Помните, я говорил, что верное направление ведёт не только к миру, но и к знанию. Становясь лучше, человек всё яснее осознаёт зло, ещё остающееся в нём; становясь хуже, человек всё меньше и меньше сознаёт, насколько он плох. Сравнительно плохой человек знает, что он не очень хорош; насквозь дурной человек считает, что он в полном порядке. Здравый смысл подсказывает, что это именно так: вы понимаете, что значит спать, когда бодрствуете, а не тогда, когда спите; вы замечаете арифметические ошибки, когда голова работает ясно, но, делая ошибки, вы их не замечаете. Природу опьянения вы можете понять в трезвом состоянии, а не в пьяном. Хорошие люди знают и о добре, и о зле, дурные же не знают ни о том, ни о другом.
Клайв Стейплз Льюис, "Просто христианство"
У нас Клайва Стейплза Льюиса знают в первую очередь как автора "Хроник Нарнии", но он был ещё и христианским философом, богословом. Недавно ознакомился с его христианской апологетикой (раздел христианского богословия, посвящённый обоснованию вероучения с помощью рациональных средств) и многое там мне очень понравилось. Кто-то может сказать - да как так, вы же атеист, Борис Александрович, сами писали об этом не раз!. Ну да, всё верно. Но я не хочу замыкаться в круге единомышленников, порой крайне полезно бывает послушать кого-то из "другого стана", особенно если этот "кто-то" такой блестящий ум, как Клайв Стейплз Льюис. В подростковом возрасте я был глубоко впечатлён его "Нарнией", а теперь, когда я взрослый, получил большое удовольствие от чтения его рассказа "Расторжение брака". Я был растроган и воодушевлён этой вещью, такой светлой, гуманистической, полной тонких наблюдений и психологических нюансов... Во многом это произведение посвящено теме нравственного возрождения - а я очень люблю эту тему. Так же там хорошо показаны препятствия на пути этого возрождения, на пути личностного развития, а это уже чисто психологическая тема. Так что я всем рекомендую эту вещь.
Ещё я ознакомился с рассказом "Письма Баламута" - оригинальное произведение, тоже полное тонких психологических наблюдений, но очень сильно богословское и идеологически заряженное (а христианство, как любая религия - это ещё и идеология). Больше мне понравилось продолжение - "Баламут предлагает тост". Вещь во многом политическая и критическая. Забавно, что там поднимаются проблемы образования, которые очень актуальны и сейчас - а ведь книжка ещё 1958 года!
Мне было полезно ознакомится с этим произведением ещё и для того, чтобы лучше понять картину мира убеждённого христианина с философской точки зрения, когда ты идеалист, когда ты понимаешь мир с позиции, что дух первичен относительно материи, что есть Идеал и Абсолют, творец всего сущего. С психологической точки зрения верующие люди мне были понятны давно. Понимать психологию веры мне важно не для того, что бы убеждать верующих, что бога нет, а для того, чтобы лучше понимать их самих. Я неоднократно работал с верующими людьми. В целом, они были приятные люди, которые обычно прямо просят дать чёткие рекомендации и потом ответственно подходят к их выполнению. Сам я никогда не скрываю своего атеизма, но не в целях пропаганды своей личной идеологии, а для того, чтобы оставаться честным с человеком, что я считаю очень важным. На этих условиях может состояться конструктивный диалог между атеистом и верующим и я не без удовольствия получал такие комплименты от некоторых своих клиентов, как "вы говорите прямо как наш духовник"... Это и не удивительно, так как большинство насущных (не философских и не научных) вопросов вовсе не требуют атеизма или религиозности. Поэтому некоторые духовники неплохо справляются с ролью психолога для своих прихожан - если речь не идёт о сложных случаях. Продвинутые священники не гнушаются направить человека к психологу, кстати. И я, бывало, направлял человека в церковь - если он верующий у него случилось большое горе - например, погиб родственник. Да, я не верю в бога и к институту церкви отношусь критически, но в такие моменты я не думаю о том, что я считаю верным, я думаю о благе человека, о его состоянии. Психолог (а тем более психолог-атеист) не может говорить от лица высшего авторитета, а священник может. А в трудные моменты человеку порой надо опереться на авторитет и почувствовать единение с Другими, с теми, кто разделяет твои убеждения.
