Однажды я работал в железнодорожном испытательном центре. Был там у нас специальный человек: методист-испытатель Женя. Он принимал новый вагон и согласно методическому пособию руководил процессом подготовки и проведения испытаний от А до Я. Моя же должность называлась техник-испытатель и была не столь интеллектуальной, как у Жени, то есть делал я все то, что говорил мне он. Он вообще ничего лишнего не говорил, только, как и что нам делать. И вот летом мы сидели и часами подготавливали тензорезисторные датчики, их нужны были тысячи, подготавливали места на вагоне для их установки. Потом, недели через две, начиналось самое интересное: собственно, испытания. Сначала мы везли все линейки и штангенциркули на калибровку. Их красоте позавидовал бы даже хирург. Потом возвращались на полигон и этими красивыми блестящими инструментами производили замеры. Мерили все: и тару, и тележки, и шкворни, и колесные пары. Конечно же, чтобы точно замерить, приходилось вагон разбирать и собирать обратно. После замеров шли исследования переноса нагрузок, а это еще интересней! Все эти детали засовывались в разные стенды, где мы безжалостно гнули их, сдавливали, ударяли друг об друга. Потом собирали вагон обратно и выгоняли его на горку, где разгоняли этого несчастного и ударяли о другого. Было много интересного, и я, как настоящий любопытный мальчишка, с блеском в глазах делал все это, мне навилось. Еще через две недели испытания завершились радостным жениным криком: наконец-то эта с*ка сломалась! В таре появилась трещина, а это значит, что все прошло успешно и конструкторам будет над чем поработать.
Вот как то так выглядит методичка. Тайком подглядывали у Жени.
За этот месяц я узнал много нового. Например, что один человек, мужчина, без специальной физ подготовки может спокойно двигать 70и тонный вагон голыми руками держащими лом. И это не за счет неистовой безграничной дури в теле юнца, отнюдь. Просто у всего есть технология, даже у самого простого и казалось бы тупого действия. Как передвинуть вагон? Есть технология. Как провести испытания? Ну просто космическая технология. Действие одно, а состоит по сути из множества мелочей. Как говорится, Бог в мелочах, и наша жизнь наглядный тому пример. Просто взгляните на любой процесс, разберите его по полочкам, и увидите, что состоит он из множества того, что вы делаете даже не задумываясь.
Так порой бывало
А такого не было ни разу
Мой мастер строгий. Он всегда говорит, что нужно освоить сперва технику. Когда мы занимаемся в зале, он не учит нас множеству ударов. Он всегда цитирует великого Брюса Ли, ласково называя его Брюсик: я боюсь не того, кто знает 1000 ударов; я боюсь того, кто 1000 раз отрабатывал один. Вот и мы так же. В чем же смысл? Еще господин Тарасов в своей книге «маркетинговые войны» писал, что нет смысла ходить по верхам, лучше углубиться в что-то одно.
Неповторимый Брюсик
Другой мой друг, работая инструктором по горным лыжам с детьми, однажды в сердцах возопил о проблеме воспитания и развития ребенка. Во время занятия он, как хороший тренер, входит в контакт с детьми, и в процессе разговора они рассказывают ему о том, что им интересно, чем они занимаются обычно. Так нам Слава рассказал о девочке, которая в 9 лет загружена больше чем взрослые, у нее свободное время остается только на перерывы с едой и на сон. Казалось бы, что здесь плохого? Я вот, когда занимался горными лыжами в детстве, всю зиму проводил на сборах и так же у нас было по три тренировки в день, оставшееся время мы спали или ели. Но здесь ситуация другая: эта девочка занимается всем, чем только можно, и когда у Славы закончились пальцы при пересчете ее увлечений, он перестал улыбаться. После он эту проблему охарактеризовал, как коллекционирование впечатлений. И это проблема не только детей, многие взрослые, особенно ресурсная молодежь, хватается за все, что попадается под руку, теряя суть каждого из процессов, они же не углубляются в нее. В итоге только единицы способны в этой гонке, похожей на бег хомячка в аквариуме, ухватить глубину тех процессов, в которых участвуют. Некоторые из них определенно талантливы, другие же научились так мыслить, у них просто как бы по-другому устроены мозги и они этим пользуются.
Так я увидел, из какого огромного количества деталей и тонкостей состоит совершенно обычный прямой удар рукой, и бег по стадиону.