Забавные игры Михаэля Ханеке

Mar 23, 2015 14:06



Сегодня режиссеру Михаэлю Ханеке исполняется 73 года. Увидев в новостях имя автора "Забавных игры", "Пианистки", "Белой ленты", я решил уделить пост одному из его фильмов. Герр Ханеке имеет удивительный фетиш - искать, вскрывать и показывать Зло в самом неожиданно ракурсе на неожиданной глубине. Безусловно, Михаэль Ханеке - добрый дядя, пацифист и все такое, но при этом он настоящий апологет Зла, профессор дьявольского бытия на этой планете.

Я не перестаю восторгаться его фишкой с пультом в "Забавных играх". Для удобства привожу гифки и фрагменты из американской версии фильма с блестящим актерским составом - Тим Рот, Наоми Уоттс исполняют жертв, а Майкл Питт и Брэди Корбет - скучающих убийц с клюшками для гольфа.



Все начинается где-то в середине, когда герой Майкла Питта вдруг поворачивается на зрителя и говорит в камеру, мол, вы серьезно думаете они выберутся из этого дерьма? На фоне всеобщего безумия, которое творится на экране, это воспринимается как провокация режиссера. Но это только начало...






Безусловно, сейчас этим приемом нас не удивишь, многие сразу подумают о "Карточном домике", но в 1997 году (выход австрийской версии фильма) мы еще жили в эпоху агонизирующего постмодернизма, а подобные игры принимались зрителем на ура.

Ближе к финалу Михаэль Ханеке доводит эту "забавную игру со зрителем" до логичного апофеоза. Героиня Наоми Уоттс хватает ружье и стреляет в одного из насильников. Даже самый циничный зритель ликует: враг повержен. Но пока мы кричим - ура! - второй душегуб ищет "пульт от фильма".

image You can watch this video on www.livejournal.com



Прямая ссылка на видео в контакте

Десятки кинокритиков уже сменили десятки ноутбуков со сломанными клавишами от статей об этом фильме. Лично я могу добавить, что ломать принципы шекспировской драматургии, манипулировать сознанием и эмоциями зрителям - это умеют лишь единицы кинорежиссеров. Ханеке - мастер в этом деле. Но что же он хочет сказать зрителю? Что это вообще такое было? Необратимость и неотвратимость зла в нашем мире? Судьба-злодейка и карма играет на наших костях? Или может быть Ханеке просто и тупо хочет привлечь к себе внимание? В любом случае это отменная манипуляция нашими чувствами. Это проверка на вшивость, так сказать. Практически любой зритель сочувствует героям Тима Рота и Наоми Уоттс, до последнего кадра надеется, что злодеев постигнет Кара Небесная. И это нормально, мы так воспитаны классической драматургией, сериалами, детективами, мамой, папой, церковниками и Голливудом. Другое дело, что в реальной жизни Небеса редко приходят на помощь, а убийцам не нужны пульты для перемотки. И об этом надо помнить всегда.

Доброго вам дня, дорогие читатели! :))

режиссеры, хорроры, сцены из фильмов, безумный мир, кино

Previous post Next post
Up