К сожалению, не всегда верующие и атеисты могут конструктивно разговаривать. Я иногда смотрю передачу "Не верю!" - порой бывают очень интересные и горячие выпуски. К сожалению, довольно редко встречал там примеры действительно приятной, мирной беседы, когда собеседники могут говорить аки философы в античной школе. Я несколько раз видел почти прямое признание от священника, что нет, не могу я принять ваших аргументов, ибо "вера в живого бога не даёт" (это цитата). Чем мне нравятся христиане вроде Льюиса - они смелые, не боятся отходить от догматов, их вера гибкая и благодаря своей гибкости глубже и логичнее - не даром Льюис силён своей апологетикой! Возможно, что глубина мысли Льюиса связана с тем, что он пришёл к христианству в уже очень взрослом возрасте, пройдя через период атеизма. Ну а атеисту стоит тоже попробовать поупражняться в мировоззрении, попробовать в качестве эксперимента посмотреть на мир с позиций объективного или даже субъективного идеализма, посмотреть на мир глазами верующего. Если атеист боится читать христианскую апологетику, то это что - страх заболеть христианством головного мозга, сомнение в своих убеждениях, эдакая "интеллектуальная гомофобия"? Именно такой боящийся соприкасаться с религиозной мыслью атеист будет давать повод заявлять некоторым людям, что "атеизм - это тоже вера" (что, конечно же, не так).
Взгляд верующего на мир мне кажется подобен тому, как на мир смотрит человек, который надеется вернуться в отчий дом, словно блудный сын на картине Рембрандта. Он может скитаться по миру, но знает - у него есть дом, где его ждут и отец, который примет его и простит за то, что он не был достойным. Он верит в то, что в отчем доме не забыли его, там любят его и думают о нём, переживают за него... И что все радости детства с его защищённостью и невинностью не утрачены безвозвратно, а могут быть вновь обретены, обретены на новом уровне. Очеловеченный абсолют говорит верующему: "Весь мир - для тебя, человек. Даже Я - для тебя. Для того, чтобы ты проявил себя, оправдал Мои надежды и чаянья. Я надеюсь на тебя, Мне не всё равно. И потому ты не одинок, тв просто не можешь быть одиноким - если сам не отвернёшься от Меня. Придя в мир в виде человека, Я не только принёс Себя в жертву ради Вас, но и дал Вам цель. Эта цель для вас - как отчий дом, где Я, отец ваш, приму вас". Клайв Льюис говорил по этому поводу в эссе "Просто Христианство": "Что касается церкви, то она существует только для того, чтобы привлекать людей к Христу, формировать из них маленьких Христов. Если она этого не делает, все кафедральные соборы, все священство, все миссионерские организации, проповеди, даже сама Библия сведутся лишь к пустой трате времени. Бог стал человеком именно ради этой цели. И знаете что? Может быть, только ради этого и была создана Вселенная. В Библии говорится, что она была создана для Христа и что все должно соединиться в Нем". Сотворённый для человека, мир становится осмысленным и родным, как детская комната, где игрушки и мебель покупались специально для ребёнка. Всё для тебя, человек, даже Бог для тебя - уж не для того ли он создал тебя, как не для того, чтобы стать для кого-то целью и смыслом? Думаю, что маленький ребёнок чувствует, что эти его сверхъестественные родители, так несравненно сильнее и больше его самого, существуют для него, для того, кого сами же породили... Этот детский эгоцентризм явно или не явно присутствует в религии и в мировоззрении верующего человека.
