхода было два: менять цели или действия, потому что мечты осуществляются только у тех, кто начинает работать со своей жизнью. Теперь мне стало куда легче: наметился курс, появился блеск в глазах и четкая картинка.

УЧИТЕЛЬ-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕПЕТИТОР

Цель: отыскать верных учеников, работать в университете, в школе, на курсах

Причина: сильнейшее желание убежать от корпоративной ответственности, высокая цель нести образование в массы, стремление применить образование

Мой путь: все началось с обычного школьного сочинения (вписать). Его я посвятила своей школьной учительнице Любви Николаевне. До сих пор помню ее темные волнистые волосы, хитрые глаза, синий джемпер и полную безучастность к судьбам детишек, которые были у нее под патронажем. Однажды она задала написать сочинение на тему «Кем я хочу быть». Это был 2 класс, кажется. Ну или 3. Сильно зависит от того, насколько вы сознательны к 8-9 годам своей жизни. Я, видимо, находилась в стадии наркотического опьянения или овощения, поскольку этот момент я помню очень хорошо: я пришла к маме и спросила:

-мам, как ты думаешь, кем мне быть? Нам сочинение задали, а я не знаю, кого писать.

-ну, напиши учительницу, - посоветовала мама. Так ей, вероятно, было легче разрешить все проблемы. Ну еще бы - до взросления еще так много времени.

Сдала я сочинение, ну и получила свою пятерку, как и было положено при таком раскладе.

Проходило время, я училась, меняла школы, но во всем неизменно была стабильна: у меня великолепно шли гуманитарные науки. Тем не менее, никто, да и я сама, не заставлял меня думать о будущем. Все шло как-то само собой. До 15 лет. До репетитора Анны Алексеевны (вписать).

Один из положительных моментов выживания в школе - это то, что никто тебя не мучает вопросами о твоей будущей профессии. Разве что учителя изредка в 11 классе начинают спрашивать, куда ты поступаешь.

Когда я поступила на филфак, через пару месяцев я с подругой пришла в школу проведать учителей, помню, что несла какой-то бред про свое образование, какая-то максималистическая чушь про систему, про тупых сокурсников и прочее. Это, знаете ли, было очень типично для меня тех лет. Уж тогда было ясно, что учителя из меня не выйдет. Хотя бы потому, что я не любила доводить начатое до конца и перекладывала на других свои проблемы.

Например, у меня с детства, кроме таблицы умножения, плохо шла математика. Сложности и западло начались со 2 класса. Вот тут-то и появился…дед. Дед блестяще играл в преферанс, обожал карточные игры, преподавал на Кубе что-то, а еще прекрасно обращался с числами. Я, будучи по натуре не очень хитрым ребенком, каким-то образом поняла, как можно решать мои проблемы в виде задач - я стала звонить в Пушкин дедуле, диктовать ему примеры по знакам, потом перезванивала и записывала правильный ответ.

Скажу честно, он практически никогда не ошибался - в смысле, что пару раз ошибки имели место, но предъявлять ему претензии я не имела права.

Я могла бы и отца просить, что и делала, когда родители пронюхали о моих махинациях. Было это примерно так:

-пап, я не понимаю, как решать это уравнение.

-ты прочитала параграф перед? (отец начинал выходить из себя)

-прочитала.

-и что тебе непонятно? - начинал кричать отец

-всё.

-что всё?

-да всё-всё.

-иди и еще раз читай, потом приходи и показывай, что непонятно. За тебя всю жизнь что ли дедушка Юра будет все делать?

Я заливалась горючими слезами, шла читать эту корейскую грамоту , ничего не понимала, ревела, выслушивала массу оскорблений и шла спать, списывая на следующий день эту долбанную математику.

К слову, если ваш ребенок не различает цветов, не делайте его железнодорожником. Сделайте его критиком искусства.  Все не так сложно.

Это я опять-таки к чему веду? Да к тому, что неумение самостоятельно справляться с проблемами и задачами не сделало бы мне чести как педагогу, который бы бросал свой класс при возникновении крошечной беды. Да и в других делах, поверьте, это совсем не делает чести.

В общем, когда я поступала на филологический, ко мне не закрадывалась даже и тень догадок о том, на какой путь я встала. Это прямая дорога в преподавание и репетиторство. Разумеется, для тех, кто видит не дальше своего носа. Но пока я училась в университете, не занималась ни тем, ни другим. Переводила фильмы, слонялась по улицам и совершенно не думала о том, как сложится моя жизнь после окончания университета. Но это было совсем не ТО осознанное состояние, когда ты «здесь и сейчас». Это скорее похоже на вакуум или заключение в темнице. Ты знаешь, что за пределами стен вроде бы есть жизнь, но все кажется, что тебя она не коснется.

После окончания я столкнулась с суровой и зубастой реальностью: отец стал капать на мозги еще больше.

-я же тебя предупреждал. Ты что, всю жизнь на наших шеях сидеть собираешься?

