Но уже начинается эпоха огнестрельного оружия, резко сужающего возможности территориальных перемещений, не только для кочевников, рождается такое явление как внешняя политика, в пределе направленная на обеспечение преимуществ и контроля без захвата территории. Этническая и политическая истории расходятся окончательно, этносы, сложившиеся в конце феодального периода практически не меняют территории, названий, языков, идет борьба за включение их в наднациональные образования, хотя этот порядок сейчас и начинает потрескивать, но напоминание о ядерном оружии резко осаживает всех, на исходные точки.
Выступив против схоластичности «советского истмата» Гумилев впадает в другую крайность в отрицании принципа историчности как таковой, к отрицанию того, что на разных стадиях истории сам процесс «этногенезе» имеет разные механизмы. При родоплеменном обществе ведущим является или кооптация, или этноцид, как истребление всех мужчин, то на последующих стадиях большую роль начинают играть «имперские» механизмы с «разъездом» по разным «экологическим» нишам, как профессионально, когда за разными этическими группами закреплены разные области деятельности, например, османы воины, а греки - фанариоты торговцы и финансисты, так и территориально, где за разными этносами сохраняется определенная территория и самоуправление. Использование разных ресурсов, снижает напряжение межэтнической конкуренции. И если на ранних стадиях рассматриваемого Гумилевым периода еще можно было рассуждать о какой-то волне прогрессивных мутаций распространяющейся во времени и пространстве, то на поздних нет ни времени для этого, ни механизмов.
Единственное, что остается добавить к генетическим «открытиям» Гумилев, что они и не нужны, почему его собственно, так резко и не принял Н.В. Тимофеев - Ресовский. Совершенно достаточно понимания генетической неоднородности популяций. Популяция, находящаяся в живой связи со средой, а не под искусственным воздействием, какого - либо одного внешнего фактора, обладает определенным разнообразием признаков, адаптаций, что помогает ей реагировать на разнообразные внешние воздействия. В том числе и на «поведенческом» уровне. Семена имеют разные сроки всхожести, единицы процентов семян прорастают через десятки лет, на случай всяких климатических катастроф. Олени когда спят, пробуждаются через разные интревалы, поэтому в отдыхающем стаде всегда, кто-то бодрствует.
И в человеческих коллективах всегда есть воины, пророки, культуртрегеры, но в популяции в спокойном состоянии они уравновешены между собой и остальной массой членов. Но внешнее воздействие может сдвинуть это соотношение, тогда какая-то группа может выдвинуться на первые роли, приобрести влияние или власть, в результате оставит больше потомства, что резко изменит общий облик популяций, или наоборот пострадать, например, во время войны, и снизить свою численность. Что очень хорошо коррелирует, с подъемами и падениями «советского народа»: выходом в период первой мировой и гражданской на передние позиции людей с проактивным типом личности, который становиться модальным перед Великой Отечественной войной, и его огромными потерями в ней.
Это поиски философского камня, некого магического кристалла пассионарности, этаких молекул этногенеза, которые механистически то складываются в суперэтносы, то раскладываются до консорций, почему не до синузий, непонятно, консорции это сообщество пищи и едаков. И поминаемые всуе, то мутагенез, то энергия живого вещества, то космические лучи, лишь отмазка, суррогат чуда, для прикрытия непонимания характера внутренних связей этнических, суперэтнических и т.п. систем.
Являясь продолжательницей идеалистической русской, евразийской философии, методология Гумилева, даже рядясь в материалистические одежды, носить эти одежды, не умеет, и подходит к пределу своих гносеологических возможностей, пытается материальным явлениям придать магическую силу.