Взгляд атеиста на мир совсем другой. Нет отчего дома, нет отца кроме того, что из крови и плоти, того, что обычный человек, не обладающий никакой сверхъестественное силой. Мир равнодушен и бессмысленен. Смысл, свобода воли и свободно выбираемая цель появились в мире только с человеком и только человеком и ограничены. Возвращение будет - но не в счастье невинного детства и единение в любви, а в равнодушие небытия. Сартр говорил, что у каждого в душе дыра размером с Бога и каждый заполняет её чем может. Атеист стоит перед такой же проблемой, как и верующий - ему тоже надо заполнить дыру в своей душе, чтобы стать наполненным и целым. Пазл веры не подходит к картине души атеиста, не вставляется, да и картинка там совсем другая... Атеист чаще всего материалист. Естественные науки абсолютно материалистичны, мир вокруг нас материалистичен, лишь мир идей представляет собой духовное бытие. Есть очень духовные атеисты с богатым внутренним миром, кстати... И этот мир не всегда такой мрачный и беспросветный, как это может показаться из моего описания. Личностно развитый, глубокий атеист отличается от верующего главным образом тем, что у него не осталось в душе уголка, в котором жило бы детское эгоцентрическое восприятие мира. Внутренний ребёнок атеиста не имеет права строить картину мира - не детское это дело, пусть играет, желает, любит, злится, шутит, но не участвует в выстраивании философских концепций. Думаю, что главная причина верить в бога - это желание верить в него, а желание исходит как раз от внутреннего ребёнка.
Конечно, порой очень хочется верить в отчий дом, куда всегда можно вернуться. Иногда хочется верить в абсолютную справедливость абсолютного отца. Иногда очень грустно ощущать собственную бездомность... Но у бездомного есть весь мир, вся полнота свободы и нет обязательств, кроме тех, которые он сам положил себе. Верующие считают атеистов обездоленными, лишёнными, бездомными - и это в некотором роде так и есть! Сами себя верующие считают теми, у кого есть этот отчий дом и отсюда отношение к атеистам или сочувственное, или высокомерное. Впрочем, атеисты смотрят на верующих так же... Представьте себе общение хуторян и кочевников - не легко им будет понять друг друга, не правда ли?
Напоследок немного слов о морали... У христиан (и вообще религиозных людей) обычно есть стойкое убеждение, что вера подкрепляет и развивает нравственность и всяческие добродетели, ведь в религиозных учениях есть множество директивных указаний нравственного характера. Я считаю это совершенно ошибочным мнением. В традиционном обществе моральные директивы религии формируют традиции и уклад этого общества, но отдельные люди от этого не становятся добрее или злее. Подлинная моральность и добродетельность человека определяется не принадлежностью его к религии и глубиной его веры... Это определяется его личной глубиной, индивидуальными качествами, зрелостью его личности. Для того, чтобы быть моральным, надо быть мужественным. Как там у Булгакова?.. "…и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок." Не атеизм и не религиозность определят нравственность отдельного человека, а его мужественность и зрелость. Есть отличный литературный пример добродетели, которая совершается ВОПРЕКИ господствующей религии, пример, который, как я думаю, сам Клайв Льюис одобрил бы... Это я не к тому, что религия всегда препятствует добродетели, а к тому, что сострадание и мораль не прямо вытекают из религиозного чувства и имеют совсем другую природу.
"Чем больше я думал, тем сильней меня грызла совесть, я чувствовал себя прямо-таки дрянью, последним негодяем и подлецом. И наконец меня осенило: ведь это, думаю, явное дело - рука провидения для того и закатила мне такую оплеуху, чтобы я понял, что на небесах следят за моим поведением; и там уже известно, что я украл негра у бедной старушки, которая ничего плохого мне не сделала. Вот мне и показали, что есть такое всевидящее око, оно не потерпит нечестивого поведения, а мигом положит ему конец. И как только я это понял, ноги у меня подкосились от страха. Ну, я все-таки постарался найти себе какое-нибудь оправдание; думаю: ничему хорошему меня не учили, значит, я уж не так виноват; но что-то твердило мне: «На то есть воскресная школа, почему же ты в нее не ходил? Там бы тебя научили, что если кто поможет негру, то за это будет веки вечные гореть в аду».
