Немного про школы, или город образованных мам

Sep 18, 2016 22:08

Решил собрать в одну кучу интересные вещи, которые мы узнали про местные школы.




Начну с общей системы.

Во всей Канаде школы разбиты на три ступени: младшая, средняя и старшая, в сумме 12 лет (elementary school, middle school, high school). В Квебеке только две ступени, младшая и старшая, которые называются primaire и secondaire, в сумме 11 лет. Пример здесь дольше, чем наша младшая школа - 6 лет, оставшиеся 5 лет - секондер. Отличие между младшей и средней школой очень большое, секондер - это как нечто среднее между примером и колледжем.

Update. По годам учебы и количеству ступеней в разных провинциях по-разному.

https://en.wikipedia.org/wiki/Education_in_Canada#Grade_structure_by_province

Во всей Канаде сразу после школы можно поступать либо в колледж, либо в университет. В Квебеке после школы в университет поступать нельзя, обязательно должен быть колледж. Но в колледже есть два типа программ: трехлетняя профессиональная, и двухлетняя подготовка к университету. После трехлетней программы можно идти работать. Часто студенты заканчивают трехлетнюю программу, начинают работать и потом понемногу учатся в университете, подрабатывая.

Для работы программистом достаточно колледжа. Многие иммигранты заканчивают колледж на программиста, потому что часто для специальности, которой они уже обладают, чтобы найти работу, нужно переучиваться. А после этого все равно сложно найти работу. Устроиться на работу даже новоиспеченному программисту намного проще.

Количество лет учебы условно, так как зависит от того, сколько предметов одновременно берешь. "трехлетний курс" за три года, на самом деле, достаточно интенсивный вариант, член семьи полностью выпадает их жизни. Поэтому нередко этот же курс растягивают на пять лет.

* * *

Следующая тема - рейтинг средних школ Института Фрейзера.

Есть такой аналитический центр, называющийся консервативным и либертарианским: Fraser Institute. Он известен своим ежегодным индексом стран по степени экономической свободы. Кроме всего прочего, он строит рейтинг школ для некоторых провинций Канады.

Для Квебека Института Фрейзера ведет рейтинг секондеров, примеры не предоставляют свою информацию, мол это идеологически неверно - устраивать среди них соревнования.
http://quebec.compareschoolrankings.org/secondary/SchoolsByRankLocationName.aspx

Кроме просто самого номера в списке, в рейтинге есть и дополнительная информация, интересная тем, кому выбор школы актуален. Вот типичная карточка одной из школ из этого рейтинга:




За последние 5 лет эта школа 241-я из 424-х секондеров Квебека. Кроме этого, есть разные полезные для выбирающих школу данные, например успеваемость по отдельным предметам - математика, языки и т.д, Еще есть данные о соотношении гендерных (мальчики/девочки) успехов в точных и гуманитарных сферах, но мне тяжело представить, зачем это кому-то нужно, кроме социологов. В самом начале идет En retard - процент детей, начинающих 4-й класс в более старшем возрасте, чем остальные. Опять же не совсем очевидно, зачем эта информация, но по мнению Института это очень важно и серьезно влияет на успехи школы.

Но мне сейчас интересней два других параметра школьной карточки.

* * *

Первое - "Progression-Taux de retard (%)". Если я правильно понял, это процент учеников, не закончивших школу с первого захода. Для того, чтобы получить диплом об окончании школы, нужно сдать основные дисциплины на не менее чем 60% (из 100% возможных). Не окончившие школы - это те, кто провалил хоть один выпускной экзамен.

В Gérard-Filion, школе, где училась раньше Соня, в разные годы этот процент колеблется от 50 до 66%. Представьте себе - две трети учеников не сдали выпускные экзамены! В Jacques Rousseau, школе, куда ходит большинство детей с нашей прошлой улицы, это от 23 %до 45% . В Félix-Leclerc, в которую Соня ходит сейчас, это от 28 до 33%.

Да это видно и по средним оценкам из карточки школы выше. Если минимальный бал, когда экзамен считается сданным - 60%, а средний был по школе меньше 70% по всем основным предметам, то понятно, что многие до 60% не дотянули.

