Экспериментальный гиперзвуковой орбитальный ракетоплан X-15 и проект Боинга
«Дайна-Сор» Х-20
О первом в истории гиперзвуковом экспериментальном
ракетоплане, воздушно-космическом самолёте (ВКС), ВКС-космоплане или
орбитальном самолёте (ОС)
X-15 1960-х годов я упоминал в постах «
4 сиэтловские аэрокосмические фирмы в Музее авиации Боинга 18 января 2014 г. - 1», «
- 2», «
Программа «Крылья героев» в Музее авиации Боинга 22 сентября 2012 г. - гала-вечер - 1», «
- 2», «
- 3». Список всех полётов Х-15:
List of X-15 flights. Список ракетопланов:
List of rocket aircraft. В нём много самых первых немецких и японских 1945 года. Для американцев в те годы это были бы НЛО.
О программе снят холливудский фильм «
Икс 15» (
X-15) 1961 года с Чарльзом Бронсоном в одной из главных роле лётчиков-испытателей НАСА и советский фильм «
Барьер неизвестности» тоже 1961 года о не существовавшем советском гиперзвуковом самолёте-аналоге X-15. Посмотреть «Икс 15» можно также
здесь. Посмотреть фильм можно также по работающей сейчас
этой ссылке. На странице есть ссылки на документальные фильмы, например, об Х-15
здесь и
здесь, о 60-летии исследовательских проектов в центре Драйдена
здесь.
Оба фильма вышли в год начала пилотируемых полётов в космос. В статье Вики утверждается, что в СССР подобной программы не было, но технические характеристики и особенности полёта довольно точно заимствованы у X-15, хотя тот самостоятельно садился на высохшее соляное озеро. Тем не менее, возвращение на самолёт-носитель было испытано для более низких скоростей (истребитель И-16 и носитель на базе ТБ-3 в 1930-е годы).
![](http://ic.pics.livejournal.com/borisyar3/72147116/151299/151299_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/borisyar3/72147116/151780/151780_600.jpg)
Известный снимок пилотов Х-15
отсюда, у Барнса он есть
здесь. Лётчики-испытатели Х-15 слева направо: капитан ВВС
Джозеф Энгл (
Joseph Engle), майор ВВС Роберт Рашворс (
Robert Rushworth), пилот НАСА Джон Маккей (
John McKay), майор ВВС Уильям (Пит) Найт (
William "Pete" Knight), пилот НАСА Милтон Томпсон (
Milton O. Thompson) и пилот НАСА
Уильям Дейна (
William Dana).
Справа снимок с сайта Барнса о «Зоне 51»
отсюда. Лётчики тоже шутят - шлемы одеты задом наперёд. Те же пилоты на своём месте в шеренге, только повернувшись на месте кругом.
![](http://ic.pics.livejournal.com/borisyar3/72147116/177709/177709_900.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/borisyar3/72147116/178010/178010_900.jpg)
Слева
отсюда: Милтон Томпсон, Билл Дейна, Джек (полное имя Джон) Маккей. Справа
отсюда: весёлые и жизнерадостные лица персонала проекта.
Повторю то, что я написал о роли
Нила Армстронга в проектах Х-15 и «Дайна-Сор» в указанном в начале посте о мифологии «Зоны 51». Нил Армстронг входил в группу из 12 лётчиков-испытателей Х-15 с ноября 1960 по июль 1962 и совершил на Х-15 № 1 и № 3 семь полётов. Барнс пишет в книге, что Нил Армстронг также участвовал в разработке Х-15, как инженер, со стадии замысла. В одном полёте он достиг скорости в 5,74 Маха или 3, 989 миль в час, в другом максимальной для себя высоты 207 500 футов или 63,3 км.
Чтобы считаться астронавтом по нормам
ФАИ, нужно было подняться на высоту выше 100 км, по американским - выше 50 миль или около 80,5 км. В результате он разочаровался в ракетопланах, покинул проект и в сентябре стал астронавтом НАСА 2-го набора после отборочного конкурса. На Луну Армстронг не слетал, из него сделали икону в виде «первого человека на Луне», после чего он выглядел печальным и не долгое время появлялся на публике, о чём я написал выше.
Армстронг вместе с Дейна был также в составе лётчиков-испытателей группы № 1 проекта Боинга «
Дайна-Сор» Х-20 1960 года, о котором я уже упомянул выше и в заметке «
Выставка автомобилей и самолётов у Музея авиации Боинга 4 августа 2013 г. - 1», «
- 2», «
- 3». Всего семь лётчиков-испытателей были секретно отобраны в группу в апреле 1960 года, включая также пилотов Х-15 Милтона Томпсона и Пита Найта. Армстронг и Дэйна покинули группу в 1962 году, остальные после закрытия проекта в 1963-м.
