Накануне Первой мировой войны в ведомстве Протопресвитера состояло 730 священников, то за время войны их пребывало в армии свыше 5000 человек. История сохранила свидетельства о том, что они разделили со своей паствой все трудности армейской жизни, вместе с солдатами жили в окопах, шли в бой, горели и тонули в русских боевых кораблях.
Генерал А.А. Брусилов, один из замечательных русских полководцев, вспоминая о неудачах русской армии в 1915 г., писал: «В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастерок мелькали черные фигуры - полковые батюшки, подоткнув рясы, в грубых сапогах шли с воинами, ободряя робких простым евангельским словом и поведением… Они навсегда остались там, на полях Галиции, не разлучившись с паствой».
За время с начала войны и до 1 апреля 1915 г. Православные священнослужители получили: 4 ордена Св. Георгия Победоносца, 1 панагию на Георгиевской ленте, 12 золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества, 5 орденов Св. Владимира 3-й ст. с мечами, 9 орденов Св. Владимира 4-й ст. с мечами, 39 орденов Св. Анны 2-й ст. с мечами и 52 орден Св. Анны 3-й ст.с мечами. Все эти награды, т.е. наперсный крест на Георгиевской ленте и ордена с мечами, давались, как известно, за особые боевые отличия.
Случалось, что захваченный азартом боя полковой священник, вспомнив бурсацкую молодость, подбирал рукава рясы и скосив рот не божественным призывом, а солдатским «Ура!» бросался вместе с полком в рукопашную. Конечно, такие поступки официально не приветствовались, но после боя командир, смахнув с седого уса слезу умиления, обнимал батюшку за плечи и говорил: «Ну, батюшка, ты и даешь! Буду к ордену представлять». И такие случаи были, явно, нередки. За время Великой войны 1914-1918 гг. за проявленный героизм около 2500 священников были отмечены государственными наградами, в том числе было вручено (по неполным данным) 227 золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте, 85 орденов Св. Владимира 3-й степени с мечами, 203 ордена Св. Владимира 4-й степени, 304 ордена Св. Анны 3-й степени с мечами.
16 октября 1914 года геройски погиб священник линейного заградителя «Прут», иеромонах Бугульминского монастыря, 70-летний Антоний (Смирнов). Когда «Прут» во время боя начал погружаться в воду, о. Антоний стоял на палубе и осенял Святым Крестом свою паству, в волнах боровшуюся со смертью. Ему предлагали сесть в шлюпку, но он, чтобы не отнять место у ближнего, отказался. После этого он спустился внутрь корабля и, надев ризу, вышел на палубу со Св. Крестом и Евангелием в руках и еще раз благословил своих духовных чад, осенив их Св. Крестом. А затем вновь опустился внутрь корабля. Скоро судно скрылось под водой…
9-й драгунский Казанский полк должен был двинуться в атаку на австрийцев. Раздалась команда командира полка, но полк не двинулся с места. Жуткая минута! Вдруг вылетел на своей лошаденке скромный и застенчивый полковой священник о. Василий Шпичек и с криком: «За мной, ребята!» понесся вперед. За ним бросилось несколько офицеров, а за ними весть полк. Атак была чрезвычайно стремительной; противник бежал. Полк одержал победу. И о. Василий был награжден Георгием 4-й степени.
31 августа 1917 г. причислен к ордену Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени убитый в бою с неприятелем священник Черноярского пехотного полка Александр Тарноуцкий за то, что в бою 19 октября 1916 г. в районе д. Юльяновки, когда окопы среднего участка Черноярского пехотного полка за выбытием большей части офицеров, были заняты противником, собрал остатки отошедших рот и с крестом в руках, под сильным ружейным и пулеметным огнем, повел их в атаку, но сам пал смертельно раненым; воодушевленные его примером самоотверженные роты, после упорной штыковой схватки выбили противника и восстановили прежнее положение.
О подвигах священников на войне (из газеты «Вестник военного и морского духовенства»)
***
1915 №1. С. 12. «Священник учебного судна Балтийского флота «Двина», оСтефан Ильинский, не только жертвует из своих личных средств на больных и раненых воинов, но, с разрешения командира судна, производит за каждым богослужением установленный Святейшим Синодом церковный сбор, несмотря на то, что до сего времени никаких сборов с команд военных судов не производилось».
***
1915 №1. С.19-20. О полковом священнике 5-го Финляндского стрелкового полка о. Михаиле Семенове. «27-го августа в бою при дер. Н о. Михаил в епитрахили и имея на груди дароносицу со С. Дарами, все время находился на передовых позициях под жестким шрапнельным и ружейным огнем. Здесь он лично перевязывал раненых, отправляя их затем на перевязочный пункт, спокойно напутствовал и причащал тяжелораненых. По окончании боя о. Михаил ночью совершил погребение здесь же на передовых позициях убитых в бою.
***
17-го сентября в бою у г. О. о. Михаил был контужен, но несмотря на это лично вынес из-под огня тяжело раненого и восставил его на перевязочный пункт, где причастил всех раненых, напутствовал умирающих и похоронил убитых.
***
18-го сентября, в 12 час. дня противник стал сильно теснить левый фланг всего боевого расположения; в час дня батальон одного из полков, расположившийся на крайней левой позиции, не выдержал жесткого шрапнельного огня противника и стал поспешно оставлять позиции, грозя увлечь за собою примыкающие к нему части. Видя серьезность создавшегося положения,о. Михаил не обращая внимания на непрерывный огонь, одев епитрахиль. Бросился вперед и остановил часть отступающих».
