Самое человеческое

Jan 17, 2021 14:12


Размышляя об этом, мы увидим там мало радости и ещё меньше веселья. Человек отличается от животного? Своим знанием о времени - безнадёжно невозвратном прошлом и неумолимо неотвратимом будущем. Человек знает о собственной смертности, о собственной отдельности и одиночестве. Человек способен думать о себе и представлять себя со стороны, смотреть на себя глазами других - и содрогаться от стыда и чувства собственного несовершенства. Все эти страдания чужды животному, малопонятны людям необразованным и грубым, а вот чувствительных натур с привычкой думать нередко закидывает в края меланхолии. Как говорил Эрих Фромм, "Тонко чувствующий человек не в силах удержаться от глубокой грусти по поводу неотвратимых трагедий жизни. И радость, и грусть - неизбежные переживания чувствительного, полного жизни человека". Так что самое человеческое в человеке тяготеет не к радости, а к грусти. Каждый, кто вступает на тропу личностного развития, должен иметь это в виду и быть готовым платить по счетам - за многие мудрости многие печали.



В то же время можно ведь эти печали рассматривать не как плату, а как то, что бонусом идёт к основному товару? Не является ли эта меланхолия не меньшим даром, чем мудрость? Или, быть может, она является составной части мудрости? В статье "Бессмертный человек" я размышлял над тем, что мудрость - это принятие любви и смерти, это способность любить смертное, временное, несовершенное. Я не знаю всех путей к мудрости, но очень может быть, что единственный путь в небеса лежит через преисподнюю.

Символ человеческого в человеке мне видится в ещё одной гравюре Дюрера - "Рыцарь, смерть и дьявол". Человеческое в человеке здесь воплощается в образе Рыцаря, конечно же. Надо понимать, что Дюрер не подразумевал реального грубого феодала в доспехах, потому что уже во времена великого живописца северного Возрождения рыцари были не реальными боевыми единицами, но романтизированными символами долга, чести и благородства. Понятия "рыцарское поведение" или "рыцарское отношение" не имеют к реальным рыцарям отношения, но символический Рыцарь уже давно и законно вошёл в нашу культуру. И этот образ действительно очень полезен. Ведь человеческое в человеке - это не его сиюминутные эмоции и переживания, не преходящие порывы и прихоти, не врождённые потребности - всего этого немало много обнаружить и в братьях наших меньших. Человеческое в человеке - нечто такое, что способно выйти за границы времени и отдельной человеческой жизни, нечто устремлённое к отдалённой цели и не ограниченное эгоцентрическими установками, т.е. нечто больше самого себя.





Скульптурная композиция «Рыцарь, смерть и дьявол» в Александровском парке в Царском селе, копирующая одноимённую гравюру Альбрехта Дюрера.

Что мы видим на гравюре? Рыцарь невозмутимо правит своим конём, двигаясь к своей цели, не обращая внимания на свиноподобного Дьявола и Смерть, которая едет рядом с ним на кляче и указывает ему на песочные часы. Дьявол и Смерть пристально смотрят на Рыцаря, в то время как тот не обращает на них никакого внимания, хоть явно знает об их присутствии... Он во всеоружии и сопровождается собакой.

Собаку я понимаю, как символ того, что человек, с одной стороны, находится один на один со своей судьбой, но в то же время он не совсем одинок. Собака не разумное, но любящее и преданное существо, для которого нет ни Смерти , ни Дьявола - рыцарь с ними один на один - но собака способна дать хотя бы эмоциональную поддержку. Должно быть, что каждый из нас один на один со своими страхом, долгом и свободой, нам не на кого их не переложить, никто не сделает за нас важнейших выборов и действий, поэтому в некотором смысле мы все одиноки, но это не полное, не окончательное одиночество. Таким образом, собака на гравюре нужна для экзистенциала одиночества.