Кстати, это не только выпускные экзамены, тоже самое для перехода между классами. Если ученик получает итоговую оценку года нижу 60%, он переходит вместе со всеми в следующий класс, но повторяет это предмет второй раз с младшими детьми. Если таких предметов много, он остается в том же классе на второй год. При этом на предметы, в которых он успешен, он может ходить в более высокий класс к старшим детям.

Традиционно проваливают выпускной экзамен французского языка "наши" дети, приехавшие в последние годы школы. Правда, его можно пересдать за лето, не повторяя класс, что большинство и делает. Французские экзамены в Квебеке -- это вынос мозга, требования экзамена английского языка в англоязычных провинциях отдыхают. Прикольно то, что и местные дети, для которых французский родной, тоже нередко не могут сдать французский с первого раза.

* * *

Получать диплом окончания школы совсем не обязательно. Огромное число канадцев его не получило и так и живет. Более того, не обязательно даже доучиваться до конца школы. После 16 лет (обычно 4 класс) ученик имеет право покинуть школу. Для этого он должен написать соответствующее заявление, а его родители должны подписать.

Мой коллега по работе (назовем его Джонни), программист, рассказывал истории из своей жизни, и я слушал с отвисшей челюстью. Сейчас ему 40 лет, он родился и вырос в маленьком городке между Монреалем и Оттавой. В школе он учился вполне успешно. Но он рано начал подрабатывать, и к 4-у классу он зарабатывал на все, что только может пожелать себе тинейджер. И вообще не понимал, зачем ему школа.

Раньше диплом об окончании школы нужен был только для того, чтобы поступать в вуз, в смысле в колледж. А кому это нужно в маленьком городе? Население работает на лесопилках и небольших заводах, еще всякими водителями и ремонтниками. Чуть ли не единственные специальности, где нужно высшее образование - это учителя и библиотекари. И тех и других нужно очень мало, работа очень специфическая, а у библиотекарей и зарплата небольшая.

И живут же все прекрасно. У каждого отличный дом, машина на каждого члена семьи, вся бытовая техника, которую можно придумать. Вокруг красивая природа, дружелюбные люди, почет и уважение, все довольны и получают удовольствие от жизни. Кому нужно это ваше образование?!!

Джонни на все это посмотрел и решил, что школа ему не нужна. Написал заявление и пришел к папе подписать. Тот в свое время также ушел из школы и также не понимал, зачем нужно образование. Поэтому без особых эмоций подписал заявление.

Но по дороге к школе его поймал друг семьи, пастор городской церкви. Он произнес пламенную речь о том, что Джонни прямо сейчас уничтожает свою будущую жизнь. Обдумав услышанное, Джонни порвал заявление и закончил школу. Он стал программистом, ему открыт весь мир, он работает в парижах, нью-йорках и где еще пожелает и получает удовольствие от жизни совсем на другом уровне. Однако его жизненный путь необычен для маленького квебекского города конца прошлого века, где примерно две трети населения не заканчивали среднюю школу (по его словам) еще совсем недавно, меньше 30 лет назад.

Сейчас ситуация изменилась. Гайки немного закрутили, и для того, чтобы работать в большинстве специальностей, нужно закончить профессиональную школу. А чтобы в нее поступить, нужно иметь диплом окончания школы. Поэтому, если люди не хотят работать совсем уж дворниками, они если не с первого раза, то хоть с пятого пытаются диплом окончания школы получить. А в мегаполисах типа Монреаля образование всегда положительно меняло жизнь человека. И все равно половина учеников многих школ не могут сдать выпускные экзамены с первого раза, и не потому что экзамены такие уж суровые (кроме французского), а потому что облом учиться.

* * *

EHDAA - это процент детей с ограниченными возможностями. В Gérard-Filion, школе, где училась раньше Соня, это 40%. В Jacques Rousseau, школе, куда ходит большинство детей с нашей прошлой улицы, и Félix-Leclerc, в которую Соня ходит сейчас, это 19.4%. Т.е. их всегда очень много.

В каждой школе всегда есть отдельные классы для таких детей. Ими занимаются специальные учителя, они, хотя и рядом, но отдельно гуляют, едят, играют.

