Французские сюрпризы

Aug 07, 2019 08:08


С развитием в России компьютерной грамотности хлынули в наш язык американизмы. Файл, винда, аккаунт, флешка, апгрейд, геймер, да всё и не упомнишь. Я не специалист в этой сфере и рассматривать её не буду.

Также не стану останавливаться и растекаться мыслью по древу насчёт всяких греков и римлян, а расскажу, что смогу, о дарах легкомысленной Франции великому и могучему русскому языку. И не о различных дворянских приобретениях, вроде: абажур, вакансия, абордаж, бонвиван, деликатес, кокетка (кокотка), манкировать, ливрея и тому подобное, а от того, что уже прочно укоренилось в народной памяти.

Есть старинное русское слово шаромыжник, а знаете, как оно появилось? Когда Наполеон бросил свою умирающую армию в России и торопливо ускакал с гвардией в Париж, разрозненно брели по Старой Смоленской дороге оборванные и голодные французские солдаты, и, чтобы не издохнуть с голоду, униженно просили у русских жителей хотя бы кусочек хлеба. Русского языка, конечно же, никто из них не знал, но вид оборванца с протянутой рукой красноречиво говорил сам за себя. Вдобавок, и свою просьбу они практически все начинали одинаково:

- Шер ами (милый друг)!

Милые друзья быстро к ним пригляделись и стали называть шаромыжниками. Так, наверное, и кричали жёнам:

- Марья! Опять на наш двор энти шаромыжники прутся! Подай-ка вилы из овина, счас я их уважу!

Но чаще всё-таки делились хлебом, русский человек мягкосердечен и отходчив, долго зла не помнит.



Это был первый французский презент (фр.), он же сюрприз (фр.), или подарок, если по-русски.

Гораздо злее был вариант с приехавшим в Российскую Империю французским лекарем Шарлем Латеном. Нам про это поведал преподаватель на глазных болезнях. Он начал так:

- Не ищите эту историю в медицинских учебниках - она малоизвестна. Кого из французских врачей 19 века мы знаем? Жан Итар активно лечил тугоухих и даже придумал необычный слуховой аппарат; войсковой хирург, а заодно и личный врач Наполеона, Доминик Ларрей в одиночку отрезал за Бородинское сражение 200 рук и ног, да вот, в общем-то и всё.

Известных окулистов среди французов не было, хотя они и создали первую в мире кафедру офтальмологических болезней, да и просто врачей было безудержно мало. Много было брадобреев, лечивших в основном кровопусканиями и вырывающих зубы, да коновалов, которым было без особой разницы кого лечить: коней, коров или людей. Главное начать, а там уж как пойдёт.

На Руси в середине 19 века было не лучше. Пирогов лишь читал лекции о глазных болезнях, остальные тоже не блистали. Немного вырвались вперёд немцы, их известный учёный Альбрехт фон Грефе даже писал о возможности оперативного лечения глаукомы, но оперировать не брался.

И тут вдруг приезжает известнейший французский врач (как он сам себя представил) Шарль Латен, с новейшим методом лечения отслойки сетчатки при глаукоме, при которой идёт резкое ухудшение зрения. Сейчас это лечится внутриглазной операцией, либо лазером, а ту пору, ну какие уж тогда лазеры!

А Латен прилично одет, величаво держится, говорит на привычном русским дворянам французском языке, в общем то, что надо. Арендовал небольшой особнячок и принимает больных только там. Осматривает внимательнейшим образом! Долго щупает пульс, прослушивает сердце через изящную деревянную трубочку, раскрывает веки больного своими крепкими пальцами до предела и только после этого назначает день операции, почему-то всем один и тот же. Причем брал на лечение всех желающих, отказа никому не было, лишь бы денежки водились.

Академик, можно сказать! Цену, правда, говорит немалую, и деньги требует вперёд, ну что же тут поделаешь, родного слепнущего человека неимоверно жалко, а за ценой не постоим! Да и то сказать: мы же дворяне, графы да князья, а не купчишки какие-нибудь, нам торговаться не к лицу.

Приходят в назначенный день, приводят больного и усаживают его на табурет в операционной комнате. Латен всю родню выставляет за дверь, велит больному закрыть глаза, а сам внезапно со всей французской дури бьёт кулаком в больной глаз. И вот это называется европейское качество операции имени Шарля Латена!

Правда нужно сказать, что был получен несомненный результат - люди прозревали. Как ни странно, это вполне объяснимо: просто от удара сетчатка поджималась на своё исконное место. Только на другой день зрение ухудшалось пуще прежнего.

Родственники больных озверивались и бросались француза бить и вязать, но опытный аферист деньги вперёд брал не зря: махом исчез в неведомые дали. Вот это был сюрприз, так сюрприз! Отсюда и пошло слово шарлатан, т.е. мошенник, обманщик. Вот таким своеобразным образом Шарль Латен и увековечил своё имя.

юмор, история, Мои рассказы

Previous post Next post
Up