«Туманность Андромеды» 1967 года
Фильм «Туманность Андромеды» вышел в 1967 году, в конце периода положительных образов будущего. По этим образам и смыслам он стоит немного особняком. Это такое коммунистическое будущее в стиле «Марка» и «Ангела», но без обозначенного коммунизма. Можно обратить внимание на некоторое совпадение: по опубликованным слухам чекисты, якобы, подозревали, что Иван Ефремов - подменённый английский шпион. В современной картине мира это, конечно, чепуха. Но слово Англия всплыло. И шпион английский и коммунизм английского изобретения. Такой вот смысл. В картине мира Дмитрия Галковского с Советским Союзом в роли британской криптоколонии такого типа «иваны», пусть не «ефремовы», а «ивановы» не только существовали в природе, но существовали на самых верхах СССР и рулили им.
Доля шутки в этом есть, но в связи с коммунистичностью образа будущего в «Туманности Андромеды» я обратил внимание на такое явление, как безвещевая мега-спартанская обстановка, характерная для людей послевоенного времени, переживших войну и, как писали про них, не привязанных к вещам. Холливуд позаимствовал имя главного суперположительного героя Дара Ветра и превратил его в суперзлодея Дарта Вэйдера. Кстати, робота тоже из «Туманности» позаимствовали для «Звёздных войн», как и лазерные бластеры. Вернее, картинку - сами эти предметы давно присутствовали в мировом кинематографе. Дар Ветер носил белое, а Вэйдер только чёрное. Так вот, по сюжету этот Дар Ветер порулил энергетикой целой планеты и отправился выкапывать кисточкой из-под земли косточки и черепки с одной маленькой котомкой и в одном комплекте одежды.
Мне как-то от этого не по себе. Даже в Красной армии образца 1945 года было больше комплектов формы. Всё бы ничего, если бы персонажи обеспечивались всем необходимым на каждом новом месте - домами, персональными космическими челноками, но это не показано. К тому же зачем выкапывать косточки кисточкой вручную - любой робот при том развитии техники мог бы просканировать землю на километры вглубь и телепортировать из-под земли всё, что кому-то нужно. В крайнем случае выкопать. Я бы как-то так снял продолжение фильма. А что - «Туманность Андромеды - 2», 3 и так далее - не то, что какие-то «Звёздные войны - 7». Будет новое развитие, будут и новые фильмы.
Отношение к освоению космоса как определитель свой-чужой
В текущий период дискредитации и последующего изживания идеи и практики западноцентричного либерализма и других ментальных вирусов отношение к освоению космического пространства является своеобразным показателем, лакмусовой бумажкой, определяющих, кто за развитие, а кто нет. Лучше процитирую статью «
Сигнал из прошлого: чего так боится «прогрессивное человечество»» (также
здесь) члена Изборского клуба Захара Прилепина:
«Когда я вспоминаю, как в детстве смотрел телевизор, а там сидели космонавты, простые русские мужики в космосе и поздравляли меня с Новым годом, - я думаю, что тогда жил в будущем, а сейчас прошлое.
Вчера я перечитывал рассказы братьев Стругацких - о мужчинах, уходящих в небеса, чтобы вернуться на Землю спустя 250 лет, о прекрасных женщинах в оранжевых свитерах, тонких и аномально красивых - в них все были влюблены тогда, всего полвека, или около того назад… я перечитывал и подумал: как вы все испугались. Испугались этого космоса, этой ответственности, этой черноты и скорости.
Вы брали на себя ответственность за русскую литературу, за её Золотой век, когда любой Жуковский, или Давыдов, или Батюшков, или Боратынский - да кто угодно - могли оставить перо и отправиться куда угодно, на Кавказ, на усмирение Варшавы, на аннексию Финляндии - верные долгу, России, дружбе. Молодые генералы своих побед, аристократы, офицеры, гуляки, создатели и персонажи первой российской фантастики - медленных, осторожных повестей о будущем.
Вы брали за себя ответственность за комиссаров, с их всепланетной романтикой, с их революционной экспансией, с их уверенностью в скором перемещении в Латинскую Америку, в Австралию, на Марс к Аэлите, куда угодно - лишь бы владыкой человечества стал труд, и восторжествовала справедливость.
Вы испугались романов Стругацких - собственно, сами Стругацкие постарели и напугались самих себя, своего Быкова и своего Горбовского, - но с них меньше спроса, они же создали этот мир, и этого достаточно.
Вы испугались… и, прокляли всё это. На самом деле - свою трусость прокляли, и переместились в свои шелестящие газеты, в свой глянец, в свой «крокус», в свой «сити», в свой «холл» - во всё то, что теперь вы посчитали вершиной цивилизации.
