ЖЕНЩИНЫ -ГЕОРГИЕВСКИЕ КАВАЛЕРЫ РОССИЙСКОЙ АРМИИ 1914-1917 ГГ. Вл.Пархоменко, г. Николаев, Украина

Apr 07, 2015 20:25

Владислав Пархоменко, предоставил мне возможность опубликовать  свою статью до её публикации в интернете. В полном варианте это здесь невозможно, и даже в сокращенном. Поэтому приведу некоторые выдержки из статьи, а у кого статья вызовет интерес, то её можно будет прочитать в электронном виде в журнале«Воєнна історія» 2013, № 4-6, с. 94-100. Г. Киев.


…В советские времена по идеологическим соображениям, события этой войны не популяризировались, и для широкого круга общественности Первая мировая оставалась «забытой» войной.
Широко известное выражение: «у войны не женское лицо». И в наше время женщины в армии - явление не очень распространенное, а в прошлые столетия, тем более.

С древнейших времен женщины вставали в ряды защитников Отечества, правда, ради этого им приходилось скрывать свой пол, называться мужскими именами, носить мужскую одежду. В исторической литературе наиболее известна «первая девица - кавалерист» Надежда Дурова (1783-1866), которая участвовала в войнах с Наполеоном в 1806-1807 и 1812-1814 гг. Однако Дурова, конечно, не была первой женщиной на военной службе. Например, ее предшественницами были Татьяна Маркина и Александра Тихомирова.

Мы предлагаем малоизвестную информацию о женщинах российской армии 1914-1917 гг., которые стали георгиевскими кавалерами.
В октябре 1914 года на фронт, под видом мальчика-добровольца, отправилась ученица 5-го класса 1-й Мариинской гимназии г. Царицына - Екатерина Райская.


За успешную разведку у Перемышля и ранение, она награждена Георгиевской медалью 4-й степени. Летом 1915 года по приказу командования, как несовершеннолетняя, Е. Райская отправлена на родину, для продолжения обучения в гимназии .

В октябре 1914 г. ученица Виленского (Вильнюсского) Мариинского женского училища Кира Александровна Башкирова под именем «Николая Попова» поступила в команду конных разведчиков одного из полков.


За храбрость заслужила солдатский «Георгий» 4-й степени. Когда стало известно, что «Попов» - девушка, сделано распоряжение отправить ее домой. Награда же, полученная в бою, командованием справедливо была признана за К.А. Башкировой.

Маргарита Романовна Коковцова с началом боевых действий, в качестве добровольца «Коковцова», была зачислена в один из кавалерийских полков, что действовал в Восточной Пруссии. Во время разведки, она с десятью казаками вступила в перестрелку с превосходящими силами немецких драгун. М. Коковцова была ранена, и за храбрость награждена Георгиевской медалью.
25-летняя крестьянка Клавдия Алексеевна Богачева в марте 1915 г., под именем «Николая Алексеевича Богачева», стала добровольцем 3-го гренадерского Перновского полка. За бой у деревни Рудники (Польша) 20 апреля 1915 г., когда К. Богачева под вражеским огнем подносила боеприпасы, удостоена первой награды - Георгиевской медали 4-й степени. За удачный «поиск» и захват пленного, женщина-воин в феврале 1916 г. награждена Георгиевским крестом. Однако вскоре, во время медицинского осмотра выяснилось, что «бравый гренадер оказался девицей-крестьянкой Клавдией Алексеевной Богачовою». Ее отправили в тыл, однако Клавдия не желала оставаться в стороне от великих событий. Она оканчивает фельдшерскую школу, и с весны 1917 г. работает в 3-м лазарете Всероссийского земского союза. Умерла К. Богачева в 1961 г. в Москве.

Осенью 1915 года, когда в Курляндии стали формироваться латышские стрелковые батальоны, в один из них поступила добровольцем, по документам умершего брата, 22-летняя Лиина Чанка, уроженка Репенской волости Курляндской губернии. Во время боев на рижском плацдарме у г. Шлока Л. Чанка была ранена и отправлена в больницу, в Ригу. Через некоторое время младший унтер-офицер Курземского латышского полка Л. Чанка была отмечена 2-мя Георгиевскими крестами.

Сестра императора Николая II, великая княгиня Ольга Александровна, как сестра милосердия,


