Когда в этом году вручали Оскар, я совсем
не разделял восторгов от фильма "Бердмен" А.Г.Иньярриту. И я был в меньшинстве. Повторю в сотый раз, но решение сделать фильм "однокадровым" да еще и с очевидными склейками, якобы не заметными, - все это имеет мало отношения к кино, а лишь к тенденциозности и оскарным претензиям. Лживо и фальшиво. Иньярриту как минимум дважды ломает течение времени в угоду сценарию. Он насильно запихивает содержание в форму, белые нитки, которыми сшиты все переходы, видны даже бабе Маше из Текстильщиков. И она, поклонница Тарковского и Сокурова, тоже негодует. Однокадровое время без монтажных склеек призвано отражать и передавать течение "реального" времени, а Иньярриту его сжимает, перескакивает с ночи на утро, с одного дня на другой....в таком случае "однокадровость" становится простым выпендрежем, ай, смотрите, как мы можем! срочно дайте оператору Оскар, дайте всем нам по золотому мужику!..
Совсем другое дело - фильм "Виктория" Себастьяна Шиппера (2015). Картина незаслуженно тихо прошла по нашим кинотеатрам после того фурора, который произвела на Берлинском кинофестивале, получив операторского "медведя" за "выдающиеся художественные достижения". Этот фильм произвел на меня самое сильное впечатление в этом году и вошел в TOP-3 наравне с "Такси" Джафара Панахи и "Племя" М.Слабошпицкого.
1. Двухчасовой фильм снят действительно одним кадром. Было 3 дубля. Не уверен, что взяли в итоге последний дубль, но это и не важно. Такое возможно только с четкой, сумасшедшей организацией. Конечно, авторы понимали, что днем снимать такое сложно, написали сценарий с учетом ночи и раннего утра. Первые 40 минут могут показаться скучными: героиня бродит с компанией немецких гопников по ночному Берлину, пьет пиво, курит траву, говорит о всякой чепухе. Я долго не мог понять, зачем все это и как девушка так просто решается гулять с незнакомцами? Все время казалось, что вот-вот - и парни либо начнут ее насиловать, либо что еще похуже. Но нет. И спасибо авторам, что они в итоге дают зрителю простую мотивацию такого смелого поведения героини (сцена с пианино). Затем идет ключевой поворот "а давай поедем туда-то". И все завертелось. Потом еще один поворот (ой, а кто там в тачке?), блистательная коллизия и третий акт. Сценарий "Виктории" занимает всего 12 страниц, диалоги - это импровизация, но абсолютно естественная. Лично у меня здесь вопросов нет вообще.
2. Да, это снято не так красиво, как в "Бердмене". За такую операторскую работу Оскар не дают, дают лишь берлинского "медведя". Но получается, что Иньярриту с Любецки снимали какую-то пьесу, имеющую мало отношения к реальной жизни, а режиссер Шиппер с оператором Гревленом сняли эту самую жизнь. Иньярриту снимал про себя, про творческий кризис, а Шиппер снял про то, как скучная жизнь может перевернуться с ног на голову всего за 2 часа.
3. Главное в "Виктории" это послевкусие, когда ты смотришь на таймлайн фильма, видишь эти циферки, прошло 2 часа, ты наблюдал за героями без остановки, без склеек, а солнце уже встает над Берлином. И жизнь девушки Виктории уже никогда не станет прежней. Она получила то, что хотела, она хотела бурной жизни и получила ее. Но стоит ли оно того?..
Резюме. Замечательный фильм, в котором прием "одного кадра" целиком и полностью работает на историю и общее впечатление. Только так, без склеек, можно передать главную мысль, настроение, атмосферу, желание жить на полную катушку, пить, влюбляться, веселиться, чтоб кровь бурлила и не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.
Я бы на вашем месте не стал смотреть трейлер. Там слишком много спойлеров. Но есть хорошая цитата одного из критиков: "Fly away, Birdman". Улетай, Иньярриту, улетай, тебя уделали))
Click to view