За этим всем просматривается двойственная роль в истории завоеваний монголов, как, собственно, и арабов, и тюрков, где собственно степное воинство используется, лишь как таран для слома «национальных границ», после чего оно отодвигается, и на первый план выдвигаются торговые интересы, следует установление единого управления и формирование общего рынка с единым налогообложением.
За безжалостным разрушением русских городов и городов Мавераннахра просматривается конкуренция с северным, как сейчас говорят «чайным» торговым путем, южного «шелкового», опирающегося на города на торговых перекрестках Центральной Азии и Ближнего Востока. Отработанная торговая связка: Китай - Персия - Византия, исправно работала при всех византийских войнах с Персией. Восстановление этого пути разрушенного арабскими и затем сельджукскими завоеваниями в интересах, прежде всего китайского торгового капитала. Однако, сопротивление степной знати формированию «правильного» государства, которое удалось преодолеть в Китае, не удалось сломить в обширных евразийских степях, что оставило и для России возможность отстоять самобытность.
Из рассмотрения Гумилева выпадает то, что на юге поднимается волна тюркских завоеваний. Он покончил с ними еще в истории Тюркского каганата, и возможность второго подъема теория пассионарного толчка не предполагает, только затухающие всплески. После ослабления сельджукской волны, подымаются хорезмшахи. Остается только догадываться, что бы было, если бы вместо бестолкового Мухаммеда II и слишком благородного Джелал ад-Дина, появился бы такой хищник, как Тамерлан, который, как раз патриот средне - азиатских городов. Десятилетиями длящиеся споры о том, почему Тамерлан не пошел на Россию, могут иметь совершенно простое объяснение, ему, пока он занят экспансией на юг нужна сила, которая будет с севера нависать над Золотой Ордой, хан которой, постоянно бит и постоянно ускользает от его гулямов. Вот что ему пригрезилось на отдыхе под Ельцом, а не святая Мариам, это он так подсказал нойонам, как гулямам объяснить. А стойкость русских полков, он смог испытать в битве на р. Кондурче, где по преданию они спасли Тохтамыша от плена
Да Тохтамыш еще пожег Москву, подтвердив гегемонию кочевников, после их первого масштабного поражения на поле Куликовом. Но он уже ее не взял, а захватил обманом. Примечательно, что опять использована традиционная стратегия - князь оставляет за крепостными стенами гарнизон и ополчение горожан, а сам едет собирать дружины вассалов и ополчения союзников. И в это раз она почти сработала. Потому, что у Тохтамыша уже нет китайских артиллеристов, а у Москве уже есть свои. Не только пороки стоят на стенах, но и «тюфяки» снятые со стен Булгара, после похода в 1376 году. И стены отстроены белокаменные, Москва уже долго не будет взята - до похода Наполеона.
Лишь извечное нежелание городского плебса России нести тяготы воинской службы и очередное предательство младших князей, не приведших вовремя свои войска к Дмитрию, позволят возобновить даннические отношения с Золотой ордой. Этим будет смазано политическое значение победы в Куликовской битве, в результате чего произойдет отворот «литовской» Руси от России, хотя Москву от Тохтамыша, чуть не спас литовский князь Остей, внук Ольгерда, а Андрей и Дмитрий Ольгердовичи стоят плечом к плечу с князьями Северо - восточной Руси на поле Куликовом, да и герой битвы - воевода засадного полка - западенец Боброк Волынский.
Начала складываться антиордынская коалиция, сторонники которой пришли к власти в Литве во главе с князем Кейстутом, после этого мог сложиться более тесный политический союз, заблокировавший бы Унию, заключенную Ягайло с Польшей. Однако в год сожжения Москвы под прямым военным давлением Тевтонского ордена и дипломатической поддержке Орды, Ягайло смог вернуться к власти, что предопределило принятие католичества и западнической культурной традиции, а в политическом отношении - союз с Ордой против Москвы.
