Герои в рясах. По материалам статей Ю.А. Фабрика и К.А. Пахалюк.

Apr 11, 2015 08:30

Накануне Первой мировой войны в ведомстве Протопресвитера состояло 730 священников, то за время войны их пребывало в армии свыше 5000 человек. История сохранила свидетельства о том, что они разделили со своей паствой все трудности армейской жизни, вместе с солдатами жили в окопах, шли в бой, горели и тонули в русских боевых кораблях.



Генерал А.А. Брусилов, один из замечательных русских полководцев, вспоминая о неудачах русской армии в 1915 г., писал: «В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастерок мелькали черные фигуры - полковые батюшки, подоткнув рясы, в грубых сапогах шли с воинами, ободряя робких простым евангельским словом и поведением… Они навсегда остались там, на полях Галиции, не разлучившись с паствой».


За время с начала войны и до 1 апреля 1915 г. Православные священнослужители получили: 4 ордена Св. Георгия Победоносца, 1 панагию на Георгиевской ленте, 12 золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества, 5 орденов Св. Владимира 3-й ст. с мечами, 9 орденов Св. Владимира 4-й ст. с мечами, 39 орденов Св. Анны 2-й ст. с мечами и 52 орден Св. Анны 3-й ст.с мечами. Все эти награды, т.е. наперсный крест на Георгиевской ленте и ордена с мечами, давались, как известно, за особые боевые отличия.


Случалось, что захваченный азартом боя полковой священник, вспомнив бурсацкую молодость, подбирал рукава рясы и скосив рот не божественным призывом, а солдатским «Ура!» бросался вместе с полком в рукопашную. Конечно, такие поступки официально не приветствовались, но после боя командир, смахнув с седого уса слезу умиления, обнимал батюшку за плечи и говорил: «Ну, батюшка, ты и даешь! Буду к ордену представлять». И такие случаи были, явно, нередки. За время Великой войны 1914-1918 гг. за проявленный героизм около 2500 священников были отмечены государственными наградами, в том числе было вручено (по неполным данным) 227 золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте, 85 орденов Св. Владимира 3-й степени с мечами, 203 ордена Св. Владимира 4-й степени, 304 ордена Св. Анны 3-й степени с мечами.


16 октября 1914 года геройски погиб священник линейного заградителя «Прут», иеромонах Бугульминского монастыря, 70-летний Антоний (Смирнов). Когда «Прут» во время боя начал погружаться в воду, о. Антоний стоял на палубе и осенял Святым Крестом свою паству, в волнах боровшуюся со смертью. Ему предлагали сесть в шлюпку, но он, чтобы не отнять место у ближнего, отказался. После этого он спустился внутрь корабля и, надев ризу, вышел на палубу со Св. Крестом и Евангелием в руках и еще раз благословил своих духовных чад, осенив их Св. Крестом. А затем вновь опустился внутрь корабля. Скоро судно скрылось под водой…


9-й драгунский Казанский полк должен был двинуться в атаку на австрийцев. Раздалась команда командира полка, но полк не двинулся с места. Жуткая минута! Вдруг вылетел на своей лошаденке скромный и застенчивый полковой священник о. Василий Шпичек и с криком: «За мной, ребята!» понесся вперед. За ним бросилось несколько офицеров, а за ними весть полк. Атак была чрезвычайно стремительной; противник бежал. Полк одержал победу. И о. Василий был награжден Георгием 4-й степени.


31 августа 1917 г. причислен к ордену Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени убитый в бою с неприятелем священник Черноярского пехотного полка Александр Тарноуцкий за то, что в бою 19 октября 1916 г. в районе д. Юльяновки, когда окопы среднего участка Черноярского пехотного полка за выбытием большей части офицеров, были заняты противником, собрал остатки отошедших рот и с крестом в руках, под сильным ружейным и пулеметным огнем, повел их в атаку, но сам пал смертельно раненым; воодушевленные его примером самоотверженные роты, после упорной штыковой схватки выбили противника и восстановили прежнее положение.


О подвигах священников на войне (из газеты «Вестник военного и морского духовенства»)
***
1915 №1. С. 12. «Священник учебного судна Балтийского флота «Двина», оСтефан Ильинский, не только жертвует из своих личных средств на больных и раненых воинов, но, с разрешения командира судна, производит за каждым богослужением установленный Святейшим Синодом церковный сбор, несмотря на то, что до сего времени никаких сборов с команд военных судов не производилось».
***
1915 №1. С.19-20. О полковом священнике 5-го Финляндского стрелкового полка о. Михаиле Семенове. «27-го августа в бою при дер. Н о. Михаил в епитрахили и имея на груди дароносицу со С. Дарами, все время находился на передовых позициях под жестким шрапнельным и ружейным огнем. Здесь он лично перевязывал раненых, отправляя их затем на перевязочный пункт, спокойно напутствовал и причащал тяжелораненых. По окончании боя о. Михаил ночью совершил погребение здесь же на передовых позициях убитых в бою.
***
17-го сентября в бою у г. О. о. Михаил был контужен, но несмотря на это лично вынес из-под огня тяжело раненого и восставил его на перевязочный пункт, где причастил всех раненых, напутствовал умирающих и похоронил убитых.
***
18-го сентября, в 12 час. дня противник стал сильно теснить левый фланг всего боевого расположения; в час дня батальон одного из полков, расположившийся на крайней левой позиции, не выдержал жесткого шрапнельного огня противника и стал поспешно оставлять позиции, грозя увлечь за собою примыкающие к нему части. Видя серьезность создавшегося положения,о. Михаил не обращая внимания на непрерывный огонь, одев епитрахиль. Бросился вперед и остановил часть отступающих».