И страшная мысль … щас скажу и убегу … приходит мне в голову, что вообще-то подход Гумилева, это параллельный перенос на территориальные объекты, классового подхода Маркса. Логика совершенна та же, что и марксово превращение класса «в себе» в класс «для себя». Замените здесь класс на этнос и мы получим полное совпадение. Вот хорошая формулировка:
«До тех пор пока интересы класса остаются неосознанными, невысказанными и несформулированными, класс не выступает на политическом поприще в качестве самостоятельной общественной силы, он остается «квазигруппой». У него имеются потенциальные предпосылки к объединению, но само объединение еще не происходит. Класс становится действительной общественной силой лишь тогда, когда он - благодаря своим идеологам и политическим представителям - обретает голос.» (
https://texts.news/istoriya-sotsiologii-knigi/prevraschenie-klassa-sebe-klass-dlya-sebya-60487.html)
Поэтому это евразийство последнее … мемориальное. Полторы сотни лет евразийство, возникнув, как течение идеологическое, было достаточно продуктивно в противостоянии европейской моноцентричности. Оно не обошлось без преувеличений и однобокости, но покажите мне другие концепции которые обходятся без них. И эту историческую битву, евразийство, найдя союзника в европейском ориентализме, выиграло, заставив повернуться историческую науку к истории Евразии и Азии. Многие его догадки, сделанные на идеологическом оснований, уже получают фактическое, археологическое подтверждение. Совместно с европейской медиевистикой, евразийство сомкнуло эпоху Великих переселений народов в Европе и Азии, подтвердив их принципиальное сходство в плане социального развития, несмотря на расовые отличия и противоположные хозяйственные типы. Тем самым Евразийство, как особое течение политической и исторической мысли, исчерпало свое положительное содержание. Уже Лев Николаевич не принимает политической программы евразийцев, ограничиваясь культурной. Но попытка выйти из кризиса евразийства путем изготовления на его материале универсальной теории этногенеза, ставит крест и на его гносеологической состоятельности. Искусственная конструкция космического пассионарного толчка … половецкая каменная баба на его могиле.
Дальше уже только выход за границы научного метода, переход к открытому идеализму, мистике, что мы собственно и наблюдаем. А.П.Девятов уже не только открещивается, от дуализма европейской философии, пытаясь заменить ее универсальной «связкой трех сил», но и политику пытается скрестить с небесами, тайны божьих откровений с откровениями ФРС. А
https://oohoo.livejournal.com политические обзоры, которого я читаю регулярно, поскольку надеюсь, что он располагает, как «любитель - политолог» некоторой инсайдерской информацией, уже прямо сваливается в мистицизм, но гадает не на кофейной гуще, а по М.А. Булгакову. Интересно, что зацепившись за его политические обзоры, я сразу почувствовал «родственную душу», поковырял, нашел графики, тем более, когда пошло «Тысячелетие вокруг Балтики». Вот уж где произвольность Гумилевского метода, когда любой подъем можно назначить началом, а любое снижение падением, позволяет многократно натягивать филина на глобус … это у вас узел 1/2 , нет это у вас 3/4, нет это все-таки 1/2 только он развязался, нет это вы … съели что-нибудь.
Но он уже и не евразиец, а я бы сказал «гумилевец», со всеми родимыми пятнами, никогда не формулируя концепции в виде законов и следствий, очевидно, что мыслит диалектически, но не категорировано, а в рамках любимой сталинской дихотомии «действия и противодействия». Сделав ставку на мысле-схему, доходит в своих спекуляциях до деления человечества на две расы мокрых и лысых теток обитающих в воде, и волосатых маскулинных дядек обитающих в саванне. Волосатых пацанчиков сразу приходится отдавать дядькам кормить грудью. Откуда гендерные фантазии Гумилева понятно … тут видимо надо посмотреть его видеотеку. И так же как Лев Николаевич, проходит мимо того, что действительно может претендовать на открытие, его концепция «смещения политического центра», перекликающаяся с Марксовой идеей о перехвате «пригородом» Владимиром власти у столицы Суздаля, и ленинской практикой создания параллельной, перехватывающей власти, вынесенная им из опыта участника событий 90-х годов, действительно может быть продуктивна для перестройки сложных систем. Мы уже в 17-ом наблюдали не разрушение, а замещение, а при коллективизации не ликвидацию, а возвращение. И не надо было бы прах северо-немецких королевств беспокоить.