Поэтому честь разрушения Золотой орды принадлежит не нам, хотя наличие в войске Дмитрия Донского проводников сурожан, говорит о его готовности идти в степь дальше - потери не позволили. Победой на Куликовом поле мы, наоборот, восстановили власть чингизидов, как законных правителей в Орде, и на 100 лет отсрочили освобождение от ига. Удар в сердце Золотой Орды - нанесет Тамерлан, из уже тюркизированного монгольского племени барлас, изгнавший монголов выродившихся в моголов из Средней Азии. Уже влюбленный в сады Самарканда, уже строитель и украшатель, полиглот и ценитель поэзии, но и последний паладин степной отваги, победами которого не побрезговал бы и сам Чингисхан. И умерший при подготовке похода в Китай ... будучи уверенным, что вся населенная часть мира не стоит того чтобы иметь двух правителей. Вселенная, естественно вращается вокруг Великого Шелкового, который должен контролироваться из Мавераннахра и его столицы Самарканда. Почему и разграбил торговые города Азов и Кафу, многие колонии итальянских купцов в Крыму и в нижнем течении Дона, поволжские города, сжёг Сарай-Бату и Астрахань … ну чтоб под ногами не путались у согдийских купцов. Орда после этого подняться так и не смогла.
Поэтому споры о монголо-татарском иге бессмысленны, так как это иго, прежде всего, анти - татарское. Именно тюркские народы и народности рассматриваются моголами, как законная добыча и непосредственные подданные. Вспомните погоню за половцами через всю Дешт-и-Кыпчак. И очень символично, что калмыки, джунгары - поставили последнюю точку в Великом Евразийском переселении народов. Когда оно даже пошло вспять - часть калмыков уходят обратно. История монгольского нашествия повторится в зеркальном, отраженном виде - уже не русские князья в Каракорум, а калмыцкие тайши едут на поклон Санкт-Петербург.
Не походы русского воинства в степь, не русское казачество, а иноплеменные в тюркском этническом поле и иноконфессиональные среди мусульман калмыки, владеющие тактикой и стратегией степной войны, создали ту этническую пробку на нижней Волге, которой стали венгры на нижнем Дунае. Венгры закрыли дунайский проход, выводящий в сердце Европы. Калмыки Волго-Донской, узость между реками, где можно перекинуть из Азии в Европу и конные армии, и конные народы.
В допулеметную эпоху, оседлые земледельцы могут одержать верх над кочевником, но покорить его может только кочевник. Дарий изрядно расшугал скифов, но истребили их сарматы. Владимир Мономах вошел в степь и подорвал военные силы половцев, но ликвидировали их татаро-монголы. Именно это второе издание Золотой Орды положило конец господству кочевых тюрков в Евразии, которых славянская пехота смогла лишь отгонять от своих границ. И осадило сложившиеся к XVIII веку кочевые конфедерации практически в тех границах, в которых мы находим их и сейчас, уже в виде национальных государств.
В омусульманеной степи, будизм калмыков прижимает их к православному трону Белого царя. Калмыки кавбои - коровьи парни, привели с собой джунгарский скот и верблюда. Корова требует больших площадей для выпаса, больше пьет и не может добывать себе сама корм из-под снега. Но калмыцкая порода, отличается высокой мясной скороспелостью и качеством мяса. Это знаменитое «мраморное мясо» японских ресторанов, когда жир закладывается непосредственно в массе мышцы, которое предки «расы ямото» в период Яёй привели на острова из Кореи. Я на таком собственно и вырос, говядину мама брала на базаре только у калмыков. Но нужны обширные и малоснежные пастбища. И они есть, уникальные Черные Земли, почти пустыня, но с продуктивными мятликовыми пастбищами. Вот собственно, по моему мнению, корень всего этногенеза на Нижней Волге. Вот из-за чего ломаются копья и звенят мечи. Здесь концентрировались кочевники, начиная экспансию на запад и юг, отсюда, скорее всего, начали аланы истреблять скифов, а гунны начали «истомлять набегами» алан, здесь кочевья ханов Хазарии, и здесь ядро Золотой Орды. Получив пастбища Черных земель, калмыки получают базу для зимнего выпаса, защищенного от главного зимнего бедствия - джута, обледенения пастбищ, приводящего к падежу до 30% поголовья. Много скота, много лошадей, а значит и много воинов … и ногаи, крышевавшие степь, начиная с "делателя ханов" Едигея, исчезают в степи, как дым от костра.
