Jun 12, 2014 23:58
Сегодня хотелось бы вспомнить про досуг истинно народный. Индустрию, развлекавшую самые широкие массы -Советский Кинематограф. Эдакая пролетарская "Фабрика Грез", скрашивающая унылость советского быта многие десятилетия. Надо сказать, с этой задачей киноиндустрия СССР справлялась. Во-первых, актеры (равно как и режиссеры) были в советском кино вполне на уровне (школа-то все та же - театральная!) Во-вторых, несмотря на жанровую узость и цензуру, сами ленты были вполне на уровне откровенной идеологически-пропагандистской халтуры было не много (куда меньше, чем в том же театре). Почему так - лично мне не понятно. Может, цензоры были помягче? Гайдаю, вон, очень многое позволялось. Реально комедии рулили, но и драмы были. Не было совсем ни Horror, ни Adventure, ни Thriller. Блокбастера тоже не было (тем более эротики). Учитывая технический уровень спецэффектов - оно и к лучшему. Не Голливуд, что поделать. Зато детское кино было - никакому Диснею не снилось! Короче, хороших фильмов было полно!!! (каждый пусть вспомнит свой любимый, перечислять их бессмысленно) и появлялись они регулярно. А где народу знакомиться с новинками? Правильно, в Кинотеатре! Об этих храмах искусства поговорим подробнее.
Кинотеатр - это вам не театр. Доступность прокатного кино не идет ни в какое с ним сравнение, не говоря уже о ценах на билеты: 30 копеек ... 50. Топ сеанс - рубль. Мега топ - рубль двадцать. Проблемы лишнего билетика возникали, но не регулярно. Решались без участия спекулянтов. Очереди в кассу? Да. Но по советским меркам - не очереди , а смех. Ведь Кинотеатров было много. В любом уважающем себя городе их было несколько, причем разных типов. Были кинотеатры многозальные (2, редко 3 зала), что позволяло варьировать репертуар не только по времени сеанса. Были совмещенные, фактически развлекательные центры, включающие (помимо основного зала) выставочные фойе, танцзалы, кафе (редко - бары), а иногда игровые комнаты с автоматами и даже кружковые помещения. Существовали также так называемые Киноконцертные Залы. Эти универсально технически оборудованные объекты позволяли проводить как концерты с живым звуком, так и киносеансы с механическим. Основным недостатком сети городских кинотеатров (особенно в крупных городах) было их неверное (а иногда и просто абсурдное) расположение. Ну зачем было ваять огроменный киноконцертник в спальном районе на окраине (где он благополучно и простаивал полупустой всю дорогу), при этом воткнув в центр маленький двузальник, куда и в будний-то день попасть проблематично, а уж в выходной и подавно? При этом есть еще клубник с кафетерием...но он вообще мистическим образом обосновался в пригороде, а там другие правила. Местная интеллектуальная молодежь там весьма подозрительна и неблагосклонна к "центровым". Потому поездка туда "в киношку" могла обернуться непредсказуемыми последствиями с возможным ущербом для здоровья. Соответственно, и там зал до конца не заполнялся, а кафе имело специфическую атмосферу, частенько напряженную. И вот, вместо храма отдохновения для советского человека мы имеем "горячую точку" и головную боль для местной милиции. А сдвинь постройку километра на 3 - и был бы совсем другой компот. Но планировка по Госплану всегда была вещью загадочной и парадоксальной, а ответы на вопросы типа "почему ж вы так по-дурацки строили?" получить уже невозможно.
Были еще кинозалы на селе. Но с ними было проще - никаких особых изысков; небольшое помещение в так называемом "Клубе" - универсальном очаге деревенской культуры. Узкопленочный проектор; здание, зачастую, нуждающееся в капремонте. Почему так? Почему не строились кинотеатры в деревнях? А все те же гримасы Госплана. Зрительская аудитория деревни 30-40 человек максимум. Типовой проект самого маленького кинотеатра имел вместимость 200 зрителей. Вывод комиссии - нерентабельно; строительство невозможно. И так везде. И ютились бедные колхозники по комнатушкам с текущими потолками и гнилым полом, коли желали приобщения к прекрасному. Но село - на то оно и село. Потерпят, болезные.
Еще была такая вещь, как летние кинотеатры. Это в основном при Домах отдыха и Санаториях. К ним мы еще вернемся в статье про отдых.
