В субботу мы с Асей заехали на «Театральную» (б. Площадь Свердлова), и я снял там в вестибюле под потолком вот этих «пляшущих человечков». Обнаружил я их, кстати, совсем недавно, после 40-50-летнего гуляния по всем линиям московского метро. Ну, маленькому простительно, но взрослый-то дядя за 30 лет мог бы заметить? Это немудрено - висят они в своих ромбиках под самым потолком. Никто на них не обращает внимания. Была некоторая толкучка, меня все пихали и посматривали неодобрительно, что это я такое делаю, поэтому из всех фигурок мне удалось снять лишь несколько.
Чем они интересны?
Эти фигурки живо напомнили мне фарфоровые статуэтки, которые я еще застал практически в каждом доме, они всегда стояли среди «парадной» чайной посуды. Потом эта стилистика разошлась по домам в миллионах экземпляров. Но дело в том, что тот фарфор разбился, все эти миллионы экземпляров веселых доярок и танцующих джигитов, которые стояли на этажерках, они разлетелись вдребезги, рассыпались в прах, а вот эти ребята на Театральной - остались, целы и невредимы.
На эти «чайные статуэтки» я могу смотреть бесконечно долго. Они ужасно забавные. Они изящные. Они бесконечно печальны, потому что символизируют собой тот мир, который давно исчез (вместе с чайными сервизами и этажерками). Они абсолютно кукольные, это статуэтки, а куклы, любые, обладают, конечно, всегда качеством магии. В них есть та абсолютная наивность и условность, которая делает в данном случае прозрачными и воздушными каноны соцреализма. Ведь что такое те фарфоровые статуэтки, которыми украшали свои дома советские граждане? Эта попытка создать центр, точку притяжения своего частного пространства, окруженного нищетой, тяжелым бытом, и постоянной тревогой за себя и своих близких. Создать уют там, где его в принципе не могло быть. Поэтому в этих статуэтках, где покроенные Сталиным народы поют и танцуют, мне видится что-то героическое. Это героическая попытка сделать удержаться на краю бушующего мира, если хотите. Сделать его близким, теплым, домашним.
Ну и наконец последнее. То, что меня поражает, восхищает и волнует больше всего - их незаметность.
Есть очень талантливый фильм Лизы Листовой (документальный) про московское метро, который когда-то показывали по ТВ.
Но нигде не написано, не сказано, и не сформулировано главное - почему, по какому странному мистическому замыслу этот музей под землей создан для людей, которые вообще никогда, десятилетиями, а скоро уже и столетиями не обратят НИКАКОГО внимания на эти творения? Есть во всем этом какая-то тайна. Будто скульпторы и архитекторы, художники и инженеры знали, что советские присутственные здания не могут быть ни публичными, ни открытыми для всех, ни красивыми, ни приятными (ну может быть, за исключением библиотек).
В результате все многообразие техник, все редчайшие материалы, все великолепие советского прикладного искусства оказалось в самом неподходящем для этого места - там где их абсолютно невозможно рассматривать, находясь в густой толпе людей, при том, что каждое такое произведение требует тщательного, долгого контакта. Невозможно насладиться тонким сочетанием цвета, разных пород мрамора, художественным литьем, пилоном, мозаикой или скульптурой, архитектурной деталью, не имея для этого ни точки обзора, ни времени, ни, самое главное, настроения. Этот музей, разветвленный, разбросанный и находящийся под землей - единственный в своем роде, потому что в нем никогда не бывает зрителей, при том, что потенциально их каждый день - миллионы.
Но и не видя этих прелестных «чайных фигурок», мы чувствуем их над собой. Также как и все другие почти невидимые экспонаты музея метро. Исключение составляют лишь массивные бронзовые статуи на Площади Революции. Но она уникальна и единственна в этом смысле.
Остальное - почти невидимые и неосязаемые вещи.
Они-то и делают метро таинственным. Не случайно с метрополитеном связано так много городских легенд. Это абсолютно живое искусство (до сих пор), но оно, так уж получается, не совсем для живых.
Википедия гласит:
Свод центрального зала трактован иначе. Он отделан
ромбовидными кессонами, нижний ряд которых украшен скульптурными вставками из глазурованного фарфора на тему театрального искусства народов СССР. Фигурки имеют высоту около метра.Они изображают мужчин и женщин в национальных костюмах, которые танцуют или играют на музыкальных инструментах Из 11 существовавших в 1938 году советских республик представлены только 7: Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Россия, Узбекистан и Украина Скульптуры были изготовлены на
Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам скульптора
Н. Я. Данько. Сама Данько отмечала сложность изготовления столь больших фарфоровых фигур: «Ни у нас, ни на Западе эта технология еще не была разработана. Чтобы фигуры не трескались и не коробились, применяли новый, комбинированный способ формовки. В гипсовую форму, снятую с барельефа, вливали жидкую фарфоровую массу и оставляли, пока она не застынет. Потом на оставшуюся в форме массу вручную накладывали необходимое количество фарфорового теста. Все барельефы - белые с лёгкой позолотой