И так же как Гумилев в сложной ситуации вынужден вернуться к доброму старому классовому подходу, их материальным интересам и вырастающих из них политических, только к давней борьбе двух классов промышленников и финансистов, добавляет альянс финконконтроля и спецслужб. Вот бы тут и развернуться, так как из этого очень много напрашивается, но нет … по гумилевски, описательно и по касательной. Надеюсь, что это хотя бы инсайд. Видимо не минует и «чаша сия», хотя бы из чувства уважения, и чтобы разобраться, почему я прихожу к похожим выводам, исходя из других оснований, но сейчас это слишком уведет нас от нашей темы. Тут вообще вырисовывается теплая компания «премудрых пескарей» превзошедших Маркса, от КОБа до Хазина, старающихся вычислить узлы, последние битвы … не чтобы поучаствовать, а чтобы не попасть и … выяснить настроение акулы - явлений, родившихся за кругом их маленьких жизней, на океанских просторах экономической и международной политики, которые уже вплыли в «круг их понятий». Вызвав переполох и ужас. Ведь съедят. Очень хочется стать мудрым всезнающим … не чтобы победить … а чтоб пересидеть, приладиться.
Газовые трубы, микросхемы и пути контейнеровозов определяют реальное, экономическое, а не мистическое евразийство. Единый пояс - единый путь - восстанавливает древнейшую транспортную магистраль на новой технической основе, а гибридная война вокруг нее дает нам камеру-обскуру, в которой отражаются реальные войны вокруг него в древности. Революция Дэн Сяопина оказалась мощнее и глубже, и чем революция Сталина, и чем их предтеча - революция Мэйдзи. Мифология о способности к техническому творчеству только европеоидов становится уже просто неприличной. То, что раньше представлялось непроходимой пропастью между культурами, видится ровиками отграничивающие разные местные особенности. Фактически мы возвращаемся к ситуации до палеолитической революции, когда в освоенной человечеством части планеты господствовала одна или две материальные культуры.
Как часто в теоретической мысли 20-го века замах на рубль, а удар на копейку. Как часто нам обещали переворот в науке, а в целом весь век лишь довершает, расширяет действительные прорывы 19-го. Как и цивилизационный подход А.Д.Тойнби, «теория этногенеза» Л.Н.Гумилева в том, что она привнесла в научный обиход нового, не имеет прогностической ценности - она только заново поставила известные вопросы, гипертрофировав известные явления, придав им наукообразную форму, и потому не вышла за рамки описательщины, не перейдя в науку. Что не исключает ее ценности познавательной, это огромный материал сведенный воедино.
Вообще, складывается, впечатление, что он не только увлекает нас сюжетами своих повествований, но еще и сам увлечен им. Еще слишком притягательна сама возможность наконец-то, опираясь на накопленные данные, охватить и связать. Это еще не история? Возможно, но это уже ее ритм, пульс. Даже при том, что последующие исследования многие вещи уточнили и переиначили, есть общая картина, без представления, о которой сложно говорить, об образованности. Как жаль, что Лев Николаевич Гумилев свои «волновые представления» не использовал, только как литературный прием, это было очень органично для описываемых событий, какая мощная популярная и популяризирующая литература бы получилась.
А теперь приходится думать, чтобы рекомендовать почитать, чтобы не очень застрять в сомнительных теоретических выкладках. Для первого знакомства я бы ограничился тремя книгами: Древняя Русь и Великая степь; Тысячелетие вокруг Каспия; Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации.
И фактуры много и теория представлена, основная же теоретическая работа «Этногенез и биосфера земли», я с нее начал, мой зав. сектора подсунул мне еще в 80-х годах в издании ВИНИТИ, была такая форма, если кто помнит. Именно она меня зацепила, но это больше для тренировки мозгов, потом мне больше нравились его более «предметные» книги.
Так что же пустышка, отнюдь. Зеркало! Если Лев Николаевич Толстой зеркало русской революции, в котором в превращенном виде, отражаются ее противоречия, то Лев Николаевич Гумилев зеркало русской послереволюционной реакции, где всякое теоретическое развитии придушено готовыми объяснениями. Это попытка вывернуться из-под сталинского «языкознания» и, особенно «позднеесоветской» дружбы народов, этой «советской» толерастии, которая уже трещала по швам на национальных окраинах. Подмены действительного изучения и понимания сложных национальных проблем бывшей Российской империи, которые с созданием Союза удалось только отложить на 70 лет. Но, не ставя вопросы в плоскости политической, Лев Николаевич вынужден ставить их только в плоскости исторической, что и приводит к дальнейшему заужению теоретического горизонта до плоскости этнологической.