1 марта 1915 года благочинный 7-го Финляндского стрелкового полка о. СергейСоколовский был ранен ружейной пулей в бедро. Узнав о геройском поведении о. Соколовского в бою, Протопресвитер на рапорте написал: «… горжусь чудной работой о. Соколовского...». За свой подвиг он был представлен командиром 7-го Финляндского полка к ордену Св. Георгия 4-й степени. Вторую половину войны протоиерей о. Сергей Соколовский вместе со своим полком воевал на французском фронте, прозванный французами за свою храбрость «легендарным священником», где был дважды ранен, во второй раз с потерею кисти правой руки. О его подвиге, совершенном в 1916 году, и за который он был удостоен ордена Почетного Легиона и Военного Креста Франции, свидетельствует архивный документ, который мы приводим полностью.
«Главный Штаб. - 18 декабря 1916. В Духовное управление при Протопресвитере Военного и Морского Духовенства. Главный Штаб препровождает, для сведения, копию телеграммы ген. Палицына за № 725 о подвиге протоиерея Соколовского на французском фронте.
Шифрованная телеграмма.
5 декабря сводная рота 6 полка произвела нападение на германскую позицию для захвата пленных. Рота исполнила порученное дело, потеряв убитыми 5 человек, в том числе прапорщика Новикова и ранеными 21, в том числе 3-х офицеров и протоиерея Соколовского, Георгиевского кавалера, раненого в руку и в бок с повреждением легкого. Во французском дивизионном госпитале вследствие большой потери крови отцу Соколовскому понадобилось перелить постороннюю кровь. Свои услуги предложил французский санитар Матирин Потье.
После этой операции батюшка пришел в сознание. Получив донесение, я предложил генералу Марушевскому за самоотверженный поступок Потье возложить на него от имени Его Величества Георгиевский крест 4-й степени. Французское правительство украсило отца Соколовского Почетным Легионом и военным крестом. Состояние батюшки безнадежное, офицеров благоприятное.
Шантильи. Палицын».
Много можно было еще привести в пример славных имён православных священников Великой войны. Но даже те, которые приведены выше вызывают уважение, не зря солдаты той войны говорили: «Раньше, бывало, священник с обозом, а теперь вместе с полком. ».
ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЕЙ Ю.А. Фабрика и К.А. Пахалюк
http://vmeste-front.ru/svyaschenniki и
http://hero1914.com/pravoslavnye-svyashhenniki-po-materialam-pressyЕще, с вашего позволения с
http://www.simvolika.org/project03_08.htm К 100-летию начала Первой Мировой войны и 300-летию военного духовенства
Религия и вера пробуждает в человеке добрые чувства, делая его сопричастным Божественной силе, правде и любви, помогает ему исполнять высокие нравственные требования, завещанные нам Христом. Вера наставляет колеблющегося, утешает горюющего, подкрепляет ослабевающего, подавая ему необходимые силы к исполнению его долга. Православная вера тысячу лет поддерживала русских людей, помогала им выстоять в труднейших обстоятельствах, была духовным фундаментом Российского государства и его могучей армии. Русская армия всегда была воинством православным и Христолюбивым, русский солдат имел доброе, мягкое и отзывчивое сердце, был истинно верующим человеком. Благородство, самоотверженность, готовность к самопожертвованию, понятие о важности и святости его долга перед Отечеством воспитывала в солдате Православная Церковь. Русский солдат шел в бой с неприятелем, воодушевляясь любовью к Богу, к своему народу и России, под священным лозунгом «За веру, Царя и Отечество».
Военное духовенство в Русской армии официально берет свое начало при Петре I. По Уставу воинскому 1716 года при каждом полку должен был состоять священник, а указом 1719 года Высочайше повелено было на каждом корабле военно-морского флота иметь по одному иеромонаху.
Главной задачей священника в военное время, кроме совершения богослужений и треб, было влияние на свою паству личным примером, твердостью духа в сложнейших ситуациях, стойкостью в исполнении воинского долга. «Полковой священник принимает на себя особенную чрезвычайную миссию во время сражения русского воинства с неприятелем. Священник должен запастись самоотвержением, чтобы, стоя в пылу битвы, быть способным поддерживать в армии надежду на помощь Божию и свои собственные силы, вдохнуть в нее патриотический героизм к Царю и Отечеству», - писал Николай Невзоров.
Русская Православная Церковь, понимая, что исход войны, любого сражения зависит в основном от воли Божией, вменяла в обязанность военным священникам непрестанную молитву о даровании победы русскому оружию. В случаях необходимости, когда того требовали обстоятельства, полковые священники находились и среди сражающихся. Примеров тому из истории русской армии можно привести великое множество.
Немало военных пастырей сложили свои головы в войнах, которые вела Россия, и сейчас, в преддверии 100-летнего юбилея Первой Мировой войны, в годы которой героизм и мужество полковых священнослужителей не стали исключением, просто необходимо увековечить их скромный и незаметный, но важный труд и воинские подвиги. Память о героях в священнических одеждах, снискавших славу как на полях битв духовных, так и на поле брани, нужна не только нам, но и молодому поколению нашему, нашей смене, будущему Великой России.