(...) Оставили сразу и Золотой век, и революцию, и советскую фантастику на которой выросли. На что вы променяли всё это? На что? На свой, гроша ломаного не стоящий, фарисейский гуманизм?
(...) На свою привычку болеть за кого угодно, только не за своих?
На своё томительное ожидание, что любая ракета, любой космолёт «Муромец», любой беспилотник, любой бумажный самолёт, запущенный отсюда, упадёт - и вы будете хохотать? Или, как минимум, кривиться?
У вас ничего нет здесь, и ничего при вашей жизни не будет. Может быть, у нас тоже не будет ничего. Но мы хотя бы попытались. Мы хотя бы попытаемся».
Польский исторический фильм «Потоп» 1974 года как программа на будущее, которое уже наступило
Популярный в России польский фильм «Потоп», вышедший на экраны тогда же в 1974 году после остановки НТР, не фантастический, но он ясно представил прямой образ ближайшего будущего. Я про этот фильм сделал пост «
Большие артиллерийские орудия в литературе и кино: «Потоп»».
Трилогия Хенрика Сенкевича (Henryk Sienkiewicz) на какую-то часть псевдоисторическая - она написана во время, когда технически неграмотные хуманитарии-историки сочиняли свою подложную историю, ныне официальную и пока непоколебимую. В экранизации Трилогии фильм «Потоп» самый масштабный, снятый с таким размахом, что в нём можно усмотреть послание для поляков, этакой образ будущего, поданный на историческом материале.
Книга и фильм рассказывают о западной оккупации тогдашней Польши Западом в лице шведов. Часть элиты по сюжету под тогдашних шведов легла. Но патриоты-военные страну освободили и зачистили от оккупантов-захватчиков и предателей в национально-освободительной борьбе. Это фильм о будущем, он описывает программу событий будущего, их алгоритм. В России таким фильмом стала новая экранизация «Хождений по мукам».
Что произошло в нынешней действительности? Польша первой оказалась полностью под новой западной оккупацией. Советские чекисты сами произвели перевороты в странах своих союзников, о чём было много информационного шума в СМИ. Недавно
Леха Валенсу более подробно «разоблачили» в том, что он был агентом польской охранки с оперативным псевдонимом «Болек». А про романского папаньку Павла №2 уже давно писали, что он тоже был агентом чекистов с 1944 года, хотя бы в прошлом. Эти два добрых агента советских чекистов и подвели относительно свободную советскую Польшу под западную оккупацию. Где чекисты, там и англичане, по версии Галковского.
Кстати, не особенно к месту «Болека и Лёлека» помянули раз в телесериале «
Остров» этого года, пародии на реалити шоу, который я уже упоминал. Не знаю, случайно или по вбросу нынешних чекистов и их кукловодов. Название этого польского мультика с именем «Болек» уже более уместно по сюжету прозвучало в комедийном сериале «Пан или пропал» 2003 года.
В постах, указанных в самом начале, я ещё раз написал, что по моим ощущениям и озарениям конца 80-х, бывшие соцстраны сыграют роль смертельного троянского коня для НАТО и Запада и вернутся обратно в российскую сферу влияния. Фильм «Потоп» иносказательно так этот алгоритм и показал ещё в 1974 году.
Поляки - это западные русские, о чём хорошо рассказал Дмитрий Галковский в посте «
Великий путь». В отдалённом будущем, пусть через 300 лет, если западные европейцы, говоря словами Галковского, «сами себя обслужат» до такой степени, что от них мало что останется, то оставшуюся здоровую их часть в будущем нужно будет обратно обрусить и размножить, а остальных куда-нибудь из европейской части Асии подвинуть. Поляки географически ближе всего к западу Асии. Им и придётся, видимо, русифицировать остатки непутёвого европейского населения. Под мудрым водительством и силовой и логистической поддержке старшего брата, конечно.
«Гостья из будущего» 1985 года как самый популярный в обществе источник образов будущего
Фантастический телесериал «
Гостья из будущего» тоже детский. Он вышел на экраны позднее - в 1985 году. Похоже, что именно в нём содержится самый популярный в обществе источник образов будущего. Это можно проиллюстрировать кадром из фантазийного многосерийного триллера-ужастика «Чернобыль. Зона отчуждения» 2014 года. Сам ужастик смотреть не советую. В сети есть ролики с завершающей частью его последней серии, где показано альтернативное советское будущее:
![](http://ic.pics.livejournal.com/borisyar3/72147116/766510/766510_900.jpg)
Кадр красноречив в отношении фильма «Гостья из будущего». Из подобных альтернатив СССР заявлен только сериал «Обратная сторона Луны 2», который то ли на самом деле снимается, то ли нет. В отношении остальной кинофантастики и фэнтези, то это сплошь попаданцы в прошлое. А книг про попаданцев к Сталину ещё больше. Но демотиваторы на политические темы часто делают с кадрами «Гостьи из будущего». Примеры я взял отсюда: «
Как возродился СССР. Краткая история».