Ошибочная теоретическая посылка определяет и негодные инструменты - придумывание временных шкал, космические влияния и т.п. Не говоря уже о выводах, которые по большому счету отсутствуют. Лев Николаевич оберегая свою теоретическую девственность, не идет за европейскими медиевистами, что бы определить рассматриваемый период как, пусть и очень своеобразную, феодальную революцию. Потому, что за этим маячит вообще крамольный вывод, если нашествие северных варваров в Европе и Азии - феодальная революция во всем своем многообразии, то и тогда нашествие «народов моря», вторжение скифов, кельтов и дорийцев одна из сторон античной полисной революции? А так как, несомненно, «нашествие южных варваров» на север и далее везде результат палеолитической революции, то напрашивается вывод о том, что любые так называемые нашествия, переселения одно из проявлений социальных революций?
Поэтому и интернационализм Льва Николаевича выходит каким-то аморфным, добреньким и беспредметным. Способным только на констатацию, что нет наций плохих и хороших, что нет наций отсталых и прогрессивных, а есть нации на разных стадиях этногенетического развития. И что с этим делать? Сравните с революционным интернационализмом Маркса и Энгельса, которые говорили не только о неизбежности войны классов, но и войн народов против реакционных, «неисторических» наций.
Поэтому якобы «пролетарскому» империализму, он противопоставляет псевдоимперский интернационализм. Не надо делать из всех рабочих и инженеров, как бы намекает, Лев Николаевич. Пусть киргизы и казахи будут шоферами, и действительно, приезжают из аула с купленными правами и за пару недель уже осваиваются в мегаполисе. Собственно его практические рецепты это только отражение той полуфеодальной, полуимперской национальной политики СССР, которая в завершенном виде сложилась в период застоя. С самоиронией ее иллюстрировали интеллигентные казахи: «казах работать не может, казах должен быть начальником, а поскольку работать нужно, замом у него должен быть русский, а главным инженером - немец (поволжья), а чтоб не просчитаться главным бухгалтером - еврей». Благо Казахстан в конце «советского» периода такая вот империя и есть. Но ему невдомек, что уже другая солидарность проснулась - буржуазно-националистическая, все захотят стать буржуями, а не шоферами, а на заводах пусть русские работают. Русские тоже не промах, проявят солидарность … и на заводах будут работать китайцы.
Так же собственно как и псевдо-математические графики его этнологии, подменяющие более менее четко сформулированные принципы, определение условий этносообразования. Странным образом это всегда будут условия экономические и социальные, чисто «этническая» же предпосылка только одна - должно быть несколько этносов, должна быть зона контакта. Именно это главный вывод, который следует сделать из той «экспозиции», которую Гумилев придал истории Евразии. Если пользоваться и дальше физическими аналогиями, то, как в перенасыщенном растворе, кристаллизация может быть вызвана даже попаданием нитки, так и при возникновении новых народов сам толчок может быть вызван совершенно различными факторами. Важно только, что бы для этого сложились условия, потенциалы должны искрить. И не важно, одна раса или разные, одна языковая семья или разная, если время пришло - кто-нибудь да взорвется, подбирая или сметая с дороги других.
Попытаемся сформулировать некоторые положения именно в этническом отношении, оставив за скобками и экономические, и социальные предпосылки, о которых много говорилось выше. Это естественно довольно сильная абстракция, поэтому продолжим пользоваться термином «этнос» в Гумилевском смысле, хотя речь все-таки идет больше об «этосе», этно - политических, культурно - исторических общностях.
1. Развитие этноса однонаправлено.
Раз, начавшись дальше развитие катится по заданной колее поддерживаемое своими достижениями, культурной традицией, стереотипами поведения по принципу положительной обратной связи.