также всю войну проработала на Украине - в лазаретах Ровно и Киева. 21-22 мая 1915 года, находясь в зоне обстрела вражеской артиллерии, она руководила перевязкой раненых 12-го гусарского Ахтырского полка и была удостоена Георгиевской медали 4-й степени [12, с.43]. После революции оказался в эмиграции.
Сестра милосердия, участница русско-японской войны,баронесса Евгения Петровна Толль в годы Первой мировой стала кавалером 3-х Георгиевских крестов и 2 медалей! Несколько раз была ранена. Под именем «Евгения Петровича Коркина» отправилась на передовую, чтобы иметь возможность оказывать помощь раненым непосредственно на поле боя. В начале войны, во время отступления из Восточной Пруссии за организацию эвакуации раненых и спасения полковой кассы (14 тыс. руб.) была удостоена 2-х Георгиевских медалей. А про свое первое награждение Георгиевским крестом Е. Толль рассказала сама в 1916 году в популярном журнале «Искры»: «Я водила роту в атаку, и рота взяла вражеский окоп. Батальонный командир был ранен, ротный - тоже, а подпрапорщик контужен. Я была в звании ротного фельдшера и тут же перевязывала раненых. Вдруг рота начала отступать и я, забыв все, своей командой остановила роту. С криком «ура!» кинулась вперед, и вся рота бросилась вперед и взяла окоп… Вот за что получила Георгиевский крест 4-й степени». «Георгием» 3-й степени награждена за спасение жизни раненого батальонного командира, крестом 2-й степени - за спасение командира роты. В обоих случаях, рискуя жизнью под вражеским огнем. К сожалению, дальнейшая судьба Е.П. Толль автору не известна. С началом войны на передовые позиции отправилась сестрой милосердия уроженка Харькова Ксения Бондаренко. Зимой 1915 года была награждена солдатским Георгиевским крестом 4-й степени за спасение жизни офицера. Это произошло во время боев в Карпатах на Юго-Западном фронте. У села Мощиницы Бондаренко перевязывала раненых. Когда был тяжело ранен капитан, она, взяла его к себе на плечи, и под вражеским огнем пронесла две версты, доставив офицера на перевязочный пункт



Младшая дочь писателя Льва Толстого  тоже стала сестрой милосердия. На фронте, в 1916 году во время газовой атаки у Сморгони, чтобы ее команды лучше слышали санитары, она сняла свой противогаз и была отравлена немецкими газами. За верность «милосердному долгу» награждена 3-мя Георгиевскими медалями. После революции вынуждена была покинуть Россию и жить в эмиграции. В 1933 году выступила с открытым письмом «Не могу молчать!», в котором осудила сталинский террор в СССР. Умерла Александра Львовна на чужбине, в США
Российская императрица Александра Федоровна также решила посвятить себя делу облегчения участи раненых. Царица, вместе с двумя дочерьми - Ольгой и Татьяной, окончили двухмесячные санитарные курсы. Они посещали лазареты и даже ассистировали хирургам при операциях. Окруженная недоброжелательностью Двора, Александра Федоровна надеялась получить благодарность и любовь простых солдат. Однако для народа она всегда оставалась «немкой».



Рассказать о подвиге всех сестер милосердия невозможно. Многие из них остались неизвестными. В наше время администрация г. Москвы восстановила историческую справедливость. В 2004 году на территории бывшего Братского кладбища (открыто в 1915 г., ликвидировано в 1930-х), где были погребения умерших на фронте и в тылу сестер Красного Креста, сооружен памятный знак «Российским сестрам милосердия».
При использовании материалов статьи ссылка на Статью В. Пархоменко из журнала «Воєнна історія» 2013, № 4-6, с. 94-100. обязательна.
И не могу не добавить с другого сайтаhttp://legitimist.ru/sight/history/2014/zhenshhinyi-geroi-velikoj-vojnyi.html


"В бою под турецкой крепостью Гасанкала Пальшина совершила подвиг. Когда был убит командир эскадрона, она сама повела бойцов в атаку, обратив врагов в бегство. В этом бою Пальшина была ранена и затем отправлена в госпиталь, где ее секрет был раскрыт. В полку узнали, что храбрый рядовой Антошка - девушка. В начале 1915 года, после выздоровления, Пальшина в свой полк не вернулась, боясь, что ее отправят домой. Она решила идти воевать на другой фронт. Однако на вокзале в Баку при проверке документов Пальшину задержала полиция. Выяснив ее личность, Антонину доставили к сестре в Сарапул. Казалось, война для нее окончилась. Помощь пришла неожиданно. О подвиге девушки узнали в редакции местной газеты «Прикамская жизнь». В заметке, опубликованной 7 февраля 1915 года, Пальшину сравнивали с ее знаменитой землячкой кавалерист-девицей Н.А. Дуровой. Пальшина стала знаменитостью Сарапульского уезда. В ее честь местные промышленники и купцы устраивали банкеты, а дочь сарапульского градоначальника определила Антонину на курсы сестер милосердия. По окончании курсов в апреле 1915 года она была направлена на Юго-Западный фронт. Здесь молодую сестру милосердия распределили в один из госпиталей г. Львова…
… Пальшина воспользовалась его обмундированием, коротко постриглась и на следующую ночь покинула госпиталь. Больше полутора суток шла она в сторону незатихавшей артиллерийской канонады и наконец пристала к одному из обозов, следовавших на фронт. Вскоре вместе с пополнением Антонина была определена в 75-й пехотный Севастопольский полк (8-я армия Юго-Западного фронта) и т.д.
Умерла младший унтер-офицер русской армии, Георгиевский кавалер Антонина Пальшина, немного не дожив 5 лет своего столетнего юбилея - в 1992 году.

С Уважением, Дм. Борисов

первая мировая война. великая война, Дмитрий Борисов Дед Митяй Тольятти, великая княгиня ольга, антонина пальшина, баронесса Толль

Previous post Next post
Up