Кстати, и с форматами кинопленки был вопиющий, истинно советский, бардак. Их было 3(!). Широкий формат, широкоэкранный и узкопленочный. Соответственно, под каждый стандарт - свой тип кинопроектора. И, если в сельской местности применялся (почти всегда) только узкопленочный, то первые 2 "городские" стандарты использовались бессистемно. Где какой проектор установлен, тот кинотеатр такую копию и заказывает. Поэтому в каждый регион нужно везти пленки всех 3-х типов. Неудобно и накладно. А в конце 70-х произошел еще один конфуз. Вдруг куда-то исчезла широкоформатная кинопленка. Страна чудес, и не такое бывало. Исчезла. А снимать кино все равно надо. Делали так. Снимали на 35 мм, а распечатывали на 70. Гениальное - просто? Увы. Чудес не бывает. Не в кино же живем. Последствия такого ноу-хау были печальными. Двукратное увеличение привело к выявлению всех дефектов пленки (а их было немало) и проектированию их на экран. Зернистость, блики, снег, засветки, волоски какие-то. Смотреть кино стало тяжело, а широкий формат практически невозможно. Заказы для единственной в стране фабрики распечатки широкого формата Киевской кинокопировальной стали иссякать. Задолбала всех мурашковая туфта. Помыкавшись лет 5, фабрика закрылась. Копий под ШФ ни стало вообще. Постепенно по закрывались заводы, изготавливавшие аппаратуру, воспроизводивший ШФ . Потом мастерские, ее чинившие. И наконец, перестали работать кинотеатры. Специализированных только под показ широкого формата было около 9 тысяч по стране. Вот такая грустная история.
Еще одна - о стереокино. В какой-то момент оно могло придать новый импульс развития угасающему кинопрокату. На Западе так и случилось. В СССР - нет. В чем тут дело? Неизвестно. Был лично на стерео-сеансе. Очки выдали, как сейчас. Сначала - киножурнал. Там тарелки какие-то в зал летели. Тетки аж визжали от восторга. Потом -кино. "СОС над тайгой". Назавтра все пришли опять. "Ученик лекаря". И пошло. СОС. Ученик. СОС. Ученик. Похищение века (УРА!) СОС. Ученик. Перестали, конечно, ходить. Ну и стереозал закрыли. Как нерентабельный. Хэппи энд. А что бы еще стереофильмов выпустить? Десяточек хотя бы. Пусть и только Горьковской студии (говорят , только у них и была стерео технология). А то 3... да еще и 2 из них полная лабуда. Чудны пути твои, Госплан.
Напоследок, кое-что забавное. Как я уже писал выше, жанровым разнообразием советское кино не отличалось. Комедия рулила. Драма. Но были и эксперименты. Так, году в 79-м, вышел фильм "Экипаж". На первый советский фильм-катастрофу народ валил валом. Филатов... Яковлева. Эротическая сцена. ВАУ! А потом - отрывается обшивка у летящего самолета, и чел один выползает на плоскость и начинает ее приколачивать. На лету. Гвоздями. Зал так и лег. Так что снимай - не снимай, а на выходе все равно комедия. Или вот еще. Про эротику. С этим было совсем кисло. Каждый фильм, где мелькало "что-то такое" знали и помнили. "Подранки", "Сибириада". И, конечно, "Табор уходит в небо". Вечером посмотрел по телеку. Утром повтор. Время подгадал. Включил. Посмотрел, как цыганка пляшет топлесс. Выключил. День удался. И в кино также. Пришел утром (утренний сеанс по минималу 15 -20 коп.) до нужного места досмотрел - свалил. Днем еще раз. А то и два. Так и бегали. Но только, обегая таким образом очередной эрошедевр (что-то историческое, возможно "Робин Гуд", там тетку водой из ушата поливали. Голую. Секунд 15 -ШИК!) заметил я, что не один такой. Выхожу из кинотеатра после нужного места, а за мной еще человек 5... только мне 10 лет, а им явно за 20. Запомнил их. Следующий сеанс. Смотрю - точно. Сидят голубчики! И опять ушли на том же месте. Вот такая была у людей тяга к прекрасному.
Так что, в принципе, пустое это. Никакое стерео кинопрокат бы не спасло. В 86-м наступила ЭПОХА ВИДЕО. Полудохлый уже к тому моменту (к середине 80-х посещение кинозалов упало по сравнению с серединой 70-х почти ВДВОЕ), подточенный ТВ кинотеатр, окончательно рухнул под натиском видеосалона. Свершилось. Советские люди познали Голливуд. Но об этом в следующей статье.
культура совка,
история совка,
быт совка,
кино