А примерно 60% таких детей находятся в обычных классах. Большинство из них аутисты, но вообще я не очень разбираюсь в этой теме. Их поведение отличается от поведения обычных детей в очень широких рамках, с некоторыми нужно провести много времени, пока заметишь что-то. Другие сразу выделяются. Наши дети их не любят, потому что с ними тяжело иметь дело, а дети ведь все эгоисты. Они только сейчас начинают понемногу привыкать, что им постоянно нужно иметь с особыми детьми.

Но особенно тяжело учителям. Раньше специальными детьми в обычных классах занимались тоже занимались отдельные сотрудники, прошедшие специальную подготовку. В связи с кризисом в прошлом году прошла реформа школьного бюджета, и на этих работников перестали выделять деньги и их сократили. Теперь всем занимается основной учитель. Если проблемных детей в классе много, то учителю приходится не сладко.

Институт Фрейзера со своей либертарианской прямотой выставляет процент детей с ограниченными возможностями большими буквами в самом начале информации о школе, как бы намекая, что в них все зло. А реформу школьного бюджета, убравшую из обычных классов спецработников, провели именно консерваторы. Теперь я больше симпатизирую учителям, устраивающим демонстрации и забастовки весь прошлый год в протест против сокращений школьного бюджета. Пусть лучше будут реже чинить дороги и обустраивать парки, но нельзя на таких вещах экономить.

* * *

Кроме рейтинга Института Фрейзера есть еще интересная информация и статистика, собираемая правительством.

В конце 90-х Квебек обеспокоился состоянием образования. В первую очередь интересовало среднее улучшение, а подтягивание отстающих школ к уровню хороших. Для этого провели исследования, чтобы понять, какие факторы влияют на то, что школа дает плохие результаты. Чаще всего исходная информация берется из переписи населения.

Выводы исследования: результативность школы во многом зависит от социально-экономической ситуации в районе школы. Квебек использует две метрики для оценки этой ситуации. Одна характеризует относительный доход семей, другая - образование и социальную активность.

Есть такое понятие: Index of the low-income cutoff (LICO). Это сумма дохода, ниже которой семья используют большую часть своих поступлений на удовлетворение основных потребностей (жилье, еда, одежда). Эта сумма зависит от места жительства, понятно, что стоимость жизни в столичном даунтауне и дальнем мелком городке очень разная. Менее формальный термин - poverty line, черта бедности, но для нас это звучит смешно - назвать канадцев живущими за чертой бедности. Украинские учителя мечтали бы о такой бедности.

Так вот, первая метрика оценки района - процент семей с доходом ниже LICO. По всем жилым районам строится рейтинг по 10-бальной шкале, 1 означает, что процент населения, занимающийся в первую очередь выживанием, небольшой, а 10 - значит таких семей большинство. Все эти вещи, естественно, имеют точные определения в числах и звучат более сложно.

Этот индекс изучается по всей Канаде и публикуется с 60-х годов.

http://www.statcan.gc.ca/pub/75f0002m/2010005/lico-sfr-eng.htm

Кроме этого, похоже, Квебек изобрел свою метрику и считает ее более важной. Это Indice de milieu socio-économique (IMSE) (на английском - Index of socio-economic background).

http://www.education.gouv.qc.ca/enseignants/integration/milieu-defavorise/agir-autrement/indice-de-milieu-socio-economique-imse/

Метрика строится так: с весом две трети берется образование мамы и с весом одна треть учитывается то, что хоть один родитель работает. Так что квебекские исследователи утверждают, что в первую очередь на успешность школы влияет степень образованности мам в этот районе!

С двухтысячных годов эти данные регулярно публикуются по всем школам Квебка.

http://www.education.gouv.qc.ca/fileadmin/site_web/documents/PSG/statistiques_info_decisionnelle/Indices_defavorisation_ecoles_2014_2015.pdf

Если пробежаться по статистике, то видно, что обычно LICO (грубо говоря, доход) и IMSE (образование и активность) коррелируют. Что понятно, потому что в западном мире если у тебя хорошее образование, то обычно и с деньгами все хорошо. Но это в больших городах. А в маленьких можно увидеть обратное, что тоже легко объяснимо, если вспомнить мой рассказ про Джонни. Например, глава семьи хозяин лесопилки, и семья отлично обеспечена, но об образовании в городе не беспокоятся, и тем более не понимают, зачем оно маме.