Я лишь отмахивалась своими фильмами и сериалами, которые приносили какой-то доход, но не больше. Потолок развития был виден с самого начала. Тогда я стала давать частные уроки детям.

Скажу сразу - дети меня обожают. Но как педагог я - полный ноль. Я не готовлюсь к занятиям, не продумываю план урока, не стараюсь сделать так, чтобы им было интересно. Мне важна просто живая беседа с теми, кто может дать мне что-то взамен. Каждый раз мне предлагали учеников, каждый раз я соглашалась, а потом бросала под предлогом поноса, зубной боли, сломанной ноги.

У меня был опыт педагогической практики и в настоящей школе. Мне дали шестиклашек на целый месяц. Мы занимались легким английским, и я - лучшее, что случилось в их жизни. Потому что на самом деле у них была старая и вредная бабушка с урюпинским произношением и потоком слюны на передней парте. Я подсказывала им правильные ответы, отпускала пораньше, болтала об игрушках, а они на 8 марта подарили мне конфеты и игрушки. Человеческое общение одержало победу. Однако таким халявщиком педагогу быть не пристало.

Потом я пошла в офис, и давать уроки не представлялось возможным. Зато там я снова поняла, что хочу уйти в школу и преподавать язык детям. Я стала тайком рассылать резюме, подыскивать вакансии, но как только меня куда-то звали, я отказывалась, цепляясь за свою стабильность. Всего лишь надо было приложить хоть чуточку усилий над собой и принять происходящие перемены. Но я не захотела. Я даже на работе в принудительном порядке преподавала бесплатно английский своей начальнице, но не могла. Настолько это было не по мне. К тому же женщина хотела выучить язык, не прилагая никаких усилий.

Потом я, конечно, уволилась и стала искать работу на всевозможных курсах. Проходила собеседования, получала приглашения и не являлась на работу. Потому что надо было ра-бо-та-ть. То есть действовать. Начинала и бросала. Мне звонили, писали письма, де, Виктория, где же Вы, так никто не поступает. Я подводила людей из-за своего страха приступить к какому-то делу. Всё казалось, что мне принести должны что-то на блюдечке с каемочкой. Знакомый подсказал мне работу на хороших курсах, я пришла, произвела неимоверно приятное впечатление, мне предложили пройти обучение неделю, а потом приступить к занятиям. А я не пришла. Испугалась. Потом снова пошли ученики. Разного возраста, контингента. Они все хотели меня. Я занималась, потому что были нужны деньги, но потом все чаще и чаще стала ссылаться на больное горло, на понос, вывихнутые конечности  - в общем, будь я мужчиной, то открыла бы свои курсы «как откосить от армии в считанные дни».

Понятия не имею, судьба меня уводит от этой профессии или профессиональная лень, но никак не складываются у меня отношения с преподаванием.

Препятствия:

Люди любят смотреть фильмы об униженных и оскорбленных, пишут песни о холодных сердцах и промокших ботинках, но стоит им хотя бы чуть-чуть замерзнуть или промокнуть, они впадают в панику.

Бьюсь об заклад, ты тоже любишь смотреть какое-нибудь героическое кино, с замиранием сердца наблюдая за тем, как главный герой преодолевает все трудности на его пути, но стоит кому-то нахамить тебе в очереди или толкнуть в метро локтем, ты раздуваешься от злости и продумываешь план мести.

Правильно. Это все потому, что в реальной жизни незапланированных подарков судьбы больше, и они все не прописаны в сценарии. А в современном ритме мы разбалованы комфортом. Так почему бы не обезопасить себя со всех сторон, правда?

дело в том, что мы стали превозносить смысл комфорта и значение стресса. Весь секрет раскрепощения сознания и перемены отношения кроется в мелочах: автобус ходит по расписанию, муж должен быть богатым, жена должна любить твоих друзей, начальник должен быть не мудаком. Когда все совпадает и складывается, ты расслабляешься и перестаешь сопротивляться. А вся штука в том, чтобы сократить количество правил или немного преуменьшить их значение. Так ты научишься справиться с нестандартной ситуацией.

Моя беда была в том, что я относилась к трудностям новичка как к…трудностям. А это было всего лишь очередное чудо. Смелость - это в первую очередь интерес и способность действовать. Пока я плыла по течению и избегала важных изменений, кто-то боялся, но рисковал.

Знаешь, почему ты не допускаешь изменений в свою жизнь? Потому что относишься к ней как к черновику. Я понимаю, громкие слова и все дела. Ты занят, на работе завал, устал от учебы и бешеных ритмов. Я все это понимаю. Ведь ты - раб. У тебя есть властелин, а на запястье примостился браслет, который при попытке бегства запищит и взорвется. Правда? Есть такое? Я думаю, ты понимаешь, что это шутка. Ха-ха.