Вот уж петля истории, монголы покорили Париж, но под русскими орлами … ну ладно двухглавыми, византийскими. Калмыцкие полки участники всех Европейских войн Российской империи, а вот на востоке как-то не отметились - в Европах, видать, интересней. Калмыки стоят плечом к плечу с русскими уже под Полтавой, так же как и на поле Бородинском. Так же как и башкиры, история которых мало известна для русской публики. Башкиры вообще народ крайне интересный, и, неоднократно убеждался, талантливый в технике. За спиной Алекперова стоял башкирин Маганов. И всегда башкиры, как-то особняком от прочих тюрок, примерно в границах одной и той же территории, по антропологическому типу много квадратно, а не круглоголовых монголоидов, а целые области вполне европеоидных, и уже в Уфе пышно расцвели "краеведы" доказывающие, что именно башкиры истинные арийцы. Потомки андроновской культуры, древних ариев, отличающих себя от окружающих тюрков кыпчакской крови? Или просто нелюбовь к Чингизидам, народа сохранившего власть своих родовых князей? Во всяком случае, трудно было представить колонизацию Сибири и Средней Азии без, лояльности башкир и к российской империи.
Собственно обеление монголов у Гумилева именно к этому и сводится. Что главные беды России приходятся не на период нашествия, а на тот период когда, монголы прошедшие конфуцианскую школу управления, растворяются в местных кочевых племенах. Когда стабильный ясак наложенный по Яссе для покоренных народов, замещается на хаос «набеговой экономики» новых степных конфедераций. Больней всего по России бьет не варварство кочевника, а варварство начинающегося на западе капитализма, превращающего в даже человеческую личность в товар. Сердце этого дракона лежит не в Каракоруме, а на рабовладельческих рынках Кафы. В степях только его злобная пасть. Это рабство вторичное, производное от рождающегося наемного рабства, подобное плантационному рабству в Америке.
Основной поток рабов обеспечивают именно кочевые государства евразийской степи. Генуэзская пехота стоит плечом к плечу на Куликовом поле с кавалерией узурпатора Мамая. Не монголы ловцы людей, а крымчаки и ногаи. Является ли универсальный ум Леонардо да Винчи, так соответствующий русскому универсализму и русской привычке за все хвататься ничего не доводить до конца, следствием его происхождения от рабыни -славянки? Доказательства шатки, но это могло быть, так как именно в этот период этническое название славян - slave - становится синонимом всякого раба от Йоркшира до Исфагани.
Но если капиталистическое рабство в Соединенных Штатах описано всесторонне, то уже меньше понят вклад в него наипарламентнейшей Британии. Полет мысли Ньютона, оплачен дивидендами от торговли африканскими рабами. Не с современных «поборников общечеловеческих ценностей» начинается западный «цивилизационный подход», который поднимает визг по поводу любой соринки в чужом глазу, а в своем не хочет видеть бушприт рабовладельческого судна. С Ньютонов, акционеров рабовладельческой компании по доставке африканских рабов. Любого демократически настроенного человека иногда охватывает оторопь от того, что все Великие демократии, начиная с афинской, всегда каким-то боком связанны с рабовладением … и с воровством казны союзников. Взлет европейской науки и художественного творчества щедро оплачен плантационным рабством в Вест-Индиях. Хотя и Великая русская литература - крепостным рабством крестьянина, но российская мысль столетия приносит покаянные поклоны за это, тогда как западная только у других требует «покаяния».
Куликовская победа не нанесла решительного удара татаро-монгольскому игу, но сделала больше! Разгром узурпатора Мамая, западника, ориентированного на Геную, пресек попытку создания альянса татар-западников с новым капиталистическим хищником. Да, Москва сдана Тохтамышу, легитимному хану Золотой Орды, но потому, что Чингизиды еще некоторое время смогут играть роль проставки с другим восточным городским хищником - Тамерланом. Урбанизированного и влюбленным в сады Самарканда, а значит и сундуки согдийских купцов, чьи политические амбиции он реализовывал. И именно простые и твердые в вере кочевые узбеки юго-восточной Сибири и Казахстана, последние общинники - кочевники последних Чингизидов, поставят заслон для этого другого городского хищничества, а в начале XVI века изгонят из Средней Азии, последних тимуридов.