1 марта 1915 года благочинный 7-го Финляндского стрелкового полка о. СергейСоколовский был ранен ружейной пулей в бедро. Узнав о геройском поведении о. Соколовского в бою, Протопресвитер на рапорте написал: «… горжусь чудной работой о. Соколовского...». За свой подвиг он был представлен командиром 7-го Финляндского полка к ордену Св. Георгия 4-й степени. Вторую половину войны протоиерей о. Сергей Соколовский вместе со своим полком воевал на французском фронте, прозванный французами за свою храбрость «легендарным священником», где был дважды ранен, во второй раз с потерею кисти правой руки. О его подвиге, совершенном в 1916 году, и за который он был удостоен ордена Почетного Легиона и Военного Креста Франции, свидетельствует архивный документ, который мы приводим полностью.

«Главный Штаб. - 18 декабря 1916. В Духовное управление при Протопресвитере Военного и Морского Духовенства. Главный Штаб препровождает, для сведения, копию телеграммы ген. Палицына за № 725 о подвиге протоиерея Соколовского на французском фронте.

Шифрованная телеграмма.
5 декабря сводная рота 6 полка произвела нападение на германскую позицию для захвата пленных. Рота исполнила порученное дело, потеряв убитыми 5 человек, в том числе прапорщика Новикова и ранеными 21, в том числе 3-х офицеров и протоиерея Соколовского, Георгиевского кавалера, раненого в руку и в бок с повреждением легкого. Во французском дивизионном госпитале вследствие большой потери крови отцу Соколовскому понадобилось перелить постороннюю кровь. Свои услуги предложил французский санитар Матирин Потье.
После этой операции батюшка пришел в сознание. Получив донесение, я предложил генералу Марушевскому за самоотверженный поступок Потье возложить на него от имени Его Величества Георгиевский крест 4-й степени. Французское правительство украсило отца Соколовского Почетным Легионом и военным крестом. Состояние батюшки безнадежное, офицеров благоприятное.
Шантильи. Палицын».


Много можно было еще привести в пример славных имён православных священников Великой войны. Но даже те, которые приведены выше вызывают уважение, не зря солдаты той войны говорили: «Раньше, бывало, священник с обозом, а теперь вместе с полком. ».
ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЕЙ Ю.А. Фабрика и К.А. Пахалюк http://vmeste-front.ru/svyaschenniki и http://hero1914.com/pravoslavnye-svyashhenniki-po-materialam-pressy
Еще, с вашего позволения с http://www.simvolika.org/project03_08.htm К 100-летию начала Первой Мировой войны и 300-летию военного духовенства
Религия и вера пробуждает в человеке добрые чувства, делая его сопричастным Божественной силе, правде и любви, помогает ему исполнять высокие нравственные требования, завещанные нам Христом. Вера наставляет колеблющегося, утешает горюющего, подкрепляет ослабевающего, подавая ему необходимые силы к исполнению его долга. Православная вера тысячу лет поддерживала русских людей, помогала им выстоять в труднейших обстоятельствах, была духовным фундаментом Российского государства и его могучей армии. Русская армия всегда была воинством православным и Христолюбивым, русский солдат имел доброе, мягкое и отзывчивое сердце, был истинно верующим человеком. Благородство, самоотверженность, готовность к самопожертвованию, понятие о важности и святости его долга перед Отечеством воспитывала в солдате Православная Церковь. Русский солдат шел в бой с неприятелем, воодушевляясь любовью к Богу, к своему народу и России, под священным лозунгом «За веру, Царя и Отечество».
Военное духовенство в Русской армии официально берет свое начало при Петре I. По Уставу воинскому 1716 года при каждом полку должен был состоять священник, а указом 1719 года Высочайше повелено было на каждом корабле военно-морского флота иметь по одному иеромонаху.

Главной задачей священника в военное время, кроме совершения богослужений и треб, было влияние на свою паству личным примером, твердостью духа в сложнейших ситуациях, стойкостью в исполнении воинского долга. «Полковой священник принимает на себя особенную чрезвычайную миссию во время сражения русского воинства с неприятелем. Священник должен запастись самоотвержением, чтобы, стоя в пылу битвы, быть способным поддерживать в армии надежду на помощь Божию и свои собственные силы, вдохнуть в нее патриотический героизм к Царю и Отечеству», - писал Николай Невзоров.
Русская Православная Церковь, понимая, что исход войны, любого сражения зависит в основном от воли Божией, вменяла в обязанность военным священникам непрестанную молитву о даровании победы русскому оружию. В случаях необходимости, когда того требовали обстоятельства, полковые священники находились и среди сражающихся. Примеров тому из истории русской армии можно привести великое множество.

Немало военных пастырей сложили свои головы в войнах, которые вела Россия, и сейчас, в преддверии 100-летнего юбилея Первой Мировой войны, в годы которой героизм и мужество полковых священнослужителей не стали исключением, просто необходимо увековечить их скромный и незаметный, но важный труд и воинские подвиги. Память о героях в священнических одеждах, снискавших славу как на полях битв духовных, так и на поле брани, нужна не только нам, но и молодому поколению нашему, нашей смене, будущему Великой России.

великая война. полковые священники, Дмитрий Борисов Дед Митяй Тольятти, брусиловский прорыв брусилов алексей, дмитрий борисов первая мировая война, константин пахалюк

Previous post Next post
Up