Если не начнешь действовать сегодня, то светлое будущее будет постоянно убегать из-под носа. Вспомни отрицательный момент воспитания, который научил тебя ориентироваться исключительно на будущее:

-вот когда вырастешь, тогда…

Так ты и привыкаешь к тому, что настоящее не имеет значения. Всё пишешь какой-то черновик, а главные дела маячат где-то впереди. И вот тебе сколько уже? 20? 25? 30? 40? Что-то внутри диктует тебе идти и вершить великие дела, начать свое дело, достичь высоких результатов, заниматься своей личной жизнью. А ты все пишешь черновик и думаешь:

-вот только не сейчас, ладно? Когда вырасту, тогда и поговорим.

Очень просто избавиться от такого препятствия - представь себя через 15 лет. Тебе все еще хочется быть там, где ты сейчас? А вот и подумай: планы не ведут никуда. Должен быть курс, а планы придумали всякие умные дяди и тети для велеречивых бизнес-тренингов. Чем курс отличается от плана? Ну, хотя бы тем, что ты план пишешь на бумаге, где он и остается, а курс - это цель, то, что ты видишь на горизонте. Представь себя через 15 лет на том же месте, где ты сейчас. Думаю, должно здорово отрезвить.

Для того, чтобы перейти к активным действиям, я все ждала подходящего момента. А он не наступал никак. Я копила деньги, ждала перемен, смотрела в компьютер. А жизнь никак не предлагала мне времени для перемен. Я волновалась и переживала. А потом стало так тяжко от собственной никчемности и неорганизованности, что я начала писать. Запомни: самые значительные изменения происходят в некомфортных условиях.

Чем кончилось:

У педагогической саги есть свое никчемное окончание. Однажды я пришла в гости к своей подруге Насте. Она ждала мужа с работы, а я как раз вещала о своих планах открыть курсы. Об этом, кстати, позже. Курсы разговорного английского языка для продолжающих. И тут приходит муж, который видит нас, слегка опьяненных сливовым вином, и слышит, о чем мы говорим. Дело в том, что ее муж - педагог со стажем, доцент и просто великодушный человек. Он предложил на пару открыть эти курсы, а пока взять под опеку группу студентов в частном вузе. Я была пьяна, и предложение подкупало своим созвучием с моими целями. В общем, я согласилась. Сперва тряслась слегка, ведь опыт меня научил - иди до конца. И пришла на первое занятие. 10 человек, дети из провинциальных городов, на пару лет младше меня. Они смотрели на меня и усмехались:

-и ты будешь нас чему-то учить? Ну, посмотрим.

Я сразу задала дружественный тон, потому что хотелось запасть в их головы. Молодой стильный красивый педагог. Как тут не слушаться? Но я пошла по неверному пути: они уж слишком были расслаблены до меня. А тут еще такое явное панибратство. Уровень языка после провинциальных школ, ясное дело, на нуле. Никто не мог даже двух слов о себе связать, и моя идея о разговорном аспекте преподавания провалилась с треском. Я-то продумала первое занятие как живую дискуссию с вкраплениями грамматики, а вышло наоборот. То есть никак. Последующие занятия напоминали ад, потому что черти плясали у них в глазах, они болтали на русском, матерились перед педагогом, слушали плеер и играли в видео игры прямо на уроке. А я стояла и поражалась двум вещам: собственной некомпетенции и их распущенности. Меня и до этого предупреждали, что эти дети не из самых удачных семей и городов, но я подумала:

-отлично! Трудности - как раз то, что мне нужно. Идеальный способ натренировать волю и испытать себя на вшивость.

Но это оказалась неверная трактовка ситуации. Либо я снова проявила свою лень. В общем, я ушла. Потому что в процессе преподавания мне важен хоть какой-то обмен энергией. Либо это умные люди без опыта, которым нужны мои услуги, либо это опытные и говорящие на языке люди, с которыми можно вполне удачно проводить эксперименты над языком.

Через полгода после этого поступило предложение поработать в средней школе педагогом-организатором за 9 000 рублей. 5 дней в неделю и невозможность совмещать. Я сперва купилась, ибо нужна была работа, но в педагоги нужно идти только по призванию, когда не смущает бедность, когда ты обожаешь детей и берешь на себя колоссальную ответственность за их характеры.

Да что там  говорить? Так должно быть в любой профессии - глаза должны гореть. Я писала эту книгу, понимая, что на тот момент у меня был весьма скромный заработок и эта книга. Что мне было нужно жилье и еда. Вот они, некомфортные условия. И я понимала, что нужно жить дальше, нужно работать над мечтой и ее реализацией. Я бы могла стать педагогом в силу отсутствия других вариантов, но не стала - насилие над собой приводит к трагическим последствиям. Это первоисточник всех злоключений. На работе тебя имеет начальник только потому, что однажды ты выбрал эту работу, отказавшись от истинного призвания, например.

Поэтому откажись от страха. Посмотри в зеркало и на календарь. Тебе никто не даст чистую тетрадь, когда кончится черновик.

книга

Previous post Next post
Up