Что зритель должен слышать, когда герой фильма надевает наушники? Почему для нас нормальным делом является ассоциировать себя с героем и слышать ту же музыку, что и он? А если у нас несколько героев в кадре? Кого мы должны слышать? Того, кто в плеере? или того, кто кричит и беззвучно к нему апеллирует?
В своей последней
короткометражке я столкнулся с подобной дилеммой. Девушка слушает плеер, потом дает послушать музыку брату... Когда наушник висит и болтается на плече, музыку слышно тихо. Но когда наушник в ухе, музыку становится слышно громко и отчетливо. Мне казалось это абсолютно нелогичным. Ведь если бы это был докфильм, то музыка однозначно должна была стать тише. Не правда ли? Но это игровое кино. И зритель хочет слышать то, что слышит герой. :)
Я давно наблюдаю за подобными сценами в кино. Недавно вот и Халк во вторых "Мстителях" сидел слушал плеер, когда к нему подошла Черная Вдова. Но нормального стилла из этого фильма нет, а вот другие примеры имеются.
You can watch this video on www.livejournal.com
"Я - начало" (2014)
Первый вариант очень простой. Прямолинейный. Герой Майкла Питта надевает наушники на героиню. Включает музыку. Она звучит как закадровая музыка, без всяких специфических шумов работающего плеера. В данном случае МЫ слышим то, что слышит ГЕРОИНЯ. Происходит прямая ассоциация себя с героиней.
"Вернувшиеся" (или "Возвращенные", 2004)
Теперь вариант сложнее. Мы видим девушку Камиллу в наушниках. Играет закадровая музыка, плюс мы слышим звуки вокруг героини, в том числе - голос учительницы. Она зовет Камиллу. Та снимает наушники, закадровая музыка в этот момент становится внутрикадровой, т.е. слышен характерный приглушенный звук из наушников... Но! После диалога с учительницей музыка опять становится закадровой, хотя Камилла обратно наушники не надевает. Откровенное нарушение логики озвучания. Тем не менее смотрится вполне комфортно, т.к. музыка изначально была для нас закадровой. Ну стала таковой опять? Что с того?.. Видимо, это смотрится адекватно в связи с мотивацией "героиня не слышала учительницу, сняла наушники, музыка стала тише, героиня поговорила, учительница ушла, музыка стала опять громче".
"Белая птица в метели" (2014)
Пожалуй, самый распространенный вариант. Девушка надела наушники, появилась закадровая музыка. Мы слышим то, что слышит героиня. Она снимает наушники. Музыка превращается в внутрикадровую, т.е. ее слышно очень тихо. Героиня выключает плеер. Музыка исчезает.
"Я дышу" (2014)
Самый логичный и реалистичный вариант. Героиня слушает музыку. Мы слышим только смутный шум и ритм. Для нас это музыка внутрикадровая. Героиня снимает наушник, музыка становится чуть слышнее.
"Духless" (2011)
Я бы назвал этот вариант "Как звукорежиссер не дружит со сценаристом, а продюсер - с авторскими правами". Нет, нет, здесь нет ничего дурного. Просто так случилось. Идут два человека. Общаются. Играет абстрактная закадровая музыка. У девушки болтаются наушники. Из них мы ничего не слышим. Герой вдруг берет наушники, вставляет в ухо, комментирует название группы The Cure и ее песни. Абстрактная закадровая музыка продолжает бренькать. Из плеера тишина.
Мне не совсем понятно, зачем эта сцена вообще в фильме... Показать вкус героя? Или дать особую черту героини ходить по улице с "НЕвыключенным" плеером? Странно, короче.
В любом случае музыку из плеера в кино используют разными способами. Лично я ратую либо за логику и оправданность использования либо (если сложно быть с логикой) голосую за комфортность сцены.