Мы не имеем примеров резкого произвольного изменения стрежневых характеристик этноса без этнической катастрофы, единственное - это ленинский выход из войны, как прекращение экстенсивного расширения России, поворот к ее модернизации и внутренней колонизации. Данный случай пока уникален, при этом до сих пор имеет в обществе устойчивую оппозицию, хотя он был направлен в первую очередь на ликвидацию ведущей роли класса потомственных военных, дворянства, к которому нынешние мечтатели о Константинополе, как правило, отношения не имеют.
2. Поэтому рождение этнических общностей происходит на периферии культурных ареалов, не на самой дальней, но и не непосредственно на границе, где его просто поглотит боле старая культура. Частный случай - в щели между культурными ареалами, где влияние развитых культур уравновешивается и ни одно из них не настолько сильно, чтобы поглотить неокрепший этнос.
Здесь мы видим массу исторических аналогий, хунну ушли от Китая на северную границу Гоби и там, в «этнической тиши» под воздействием одновременно, как степной культуры индоиранцев, так и китайской культуры, создали свою, четко выделяемую по археологическим памятникам, даже на Волге. При этом влияние китайской культуры ослаблено, поэтому степные красавицы под одеялом нашептывают своим батырам не о том, чтобы нанялся в батраки или челноки, прикупить видеодвойку, стереосистему, кухонный комбайн пару мешков проса, а о том, чтобы сходил в набег, добыть отрез шелка и фарфоровые пиалушки, а так «у нас все есть».
Европейский, точнее римско-германский, пример - пограничные варварские королевства растворились без остатка, «германский мир» создали франки, который в нашествиях германцев внутрь империи не участвовали. Германцы не чистые - Limes перешли поздно, сразу остановились и быстро перешли от террора к взаимодействию с местным римско-галльским населением и белгами, которые тоже плохо этнически идентифицируются. Поддерживали империю против готов, давая ей военноначальников, а потом поддержали римских пап с чего собственно и началась Западная Европа, как культурно-историческая общность.
Аналогично, не южный союз славянских племен, собственно славян - склавинов, скалавов, стлавенов - дал начало созданию единственной великой славянской державы России, а северный союз - антский. Именно анты выступают союзниками Византии, наиболее стойко противостоя аварам, за что последние не только «примучивают дулебов», но вместе со славянами организуют их разгром. И здесь так же есть след каких-то непонятных вендов рассыпанных по Европе от Бельгии до области Венето в Италии, но неизменно их ареал совпадает с месторождениями янтаря, или началом «янтарного пути», как Венеция.
Всегда водоплавающие, как мореплавателей их отмечал еще Цезарь в записках о галльской войне. Было удивительно узнать, что на Волыни, т.е. в центре расселения антов есть месторождения янтаря, даже есть собственное название - бурштын. Хотя область вятичей, которых можно было бы идентифицировать как вендов, венетов, расположена восточнее, это достаточно характерно при расселении. Этноним славяне тоже встречается только по западной периферии расселения: словенцы - словаки - словене ильменские. Внутри ареала он не употребляется, там и так ясно, что не немцы.
Наиболее реальной версией заселения славянами Русской равнины представляется, отход на северо-восток сначала после разгрома аварами, а затем готами. Да-да я знаю про фетисовцов, вопрос в том, что они знают, что они славяне? Попутно увлекая и часть славян. И именно эти анты, ставшие кривичами (скорее всего имеющие примесь балтов - голяди, которая как-то растворяется без остатка) и откровенной чудью (мерью и весью), не пошли на повторный конфликт со словенами ильментскими, а пошли на приглашение третьей внешней силы, которая и станет ядром кристаллизации древнерусской державы. Которая, опять становится, после некоторых боданий, союзником Византии.
3. Кристаллизация не происходит, если этническое поле однородно, должно быть напряжение, латентный этнический конфликт, не перерастающий в открытый.
Выше приведенный пример как раз очень характеризует это положение. Именно зона межэтнического контакта, перед лицом мощного врага или доминирующей культуры приводит к необходимости координировать свои действия с иноплеменниками, что приводит к появлению политической верхушки становящейся, как господствующим классом, так и ядром формирования нового этноса, если не только эта верхушка, но и рядовые члены этноса в этих условиях способны проявить политичность.