Альянс Ярослава Всеволодовича с Батыем имеет не этнический, а политический характер, я бы да сказал характер классовой солидарности. Ярославовичи представители младшей ветви династии Долгоруких не любимой в коренных русских землях, потомки Всеволода Юрьевича, чуть было не изгнанного из Руси вообще, занявшие трон по лествичному праву. Батый - представитель «нечистого» Джучиева рода с трудом унаследовавший удел своего отца, находящийся в конфронтации с восточными Чингизидами. И именно его завоевания дают возможность княжескому дому Ярослава Всеволодовича занять доминирующее положение среди русских князей.
Одни осколки древней родовой державы Рюриков, другой сепаратист в новой родовой державе Чингизидов. Личная дружба с Батыем Александра Невского, обусловлены общими политическими задачами, а побратимство с Сартаком - общим политическим идеалом - необходимостью преодоление пережитков удельно-лествичной системы, перехода к наследованию власти «от отца к сыновьями», к монархии. Одни этого сделать уже не успели, другие еще не могут. В территориальном отношении они враги, но в политическом коллеги.
Сталин с радушием принимал у себя дома Черчилля и откровенничал с ним о коллективизации. Когда читаешь заметки Черчилля об этой встрече, виден не только протокол и этикет, а искренняя заинтересованность Сталина - поговорить не с кем. Именно герцог Мальбор, уже потерявший своих крестьян, уже вынужденный служить и пописывать статейки для заработка, может оценить всю грандиозность повторной крестьянизации.
Широта горизонта политического мышления его сына, Александра Невского, отсутствие в нем твердолобости «защитника старины», весьма соответствует и его тесным связям с торговым новгородским боярством, которому хоть черт, хоть татарин, лишь бы прибыль была. И его политическому опыту избираемого князя, которому с Псковом и Новгороду приходилось договариваться. Это Ганноверская династия, а не Тюдоры. Не случайно и князь, с которого начинается становление московского царства, прозван Калитой - кошельком. Перехват денежного потока «ордынского выхода» позволят наконец-то перейти к наследованию великокняжеского престола от отца к сыну, но остается условность держания, полученного из рук «варварского царя». Это ставит династию опять в тесную зависимость от поддержки бояр, что не дает возможность окончательно завершить преобразование в монархию европейского типа.
Поражает, что даже после выкладок Гумилева, полемика с ним ведется только с точки зрения «меры жестокости» завоевателей. Профессионалы видимо по этому делу, такой палаческий консилиум. И абстрактной прогрессивности завоеваний. Если Святослав уничтожил Хазарию, это торжество прогресса, а если Батый Киев - это варварство. А что европейские завоеватели фиалками одаривали побежденных. Да если собрать в одно место свидетельства о войнах европейцев между собой, то их всех можно стройными рядами прямо в Нюрнбергский трибунал. Вот уж кто с упоением веками резался друг с другом. В рамках одного «цивилизационного подхода». Больше чем европейцы, самоистреблением занимались, наверно только ханьцы.
В 18 веке культурные австрияки, выступающие против «прусской агрессии» учинили резню в Ландсгуте, тех же самых немцев, ну немного пронос другой, и только русский пикеты спасали Берлин от австрийцев в ходе Семилетней войны. Россия знала татаро-монгольское иго, но не знала такого озверения, как в Столетней войне, когда население Франции сократилось на две трети, а французский крестьянин был доведен до состояния дикого животного. Не знала и более чем столетних реформационных войн, и такого христианнейшего явления, как Варфоломеевская ночь. И чем наёмники оплота католической веры польской дворянской республики, лисовчики лучше, чем Батыева орда, если христианская Трансильвания бросилась от них под защиту османского султана. В Евразии боролись разные народы, но по вопросу жизненному, принципиальному, что на этих малопродуктивных равнинах лучше - скотину пасти или хлеб сеять. По вопросу, который по большому счету до сих пор не решен однозначно. Успехи агрохолдинга «Мираторг», по круглогодичному бесстойловому содержанию бычков абердинов в лесах Брянщины, заставляют задуматься о возможном втором пришествии кочевничества на новой технической основе. По крайней мере, взлет США был бы невозможен без такого явления как кавбои, этакого странного симбиоза лошади и паровоза. А из-за чего резались европейцы?
