Лариса Яковлевна, обладающая большими знаниями учительница русского языка, медленно водит ручкой по фамилиям учащихся. Это две минуты кажутся вечностью. Каждый из учеников заворожено смотрит на преподавательницу, как кобра на дудочку, и молится, чтобы на него не обратили внимание. При молитве взгляд опускается на пол, подальше от источника, чтобы не дай бог не потревожить зря преподавателя. И тут произносится приговор: «Гендельман». Я на ватных ногах выхожу к доске, заранее предчувствуя, что битва проиграна. Я в очередной раз забыл выученный наизусть текст! Учительница, выждав паузу, говорит: «Ну?» Она прекрасно знает меня, и знает, что покуда я борюсь со страхом, надо мной можно попотешаться, приструнить, прижать меня. Я не вписывался в общие рамки. Я постоянно находился в каком - то выдуманном, похожем на последнюю прочитанную книжку мире и не хотел выходить в этот мир, который мне казался грязным и несправедливым. Поэтому привести меня в сознание могла только плохая отметка, так как мой отец, преподаватель немецкого, не признавал оценок ниже пятёрки. Я почти минуту что - то мямлил, а потом выдал весь текст наизусть. Она меня неожиданно останавливала после первых же фраз и говорила так:
- Поздно, поздно. Отвечать надо вовремя, а не когда захочется. Ну ладно, я не поставлю тебе тройки. Скажем, четыре с минусом. Но, конечно, жалко. Твоя несобранность не позволяет тебе хорошо учиться.
Она говорила несобранность, а все прекрасно понимали, что имела в виду преподавательница. Твоя фамилия мешает тебе стать отличником - вот, что имелось в виду. И фамилию она произносила, коверкая, как будто никогда и нигде не слышала её. Весь класс облегчённо смеялся над её словами, и я, поверженный в очередной раз, возвращался на свою парту.
Вспоминая своих учителей, я, в общем - то, не имею к ним никаких претензий. Все они были людьми, прекрасно знающими свой предмет, всю свою жизнь отдали преподаванию. Просто они хорошо знали психологию учеников и использовали разные способы для оказания давления на них. Просто было такое время. Оно диктовало, как поступать. Вся история, даже разоблачение культа Сталина, была скрыта от нас. Всё прилизывалось, округлялось. Человеку внушалось, что он живёт в самой лучшей, свободной стране. А с другой стороны - мы были детьми послевоенного, покалеченного душевно поколения, с тяжёлым осадком войны и самыми красивыми лозунгами. Мы перепрыгнули свой этап развития. Не то, чтобы перепрыгнули - не проделав огромную воспитательную работу, стали насильно, ещё со времён революции, культивировать равенство и братство. Поэтому человек в этом обществе всё время чувствовал , что его разрывают тяжёлые противоречия между красивой теорией и тяжёлой действительностью.
Наша школа была построена на кусочке расчищенного кладбища. И на заднем дворе, сразу же за её воротами, находились памятники и саркофаги с древними надписями на иврите. Здесь было излюбленное место отдыха всей школы. При молчаливом согласии преподавателей и городского исполкома, кладбище разносили на кусочки, так как у нас очень часто зачитывались статьи про израильских «фашистов». Ну и евреев, живших в этом городе, почитали за их родственников. Их просто терпели, потому что они своей смышленостью явно выделялись на сером фоне. В торговле вообще им не было равных. Их терпели, как необходимое зло, мешающее всем, и виноватое в их тяжёлой, безрадостной жизни. Поэтому, самые крутые жители и ученики, разбивали памятники с надписями на неизвестном языке, а ещё более крутые со старших классов ночью грабили могилки. И я слышал, что один из них, мой одноклассник Саша, входил в эту группу. Тут никто этому не удивлялся. Саша был заядлый второгодник и двоечник и вечно шатался по дворам. Его просто за уши тащили, чтобы создать видимость стопроцентной грамотности. Я и до этого сталкивался с проявлениями насилия в школе, на улице, в парке, везде. Но это была школа! И здесь я уже не мог простить произвола и насилия, которое происходило на каждом шагу. Итак, десятиклассник из этой банды, вошёл на перемене, когда все ученики находились внутри класса, прочитал Саше небольшую нотацию о непочтении к главе банды, затем вытащил из - за пояса железную трубу и со всей силы ударил Сашу по спине. Саша распластался на парте и так просидел до конца занятий. Потом его забрали в больницу, и никто из сорока человек в классе, в том числе и Саша , не посмел рассказать, что же тут произошло на самом деле. Сказали, что он упал с лестницы. Потому, что завтра придут и к тебе, и ты уже будешь лежать в больнице.
После этого случая, я осознал весь беспредел, который я терпел много лет и моё бессилие что - либо сделать. Я в пятнадцать лет ушёл из школы. Пошёл работать электриком и экстерном сдал по договору со школой экзамены за девятый и десятый класс. Почему я вообще взялся за написание этих строк? Может быть, из -за ощущения своей обиды, которая жжёт и бередит воспоминания? А может быть из - за нереализованности? Нет, вовсе нет. Просто хотелось бы видеть положительные изменения в судьбе современных детей, изменения в мировой практике обучения, видеть новые системы, видеть, в конце концов, счастливых детей и родителей. И что же мы читаем в интернете?
Россия:
- По оценкам экспертов, за последние два года количество нападений учащихся на педагогов выросло по всей стране на 50%. Выстрел из стартового спортивного пистолета за сделанное на уроке замечание, серная кислота, выплеснутая в лицо учителю после двойки за контрольную, камень, брошенный в затылок.
Европа:
- …Во Франции в 2003 году был принят закон, по которому за агрессивные выходки школьников старше 13 лет ждет наказание до 6 месяцев тюрьмы. В феврале 2005 года премьер-министр Японии Коидзуми призвал учителей не рассчитывать на полицейских, а заниматься спортивными единоборствами и вооружаться деревянными мечами, чтобы противостоять насилию в школах. Прошлой осенью профсоюз учителей Испании призвал правительство принять срочные меры по их защите. В результате опроса, проведенного среди учителей, выяснилось, что 15% педагогов подвергается насилию со стороны учащихся, а 73% - постоянным оскорблениям. Ситуация в школах сложилась нестерпимая. Учителя боятся ходить на работу - об этом заявили 9% из 12 тысяч опрошенных.
США:
в США, процент отчислений детей из детских садов в 20 раз больше по сравнению с этим показателем в школах. Самые распространенные проступки - нападения на воспитателей с использованием тупых предметов, укусы и пинки ногами.
http://www.newsru.com/russia/18may2007/school.htmlИтак, прошло37 лет после того, как я оставил школу, а насилие приняло новые формы, значительно помолодев до детских садиков. Мы ещё не приводили факты насилия во всех «благополучных странах» детей и над детьми - дома, на улице и в школах. Отсюда отчётливо видно, что необходима общая, новая система воспитания, как для взрослых, так и для детей.
Рождается новый человек, требующий совершенно иного подхода! И этот новый подход - методика интегрального воспитания. Это воспитание по принципам и законам природы. Ведь, если вдуматься, то мы раскрываем явления, милостиво предоставляемые нам природой. А природа - не тот примитив, как мы думаем. В ней всё едино и всё работает на общую систему. Эта система открывает такие уровни познания и воспитания, о которых человечество столько мечтало. И всё это для того, чтобы создать эту прекрасную и совершенную конструкцию, называемой Адамом - Человеком с большой буквы.
Гендельман Борис