Дьявола можно трактовать с религиозной точки зрения: как постоянное наличие искушения грехом или как угрозу посмертных ужасов в аду. Но я предпочитаю философскую трактовку Дьявола как символа знания о добре и зле, т.е. символ свободы воли. Ведь человек имеет свободу воли только на том основании, что он имеет право на зло - пусть даже ценой страшных последствий, но имеет. Дьявол в данном случае является символом экзистенциала свободы.

Смерть напоминает, что время ограничено и с ней всё ясно - это экзистенциал смерти. Жизнь перед лицом неминуемой смерти требует мужества, поистине рыцарского мужества. На ум приходят строки из Маршака:

Все умирает на земле и в море,

Но человек суровей осужден:

Он должен знать о смертном приговоре,

Подписанном, когда он был рожден.

Но, сознавая жизни быстротечность,

Он так живет - наперекор всему,-

Как будто жить рассчитывает вечность

И этот мир принадлежит ему.

Через эти стихи советского поэта я, как по мосту, перейду к образу Рыцаря. Он - четвёртый экзистенциал, экзистенциал смысла. Что такое рыцарский долг? Рыцарский путь, рыцарское служение? Ведь именно во имя этих вещей Рыцарь может быть сильным, мужественным и благородным - наперекор всему. Ни один рыцарь не может быть сильнее Смерти и Дьявола, но Путь Рыцаря сильнее их. Смысл этого Пути вечен, он вне власти зла, а потому ни Смерть, ни Дьявол не могут помешать Рыцарю следовать к своей цели. Цель в данном случае - это и есть смысл и именно цель может давать Рыцарю силы следовать своему Пути. На гравюре символом цели можно расценивать далёкий замок на фоне чистого неба.

Таким образом, самое человеческое в человеке - это его смыслы и цели. И тут мы сталкиваемся с неизбежностью трагедии... Почему так? Потому что нельзя не испытывать грусти от того, что для отдельного человека его смыслы и цели никогда не будут реализованы в полной мере, потому как смыслы и цели всегда больше самого человека и его жизни. Согласитесь, что не один художник не сможет выразить всю красоту мира, ни один учёный не откроет всех его тайн... С другой стороны, если мы представим себе человека, который окончательно достиг всех своих целей, то нам снова открывается трагедия. Как было сказано в пьесе Уайльда, "В жизни есть только две настоящие трагедии: одна - когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая - когда получаешь. Страшнее вторая, так как, когда получаешь то, чего хочешь, чаще всего испытываешь разочарование".

Какую трагедию вы выберите? Если хотите первую - ставьте высокие, великие цели. Предпочитаете вторую - ограничьтесь мелкими целями, старайтесь не задумываться о сложном и вообще лучше не взрослеть.

Пусть Маленький Принц останется на своей планете и продолжит выпалывать баобабы. С Розой ему лучше не встречаться, чтобы не будоражить душу новыми чувствами и мыслями, не задумываться и не искать смыслов. Ведь именно поиск смыслов побудил его отправиться в путешествие - другими словами, заставил взрослеть. И это причинило ему боль - разочарование в других, разлука с Лисом, крах иллюзий... И хоть Экзюпери не писал про это, но когда выросший Маленький Принц вернётся на свою планету, то он увидит, что она сплошь заросла баобабами, а его Роза обратилась во прах... Это трагедия, неизбежная трагедия становления личности. Остаётся лишь надеяться, что Принцу достанет рыцарского мужества понять красоту в этой трагедии. И тогда он сможет в алом сиянии рассвета различить цвет любимых лепестков - так же, как Лис видит в созревающих пшеничных полях золото кудрей своего любимого друга.





Кадры из замечательного французского анимационного фильма "Маленький принц" 2015-ого года, который мне очень понравился. От оригинала он значительно отошёл - по большому счёту, это отдельное произведение, которое может претендовать даже на своеобразное продолжение этой знаменитой притчи Экзюпери.

Б. Мединский, из статьи «Ода меланхолии»

Альбрехт Дюрер, Экзистенциализм, Рыцарь, Маленький Принц, Мудрость, Взросление, Экзистенциальная психология, Трагедия

Previous post Next post
Up