Вообще наибольшее ожесточение, как раз наблюдается между близкими народами, так как стороны воспринимают друг друга, не просто, как врагов, а еще и как предателей. Как отступников, неправильных, именно тут начинают копаться в корнях и придирчиво изучать чистоту расы. Чем меньше отличий, тем больше приходится врать и передергивать, чтоб доказать истинность веры, чистоту крови, исторические корни. Вот корни изощренности польских панов катовавших украинских казаков, зверств того же казачества против великороссов в Смутное время, и бендеровцев против всех … кроме фашистов. Потому, так сильно и разбегаются народы, при расколе, иногда на разные континенты, начиная новую «этническую» жизнь с другими.
Конечно это иго, заимствованное из латыни слово, приобрело в русском языке именно то значение, которое должно - нечто давящее, пригибающее, стесняющее. Неуверенность в завтрашнем дне, парализующая волю к обустройству дня сегодняшнего. Но латинский термин jūgo - ярмо, имеет и значение привязывать, связывать, соединять. Это все-таки, не оккупация, конечно, это не создание единого государства с двумя политическими центрами, но некая форма вассалитета, а значит, признаются, не только права сюзерена, но и определенные права вассала. Уже через 50 лет начинается вооруженное сопротивление под видом защиты своих ленных прав.
Но разве результаты польско-литовского ига на западных русских землях оказались другими? Разве культурная и интеллектуальная деградации западных русских меньше? Как рвануло смоленское дворянство после выхода из под Речи Посполитой - Потемкины, Глинки, Тухачевские! Советские воины, придя на Западную Украину и Белоруссию, были поражены зашоренности, угрюмой настороженности местного населения, и той странной смеси нищеты и европейскости, когда в горнице венские стулья, а пол земляной. И до сих пор западные русские не могут «в ум войти». Казалось бы, живи и радуйся, что отбили от турок, крымчаков, поляков, собрали в одну страну, выселили поляков, и дали уйти, оставив не только весь научно-производственный потенциал, в ущерб даже обороноспособности России, но еще и прирезали земли изрядно?! Взамен благодарности русским приходится расплачиваться за негативные черты национального характера вуек, которые сложились под литовским и польским прессом.
На русских обращены исторические обиды, которые не хватило мужества высказать действительным оккупантам. Не так освободили!
Заслуга Гумилева, в том он идет поперек официоза, чтобы история Евразии не рассматривалась исключительно, с точки зрения насколько больше или меньше крови здесь пролилось. Против того, чтобы она выродилась в перманентное предъявление исторических счетов. Пожалуй, именно это мнение идущие в разрез не только с официальной историографией, но и народными предрассудками и обращало на себя внимание читающей публики. Мало читающей. Потому, что реабилитация варваров одновременно начата и в Европе!
Понять Гумилева не возможно, если не рассматривать его в рамках мировой медиевистики обратившейся к ранним этапам становления феодализма, к эпохе, получившей в европейской истории двойное название в зависимости от национальной принадлежности или мировоззренческой позиции: Великого переселения народов или Нашествия варваров. Французы, жертвы двойной оккупации, сначала римлянами, а потом смешанного гало-римского населения германцами - франками, самой своей историей поставлены в положение примирителя своих великих предков. И с этой третейской позиции, в суде истории оказываются способными дать самую объективную картину становления Европы Средневековой. На русском языке доступна обобщающая работа Люсьена Мюссе Варварское нашествие на Европу: германский натиск. (СПб.: Евразия, 2006), которая смыкает европейскую медиевистику с Гумилевым, германский натиск с тюркским и монгольским.
Германцы - не варвары - вот основной вывод этих исследований, процесс «переселения народов» отражение глубоких внутренних процессов идущих на границе с Римской империи, и их взаимодействие с ней носит сложный характер, разрушительный и созидательный одновременно. Общество «варваров», это совсем не просто сборище вооруженных дикарей дорвавшихся до грабежа, нет, оно социально структурировано, имеет не только идеологические основания, но и технологические достижения, культуру и искусства, в нем быстро идет выработка новой социальной организации вошедшей в историю под названием феодализма