Интересно, что школы, в которых оба индекса очень плохие, встречаются практически исключительно в крупных городах - Монреале и Лонгёйе.

Теперь вопрос, действительно ли высокий IMSE в районе говорит о том, что школа показывает хорошие результаты.

Вот некий рейтинг начальных монреальских школ. Выглядит кстати, более по-человечески, чем рейтинг Института Фрейзера - просто оценки и IMSE.

http://www.lapresse.ca/actualites/education/201508/31/01-4896548-palmares-des-ecoles-primaires-publiques-2015.php

Видно, что по IMSE напрямую судить об успеваемости нельзя, это скорее как дополнительный параметр.

Пройдемся по всем школам, где были наши дети.

Младшие школы: École primaire Lionel-Groulx, École primaire Bourgeoys-Champagnat. Обе школы имеют худшие баллы в обоих LICO и IMSE: 10/10! Получается, в них ходят дети бедных малообразованных родителей. Для нас это странно, это единственные младшие школы в районе, в которых есть адаптационный класс для свежих иммигрантов. А иммигранты могут быть небогатыми, потому что они недавно приехали, но образование у них обычно выше среднего квебекуа, иначе они не смогли бы иммигрировать. Наверно, просто не повезло и это неблагополучные районы.

Тяжело судить об академических успехах этих школ - они не в Монреале, их рейтинг по провинции сознательно не публикуется. Но мы однозначно можем сказать, что там была очень агрессивная обстановка, а учебой дети вообще не интересовались. Вопрос, много раз решаемый за день педагогами - кто кого первый ударил.

École secondaire Gérard-Filion - средняя школа, где почти год провела Соня. Снова все плохо, 9/9. Всего в рейтинге 452 средних школы, Gérard-Filion занимает 404-е место! Интересно, что школа очень хорошо финансируется. Свежий ремонт, все оборудование новое и крутое, современный легкоатлетический манеж, в спортивных залах, которых чуть ли не четыре, стены - скалолазные стенды. Но школа знаменита тем, что одна из худших на Южном берегу. Соня рассказывает, что это совершенно обычная ситуация: учитель, глядя в воздух, рассказывает материал, но его не слушает ни один человек в классе, все валяют дурака.

École secondaire Jacques-Rousseau - средняя школа, куда ходило большинство детей с нашей улицы. LICO/IMSE: 9/8. Тоже такой себе райончик. Хотя школа в целом заметно лучше.



Новая школа Сони École Félix-Leclerc. Обстановка в районе совсем другая: 5/2! Т.е. родители неплохо обеспечены, а мамы отлично образованы. В рейтинге она 121-я из 452-х. При этом прикольно, что школа выглядит гораздо скромней, чем Gérard-Filion, старое здание в сомнительном состоянии, и внутри гораздо меньше понтов.

А теперь, вуаля, новая школа Ильи, École primaire Marguerite-Bourgeoys, Pointe-Claire. LICO и IMSE - 3 и 1! Наверно, все мамы - как минимум бакалавры, а папы - владельцы малого бизнеса. Сложно сказать, насколько школа успешна в плане знаний, но однозначно обстановка в ней совсем другая. Надеюсь, спокойная дружественная среда плодотворно повлияет на Илью.

* * *

Я думаю, если у ребенка с поведением все в порядке, и волнуют в первую очередь уровень знаний для поступления в колледж, то можно уделять внимание в первую очередь средним оценкам. Если же ситуация как у нас, и главное душевная и дружественная атмосфера внутри, LICO и IMSE важнее любых оценок.

А еще по LICO и IMSE хорошо выбирать жилье, ведь эти цифры говорят и о "качестве" соседей. Одно дело жить среди, грубо говоря, рабочих и грузчиков, не закончивших школу. И другое - среди таких же преуспевающих, интеллигентных и скромных, как мы : )

quebec, schools, canada, дыбр

Previous post Next post
Up