В этой заметке я написал, что есть легенда, очередной американский миф, что в 1963 году программу «Дайна-сор» не закрыли полностью, а восемь готовых к примению аппаратов от Боинга передали в «чёрный проект» ЦРУ. Мне об этом рассказал несколько раз Дэвид Стерн, служивший сержантом в начале 1960-х годов на авиабазе в Техасе, откуда, с его слов, самолёты-разведчики U-2 летали над Кубой. Американцы живут в мире легенд и мифов об окружающем мире.
Если его легенда «Дайна-Сорах» хоть частично верна, их могли запускать в космос по прямому военному назначению. Может, какой-нибудь из этих мифических «Дайна-Соров» в безпилотном варианте был сбит советским противоспутниковым оружием? Вести войну спутников в космосе до середины 1970-х были причины.
Название «Дайна-Сор» в английском созвучно со словом «дайнасор» - динозавр (dinosaur). Были ли они только в проекте, но по смыслу это вымершие «динозавры» космической войны. Если миф частично верен, то пилотировать эти готовые восемь «динозавров» должны были бы те же лётчики-испытатели, включая Армстронга и Дэйну, но уже в рамках более секретного «чёрного проекта» ЦРУ наряду с другими в «Зоне 51», часть из которых сейчас рассекречена. Может быть «Дайна-сор» никогда не летал, а может, летал и это засекречено до сих пор. В этом случае пилотировал ли его Нил Армстронг? Что могло быть ещё причиной его печали, кроме лунной фальсификации?
А вот лётчик-испытатель Х-15
Джо Энгл (
Jos Engle), считающийся астронавтом по американским меркам, так как он поднимался выше 50 миль трижды в 1965 году, стал ещё астронавтом в более привычном смысле - он совершил два космических полёта в качестве командира экипажа на шаттлах «
Колумбия» (
STS-2) и «
Дискавери» (
STS-51I) в 1981 и 1985 годах. До этого он В 1977 году участвовал в атмосферных полётах-испытаниях аэродинамических качеств шаттлов и летал на «
Энтерпрайзе», прототипе шаттла для испытаний в атмосфере.
На высоту свыше 100 км поднимался и таким образом совершил три суборбитальных пилотируемых космических полёта в 2004 году «Космический корабль Один» (
SpaceShipOne), проект Пола Аллена. Фотографии макета в музее Аллена «Летающее наследие» в Эверетте я приводил в постах «
Музей «Летающее наследие» в Эверетте 8 июля 2010 г. - инновации, самолёты - 1», «
- 2», «
Пропаганда инноваций в Музее Пола Аллэна в Эверетте». До этого несколько лет макет висел в главной галерее Музея авиации Боинга.
100-километровая отметка границы космоса по определению Международной авиационной федерация (ФАИ) - это так называемая
линия Кармана, которая названа по имени
Теодора фон Кармана, американского учёного еврейско-венгерского происхождения, который определил, что примерно на этой высоте атмосфера становится настолько разрежённой, что аэродинамическая авиация становится невозможной, и достижения больших высот возможны только средствами космонавтики. Число какое-то круглое. Разные там айнштайны тоже много, чего «определили». Кто-нибудь на этой высоте, образно говоря, с рулеткой и секундомером скорости замерял?
Эту высоту дважды пересёк лётчик-испытатель Х-15
Джо Уокер (
Joe Walker). Барнс подружился со ставшим таким образом астронавтом Джо Уокером через несколько месяцев после того, как он пролетел над станцией слежения НАСА Бейти, когда преодолел 100-километровый рубеж дважды в июле и августе 1963 года. Уокер совершил 24 полёта на Х-15. Он достиг скорости 5,92 Маха. Уокер также был первым пилотом тренажёра лунного модуля LLRV, о котором я писал выше. Он погиб 8 июня 1966 года во время испытаний, когда пилотировал F-104 и столкнулся в воздухе с «Валькирией», о чём упомянуто чуть выше.
В книге Барнс пишет также о других астронавтах Х-15 - Bill Knight, Bill Dana, Joe Engle, Robert Rushworth,
Robert White. О программе Х-15 Барнс сообщает на
этой странице сайта о базе. Внизу её есть таблица со ссылками на страницы с фотографиями Х-15, аппаратов с несущим фюзеляжем и прототипов лунного модуля. Больше фотографий со станций слежения НАСА Бейти и Илай и Х-15 в ангаре НАСА у Барнса на странице
X-15 Tracking Stations. На радарной станции НАСА Бейти в обязанности Барнса входили прямые переговоры с пилотами Х-15 во время полётов на тренировочном самолёте Т-33 до вылета на Х-15 и встречи во время общественных мероприятий.