Меня просто в дрожь бросило. И я уже совсем было решил: давай попробую помолюсь, чтобы мне сделаться не таким, как сейчас, а хорошим мальчиком, исправиться. И встал на колени. Только молитва не шла у меня с языка. Да и как же иначе? Нечего было и стараться скрыть это от бога. И от себя самого тоже. Я-то знал, почему у меня язык не поворачивается молиться. Потому что я кривил душой, не по-честному поступал - вот почему. Притворялся, будто хочу исправиться, а в самом главном грехе не покаялся. Вслух говорил, будто я хочу поступить как надо, по совести, будто хочу пойти и написать хозяйке этого негра, где он находится, а в глубине души знал, что все вру, и бог это тоже знает. Нельзя врать, когда молишься, - это я понял.
Тут я совсем запутался, хуже некуда, и не знал, что мне делать. Наконец придумал одну штуку; говорю себе: «Пойду напишу это самое письмо, а после того посмотрю, смогу ли я молиться». И удивительное дело: в ту же минуту на душе у меня сделалось легко, легче перышка, и все как-то сразу стало ясно. Я взял бумагу, карандаш и написал:
«Мисс Уотсон, ваш беглый негр Джим находится здесь, в двух милях от Пайксвилла, у мистера Фелпса; он отдаст Джима, если вы пришлете награду.
Гек Финн».
Мне стало так хорошо, и я почувствовал, что первый раз в жизни очистился от греха и что теперь смогу молиться. Но я все-таки подождал с молитвой, а сначала отложил письмо и долго сидел и думал, вот, думаю, как это хорошо, что так случилось, а то ведь я чуть-чуть не погубил свою душу и не отправился в ад. Потом стал думать дальше. Стал вспоминать про наше путешествие по реке и все время так и видел перед собой Джима, как живого: то днем, то ночью, то при луне, то в грозу, как мы с ним плывем на плоту, и разговариваем, и поем, и смеемся. Но только я почему-то не мог припомнить ничего такого, чтобы настроиться против Джима, а как раз наоборот. То вижу, он стоит вместо меня на вахте, после того как отстоял свою, и не будит меня, чтобы я выспался; то вижу, как он радуется, когда я вернулся на плот во время тумана или когда я опять повстречался с ним на болоте, там, где была кровная вражда; и как он всегда называл меня «голубчиком» и «сынком», и баловал меня, и делал для меня все что мог, и какой он всегда был добрый; а под конец мне вспомнилось, как я спасал его - рассказывал всем, что у нас на плоту оспа, и как он был за это мне благодарен и говорил, что лучше меня у него нет друга на свете и что теперь я один у него остался друг.
И тут я нечаянно оглянулся и увидел свое письмо. Оно лежало совсем близко. Я взял его и подержал в руке. Меня даже в дрожь бросило, потому что тут надо было раз навсегда решиться, выбрать что-нибудь одно, - это я понимал. Я подумал с минутку, даже как будто дышать перестал, и говорю себе: «Ну что ж делать, придется гореть в аду». Взял и разорвал письмо.
Страшно было об этом думать, страшно было говорить такие слова, но я их все-таки сказал. А уж что сказано, то сказано - больше я и не думал о том, чтобы мне исправиться. Просто выкинул все это дело из головы; так и сказал себе, что буду опять грешить по-старому, - все равно, такая уж моя судьба, раз меня ничему хорошему не учили. И для начала не пожалею трудов - опять выкраду Джима из рабства; а если придумаю еще что-нибудь хуже этого, то и хуже сделаю; раз мне все равно пропадать, то пускай уж недаром".
Марк Твен, «Приключения Гекльберри Финна»
Б.Мединский,
12.08.2020
Психолог Борис Мединский
Авторские статьи, заметки и лекции о психологии, философии, культуре и обществе в оформлении музыкальных подборок.
vk.com
https://vk.com/borismedinskiy