8 сентября- День памяти жертв блокады. Даже когда я не очень интересовался историей своей семьи, я всегда знал, что бабуля ( по маминой линии) в 1942 году была эвакуирована в Томск, где работала на Томском подшипниковом заводе. Каково же было моё удивление, когда, работая с архивами, я обнаружил новые и противоречивые данные касательно эвакуации бабушки.
(Томск, 1944 год)
Прочитав в домовой книге Ижорской улицы, 13 города Ленинграда, что бабушка выписана из квартиры 17.09. 1942 года в Ярославль, я был немало обескуражен.
Объясню почему. В базе проекта «Блокада Ленинграда. Эвакуация» она числится эвакуированной 14.09.42, но не указано куда. Но меня смутила не разница в числах.
В бабушкиной трудовой книжке записано, что уже 31.10. 42. она прибыла в Томск и приступила к работе на Томском подшипниковом заводе.
То есть по логике, она пробыла в Ярославле (или в деревне Иевцево, где жили ее родители) где-то около месяца.
Однако ни в одном выложенном на Интернет-портале архива Ярославля и области деле из рубрики «Списки эвакуированных жителей Ленинграда в Ярославскую область, 1941-1944 гг.» я ее данных не нашел. Может, прибывших в Ярославль «транзитом» ленинградцев-блокадников вообще не фиксировали?
Таким вопросом я задался на форуме Ярославского историко-родословного общества (ЯИРО). Мне написали, что это не удивительно, « если эвакуированных из Ленинграда работающих даже не задержали в Ярославской области, а сразу отправили в Томск или другие уральские и сибирские города. Мои рыбинские родственники, работавшие на заводе, в это время тоже были эвакуированы вместе с заводом в Уфу».
Возможно и так, но бабуля не была прикреплена ни к какому предприятию, и не являлась крупным специалистом (в Ленинграде она работала продавщицей -резала хлеб). Почему бы ей не остаться у родителей в Иевцево, а не уезжать в Томск- это непонятно.
С другой стороны, в эвакуации тоже надо было выживать и работать где-то. Возможно, в деревенском сельпо вакансий просто не было, а в Ярославле в тот момент производился набор работников на томский подшипниковый завод. И бабуля отправилась в Томск.
Вроде бы все логично, но найдя на «Архивах СПб» картотеку эвакуированных жителей Ленинграда в Петроградском районе за 1941-1942 я чуть не выпал в осадок от нового «сюрприза»! Согласно этой картотеке бабуля была эвакуирована в… Свердловск, с заводом «Красногвардеец».
Как они там составляли эти списки, совершенно непонятно. По домовой книге она отправилась в Ярославль, по архивным документам-в Свердловск, а в итоге оказалась в Томске!
С версиями этой новой загадки, мне опять же, помогли ярославские форумчане. Возможно, 14.09. комиссия по эвакуации бабулю планировала отправить в эвакуацию с заводом «Красногвардеец» (он тоже находился в Петроградском районе) в Свердловск и ее уже внесли в эвакуационный документ.
Но она смогла убедить комиссию, что ей лучше отправиться к своим родителям под Ярославль. Куда она и отбыла 17 числа, выписывшись из нашей квартиры на Ижорской.
То есть, в карточке об эвакуации записано не место куда человек был эвакуирован, а место, куда ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ эвакуировать человека. Отправив дочку ( мою маму) к родственникам мужа (как раз того моего деда, пропавшего без вести в боях за Ленинград) в Торопец, она вполне могла решить отбыть на свою малую родину. Жаль, я ее в свое время не спросил, как оно всё было на самом деле…