Мы видим, что даже хунну не обошлись без внешнего влияния. Совершенно очевидна скифская подоснова культуры хунну - насколько здесь генетический синтез, а насколько культурный, мы может быть, никогда и не узнаем. Род шаньюев, по утверждению Гумилева происходит от китайского беглеца-принца Шун Вэя, эмигрировавшего в степь из Китае.
Мы видим этническую неоднородность при образовании всех «великих» народов, тюрки легендарно засвидетельствовали свое происхождения от слияния беглецов хунну и местных племен. Древние руссы результат сложного синтеза, сами неутихающие споры на эту тему лучшее доказательство тому. Великороссы результат слияния южных мигрантов, из Черниговшины и Киевщины, с северными из Новгорода, с местными угрофинами. Это дало нам не только «морозостойкость», но и навык взаимодействия с лесными и тундровыми этносами. Где история колонизации Сибири, почему не написана? А потому, что нет ничего примечательного, взяли да и переехали. Сколько бы это не оспаривали, древней славянской топонимики в северо - восточной Руси - нет.
Готы, прорубившиеся через всю Европу с востока на запад, прорубили ей и окно в современность, тогда как Рим стремительно превращался в бюрократически - полицейский Китай, добились этого вместе с аланами. Кто не хотел прорубаться те стали мангутами и осетинами. И сам Рим возник от слияния трех этнических групп. И при том, что первые цари этруски, и никто не убивается по «этрусскому вопросу».
Даже монголы, уже после того, как сяньби Таншихая зачистили степи от хунну, включают какой-то странный род Борджигинов рыжеволосых и светлоглазых, который становится правящим родом Чингисхана. Мы собственно не знаем этническую принадлежность племен ставших ядром его державы, кереиты и найманы скорее всего монголы, так как отсутствует необходимость в переводчиках, меркиты скорее всего маньчжуры начинающие проникать в степи, потому и были уничтожены, а вот татары или смешанного, или тюркского корня. А киргизам (енисейским) после разгрома даже не стали менять военную организацию при включении в орду. В любом случае среднеазиатские тюрки ведут свое начало уже от монгольской империи, а не от распада тюркского каганата.
Великие нации имеют и мать, и отца, и … обширные внебрачные связи. Такими были древние тюрки, такими были греки слившие напор дорийцев с утонченностью ахейцев и уж тем более такими были римляне, у которых полисная солидарность изначально была поставлена выше этнической. Такими были франки, осуществившие плодотворннейший синтез германской и гало-римской культуры. Таким были прусаки, возникшие на основе германизации славянского населения, помножившие страсть к немецкому порядку на упертость славян. И именно они смогли осуществить объединение Германии, который никак не получалось у других сувенирных немецких государств, этнически чистых осколков переселения народов. И завершали его в месте с баварскими националистами, мешанными с богемцами, чехами, которые до середины 20-го века говорили на таком диалекте языка, что при призыве в армию их приходилось учить немецкому.
Народы схимники, отрицающие порывы страсти, великими не становятся.
4. Синтез на ранних стадиях развития общества имеет более биологический характер. На более поздних стадиях, когда проблема близкородственного скрещивания уже не грозит, а физические кондиции уступают в важности когнитивным и коммуникационным способностям, доминирующим выступает уже культурный синтез.
Явление деградации при близкородственном скрещивании очень хорошо известны нашим предкам, оленеводческие племена не стремились уничтожить диких северных оленей, не смотря на то, что они периодически уводили у них часть самок. Их потом можно отловить, а стадо получит приток свежей стойкой дикой крови. Канадские индейцы отпускали лаек в период течки в тайгу. У малых народов тайги и тундры, до 20 века была распространена практика обмена жен. Первые классы, возникающие в истории это половые классы, зафиксированные у австралийских аборигенов, т.е. … кому с кем можно, а с кем нельзя.