![](http://ic.pics.livejournal.com/borisyar3/72147116/766847/766847_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/borisyar3/72147116/767043/767043_600.jpg)
Позитивное человеколюбивое мышление и созидательный творческий настрой даже меня умиляют. Значит, цекисты и чекисты, как класс или прослойка и их агенты «Болеки» не при делах. Виноват только один человек Горбачёв и его ближайшие подручные. Гад Хитлер отдавал приказы, а они только исполняли. К тому же первый «Горбачёв» был, возможно, убит во время пивного «путча» 1991 года то ли англичанами, то ли самими чекистами. Я эту свою мысль излагал в старых постах.
![](http://ic.pics.livejournal.com/borisyar3/72147116/767312/767312_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/borisyar3/72147116/767648/767648_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/borisyar3/72147116/767924/767924_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/borisyar3/72147116/768171/768171_600.jpg)
В комментариях молодёжь справедливо подметила, что стилистически больше бы подошло обращение «товарищ Селезнёва». Как просто - убрать всего несколько врагов народа, и светлое будущее наступит. А вот и отношение к поздним Стругацким.
![](http://ic.pics.livejournal.com/borisyar3/72147116/768298/768298_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/borisyar3/72147116/768741/768741_600.jpg)
Слева кадр из видео
этого поста Игоря Шкурина, справа
Наталья Мурашкевич (Гусева) и автор этого образа будущего
Кир Булычёв.
![](http://ic.pics.livejournal.com/borisyar3/72147116/768976/768976_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/borisyar3/72147116/769136/769136_600.jpg)
Продолжение кино приключений товарища Селезнёвой с
Дарьей Мельниковой в роли Алисы, естественно, пока чекистам во власти в нынешний переходный период не нужно. На фото справа (
отсюда или
отсюда) Наталья Гусева и Марьяна Ионесян, которая, как я понял, тоже перебралась в США.
Обе актрисы будут долго вполне киногеничны, продолжение с их участием просто само напрашивается и востребовано обществом. Тем более, что телепередачи с ними и про них есть. Будет новое развитие, может, понадобится и продолжение. Доля шутки в том, что я хотел бы видеть продолжение указанных выше фильмов, есть, но небольшая. Увы, пока их не будет, а в будущем появится много своих более интересных и актуальных тем для фантастики. Но именно продолжение образа будущего из «Гостьи» было бы полезно для общества в самом начале нового развития.
Увы, тёмные 90-е наложили своё отпечаток и на восприятие фильма. Есть вот такая литературная версия мрачного будущего: «
Постъядерный мир Алисы Селезнёвой, или Как мы станем такими» (также
здесь). Занятная версия и даже полезная, как альтернатива, которой не должно быть. Мир же пойдёт таким путём: «
Правдивые сказки: какие предсказания уже сбылись». На этой позитивной цитате можно закончить изложение идей про кинофантастику:
«Недавно мне в руки попала любимая в детстве книжка Кира Булычева «Сто лет тому вперед». События ее больше известны обывателю по фильму «Гостья из будущего». Чудесный образец детской литературы семидесятых, как водится, не утратил свою значимость и вкус, а еще содержит огромную детализированную картину будущего, а именно 2082 года.
Когда взрослеешь и перечитываешь что-то детское, детали могут изменить твое отношение к книге. Если раньше ты никогда не обратил бы внимание на мангодыню, то в век, когда «Без ГМО» обозначено в нормативных актах, сложно не восхититься умелыми предсказаниями детских прозорливых писателей.
Кир Булычев. Этот господин умудрился в «Ста годах» предсказать смартфоны, роботов-уборщиков, коралловое строительство, генную инженерию и автоматы с едой.
Нам остается чуть меньше 70 лет на то, чтобы построить космодромы в каждом городе, включая Конотоп, изобрести телепортированные автобусы и индивидуальный летающий транспорт, подружиться с инопланетянами и научиться читать мысли людей и животных с помощью специальных устройств.
Комментирует Станислав Галушко, физик и изобретатель:
«Изобретение миелофона - вопрос ближайшего десятилетия. У нас уже есть роботы, которые выполняют мысленные команды. Настройка на частоту человеческой мысли благополучно произошла. Насчет космодромов не знаю, нам бы институты сначала построить, но читать мысли с помощью техники мы сможем уже очень скоро».
Борис Ярославцев
25 марта 2016 года
Des Moines, Seattle, WA