Экзогамный род, старше эндогамного, он обеспечивает быстрое слияние в единый народ и быстрое улучшение «породы». При увеличении численности человеческих коллективов, инбридинг уже не представляет такой опасности, но расширение неродственной генной базы обеспечивает гетерозис, что может быть менее понятно при отсутствии научных знаний, но обуславливает успешность той или иной популяции. Суровость условий жизни не оставляет места для сантиментов. Если нельзя перестрелять и съесть, то лучше объединиться, что бы перестрелять и съесть других. У вас великие охотники, а у нас девки-искусницы.
Выведенный Фенимором Купером могикане, инкорпорированные за доблесть и мудрость в делаварский союз племен, имеют не только привилегированное положение, но даже сохраняют свой отдельный язык, наряду с общим.
Среди чувашей, которым приписываю наиболее прямое родство с хунну через гуннов, выявляется не только самодийский след, но и ... мощный пласт элементов культуры, связанный с культурой древних земледельцев Передней Азии, тут даже я теряюсь, где же они их подцепили, никак скифы натащили.
5. Синтез может приводить как к взаимному усилению, синергии, когда новый этнос больше чем механическая сумма двух частей, так и наоборот, где проявляются наиболее плохие и слабые черты элементов.
На Дальнем западе во времена Майн Рида на границе Мексики, США и индейских территорий, метис оскорбительное ругательство, равное люмпену, поддонку общества. Это происходит если люди выпадают из материнской культуры и не усваивают чужую, как свою, или не создают новую органично сочетающую свою и чужую. При том, что сами мексиканцы метисы испанцев и ацтеков, создавшие новую целостную культуру, достаточно послушать мексиканскую музыку.
В генетике при гибридизации, известен эффект гетерозиса, для экосистем отмечается экотонный эффект, когда вследствие взаимопроникновения на стыке систем увеличивается разнообразие видов. Этническая же «гибридизация» довольно острый процесс. Положительный или отрицательный эффект будет определяться и сознательными усилиями и совместимостью культур, тем что Гумилев называл комплиментарностью. Поэтому должен быть какой-то рефугиум - убежище, естественная крепость, где этнос мог бы мог бы пройти латентный период, выкристаллизоваться, ассимилировать чужие достижения, претворив их в «свои».
Это или горы, Алтай - для тюркютов Ашина, Сяньби-шань для сяньби. Или пустыни - пустыня Гоби для хунну, сочетание пустыни Кара - Кум и гор хребта Копетдаг для туркмен, из-за которого они совершали набеги на Иран и Афганистан, оставаясь прикрытыми пустынями с севера. Самым ранним примером - является подъем арамеев, которые использовали Сирийскую пустыню, как базу для нападений, совершенно, как нынешний ИГИЛ … неплохо заморские руководители работают с литературой.
Крайняя степень, когда горы высокие - получается «морозильник» для осколков былых этносов - наш Кавказ, например, где целый ряд народов, например, грузины, даже не имеют родственников среди ныне живущих народов. Сюда же баски Пиренеев, которые все-таки не родственники грузин. Памир с массой реликтовый индоевропейских групп.
Или острова и полуострова что характерно для средиземноморий, что южного что северного. Особый случай сухопутные псевдо острова, для хунну это Ордос, для великорусов это остров Москва, волжско-окское междуречье Владимиро-Суздальской Руси. Для древней Руси Киевский треугольник между рр. Днепром, Росью и Тетеревом.
6. Незавершенность кристаллизации обуславливает внешнюю экспансию, как способ снятия остроты внутренних противоречий, успешность которой сплавляет этнос, а поражение кристаллизацию может прекратить.
Ну, тут конечно самый яркий пример Великобритания, прихватив в колонии пол мира, не удосужилась сложить в одну нацию уэльсцев, англосаксов и шотландцев. Руки не доходили, надо было стричь колонии и зависимые страны, посмотрим, как будет сейчас, когда придется плыть одной. По крайней мере, миграция ирландцев в США привела к консолидации не великобританской, а североамериканской нации, возможно потому, что уехали самые лабильные, при этом, будучи истыми патриотами новой североамериканской нации, всегда поддерживали ирландский сепаратизм.
7. Внешняя колонизация предшествует внутренней, что также является формой экспорта противоречий, дочерние этносы в процессе противостояния внешним факторам могут начать свой подъем, порой оказывающийся более удачным, чем у материнского.
Явление известное еще со времен древней Греции, по современным расчетам земли там хватало для пропитания, однако Афины выводили бесчисленное количество клерухий, под маркой продовольственного кризиса, и только потом занялись агротехникой. Ближайший пример один бесноватый, которому так не хватало жизненного пространства, что аж кушать нечего было, однако, получив по муссалам и лишившись даже надежд на колонии, сейчас экспортируют сельхозпродукцию. Справедливости ради, развитие России шло тем же путем, земли понабрали - обрабатывать только сейчас учимся.
Перечислять колониальные нации … достаточно США и Бразилии. Даже их проблемы несравнимо выше унылого бытия материнских наций.
8. По мере социального развития этногенез отрывается от природной составляющей и ядрами кристаллизации могут выступать сначала конфессиональные общности, а затем и профессиональные, рефугиумом тут могут выступать как собственно крепости, так и крепости виртуальные - философские и религиозные течения.
Тут целая когорта этно - социальных групп от ересей типа катаров с их замком Монсегюр, ассасинов, до протестантской ереси, укрепившихся в вере, при этом не брезгующих ни крепостными стенами Ла Рошели, ни своеобразной естественной крепостью Нидерландами - Низкими землями, где можно бегать с берега на берег морских заливов и рек, которые, в крайнем случае, можно и затопить при приближении «истинных христиан».
За ними начинаются французские энциклопедисты и немецкие иллюминаты, дальнейшее развитие идей которых лежит в основании США и СССР.
Самый яркий пример союз разночинной и разноплеменной, западнической модернизационной интеллигенции Российской Империи, с «сознательным» русским (мало-, бело-, великорусским) рабочим классом. Укрепившийся в виртуальной крепости «построения коммунизма». Пока это альянс существовал, СССР мог противостоять всему миру. Когда интеллигенция сдала «крепость», эмоционально повернула на Запад, где она интеллектуально и раньше была, начался не только классовый, но и национальный распад.
9. Завершение кристаллизации приводит к снятию внутренних противоречий, что приводит к застою и деградации, чистокровные этносы не продуктивны - это этносы пустоцветы.
Самый чистокровный этнос в Европе поляки, они и раньше были достаточно однородны, а после 2-й мировой уже совершено … и назовите мне что-нибудь польское международного значения. За всю историю всплывает только Коперник, да и то, потому, что дважды смог сбежать сначала в Болонский потом в Падуанский университет. Хотя такие этносы могут быть, по-своему ярки и интересны, но это уже скорее историческая энтомология, коллекционирование бабочек.
Единственная социальная группа, которая успешно размножалась «в породе, без прилития крови», это дворянство, профессиональные воины - т.е. группа, находящаяся под постоянным давлением пролития крови. Как только перманентное прореживание прекратилось, дворянство, как замкнутое, закрытое по репродуктивному признаку сообщество, быстро деградировало повсеместно. До такой степени, что буржуа в английском парламенте обзывали пэров подзаборниками, намекая … на неспособность их папаш, из-за которой их жены обращались за помощью к конюхам.
Без естественного отбора сохранение качеств замкнутой популяции возможно только при отборе искусственном. Чистокровная порода лошадей содержится в условиях перманентного геноцида, каждое новое поколение нещадно отбраковывается по результатам скачек. Они конечно не пойдут на колбасу, но не подтвердив скоростных характеристик, выводятся из породы и не получают возможности продолжать в ней свой генофонд.
Начало:
Последний ЕВРАЗИЕЦ? (9) Последний ЕВРАЗИЕЦ? (8) Последний ЕВРАЗИЕЦ? (7) Последний ЕВРАЗИЕЦ? (6) Последний ЕВРАЗИЕЦ? (5) Последний ЕВРАЗИЕЦ? (4) Последний ЕВРАЗИЕЦ? (3) Последний ЕВРАЗИЕЦ? (2) Последний ЕВРАЗИЕЦ? (1)