Правый российский бизнесмен: штрихи к психологическому портрету.

Jul 21, 2011 16:39

Обычно я пишу о психологии и политике отдельно. Но тут как-то срослось.
И опыт психотерапии поднакопился,  и разной дряни о политических взглядах «правых» из СМИ понахватался.

Такой вот психологический портрет «правокрылого» российского бизнесмена у меня наметился:


•    Интеллектуальный снобизм.

Ему не нравится, когда его называют «бизнесменом».
Чтобы дистанцироваться от владельцев автозаправок, рыночных торговцев или каких-нибудь туповатых фермеров, он предпочитает выражения: «топ-менеджер», «руководитель проектов», на крайний случай - «финансист».
Про себя он искренне думает, что им руководит не жажда наживы, а благие идеи переустройства мира на основании собственных финансовых концепций.
Про экономику он знает всё, и готов с удовольствием поделиться с вами этими уникальными, по его мнению, знаниями.
Занимаясь банальной эксплуатацией чужого труда, он предпочитает не замечать главной причины своего финансового благополучия.
Он искренне уверен в том, что его миллионы - исключительно плод его собственных интеллектуальных усилий.

•    Недоразвитость нравственной сферы.

Его психика расщеплена на крайне мощный интеллект и довольно убогую эмоционально-нравственную сферу.
Чтобы выжить, он вынужден не замечать того, как ежесекундно ломает чужие судьбы - таковы законы бизнеса.
При этом он отнюдь не агрессивен - и даже не циничен, как это может показаться со стороны.
Ему просто приходится как-то защищаться от осознания той ответственности, которую он реально несёт.
Понятие морали и справедливости он пытается вывести за скобки, заменяя их понятиями корпоративной этики и экономической целесообразности.
Он рьяно желает походить на своих «западных собратьев», но у него плохо получается - логика их поведения, кроме денег, обусловлена ещё и моралью, а у него она пока просто «не выросла» (исторического времени не хватило).

•    Инфантилизм в межличностных отношениях.

Несмотря на внешнюю «крутость», он крайне инфантилен - особенно, когда речь идёт о жизни семейной.
Страдая от «гиперответственности» на работе, рядом с женой он превращается в смущённого «студента кулинарного техникума».
Чтобы хоть как-то расслабиться дома, ему надо стать несмышленым ребёнком, которым управляет сварливо-снисходительная мама-жена.
Если ей не удаётся в полной мере играть эту роль, он заводит себе любовницу.
Отвлекая внимание своей совести от реальных грехов, совершаемых на работе, он перенаправляет его в сторону мелких грешков любовных утех.
А затем с удовольствием конвульсирует в слёзных покаяниях у ног супруги (если он хотя бы смутно догадывался об истинных причинах своего чувства вины, то это разорвало бы его на части).

•    Патриархальность мышления.

На вопрос о том, в курсе ли жена относительно его доходов, он обычно с удивлением отвечает: «Это же мои деньги! Так почему я должен ей о них рассказывать?»
Удивительным образом ему удаётся сочетать в себе рабское преклонение перед женой-мамой с полной уверенностью в интеллектуальном и моральном превосходстве мужского пола.
Внутренне он успокаивает свою совесть сентенциями типа «дай ей волю, она всех нас по миру пустит!»
Естественно, что публично он всегда выступает за демократию и паритет в семейной жизни.

•    Латентный гомосексуализм.

В области сексуальных отношений я назвал бы подобных людей «ментальными пидерастами».
Перспектива трахнуть своих однополых конкурентов возбуждает их значительно больше, чем возможность заняться сексом с женщиной.
Древнейшей гомосексуальной забаве «померяться членами» они придали эстетический налёт, играя друг с другом в «крутые тачки».
Длина члена заменена стоимостью автомобиля, эквивалентом диаметра стал объём двигателя, максимальную амплитуду фрикций характеризует скорость разгона-торможения, а в роли спермы выступает выхлопной газ.
Стоит упомянуть, что наиболее изысканные извращенцы научились меряться часами, но мне стыдно даже подступиться к интерпретациям этой забавы.

•    Параноидальная акцентуация личности.

Чтобы не быть голословным, приведу цитату из Википедии:

«Психическое нарушение характеризуется подозрительностью и хорошо обоснованной системой сверхценных идей, приобретающих при чрезмерной выраженности характер бреда. Эта система обычно не меняется; она была бы совершенно логична, если бы исходные патологические идеи были правильны. Поскольку деградация у больных паранойей чаще всего происходит лишь на конечных стадиях заболевания (им зачастую удается придать видимость реальности своему бредовому мышлению, вовлекаясь в судебные процессы или другие сутяжнические виды деятельности), они редко оказываются в психиатрических больницах. У больных паранойей нет вычурного поведения, эмоциональной нестабильности, гротескных галлюцинаций и необычных идей, отмечаемых при других психопатологических состояниях. Многие из них способны поддерживать, хотя бы поверхностно, экономическую и социальную адаптацию. Только когда их побуждения приходят в конфликт с общественным благополучием, становится очевидно, что необходима госпитализация».

Думаю, что по поводу подозрительности комментарии излишни.
Сверхценность идеи - желание переустроить мир на основании своих маниакальных экономических  схем.
Поскольку мораль и нравственность выведена в них за скобки, то о «правильности» можно не говорить.
Любовь к сутяжничеству и судебным процессам и так вполне очевидна.
Поскольку личностная деградация обычно происходит на пике властного и финансового успеха, госпитализация, к сожалению, становится невозможной (несмотря на то, что их побуждения начинают приходить в явный конфликт с общественным благополучием).

P.S.

Не знаю, как Вы, а лично я вздрогнул, когда узнал, что г-н Прохоров возглавил «Правое дело».
Понимаю, что не по своей воле.

Возможно, диалог выглядел следующим образом:

- Миша, ты либо уезжай - либо мы тебя посадим.
- Другие варианты есть?
- Есть. Возглавишь «Правое дело».

Живущие в России «правокрылые» бизнесмены - ребята вообще странные. Но даже на их фоне данный персонаж выглядит уникально.

Лишь абсолютно «морально-очищенный» человек может не догадываться о том, что ратовать за увеличение рабочего дня в России - как минимум, аморально.
Лишь тот, кто держит других за полных идиотов, мог заявить на всю страну, что покидает бизнес ради политики (ведь только идиоты могли бы в это поверить).

Но больше всего меня поражает степень его инфантилизма.

Понимаю, что детство «играет в жопе» у многих россиян.
А призывать хоть к какой-то ответственности наших политиков - дело вообще гиблое.
Но тут - случай почти медицинский.

Ответственность за судьбы целой страны готовиться взять на себя человек, патологически боящийся брака и реальной ответственности хотя бы за одного человека - свою жену.

Человек, которого начинает колбасить при одном упоминании семейной темы: «…не понял - при чём здесь свадьба? меня даже из списка перспективных женихов вычеркнули, больше в рейтингах не участвую» («Прожектор ПХ»).
Человек, который в свои 40 с лишним лет по-детски мечтает о том, что «я в 75 лет мог бы позволить в части спорта делать всё то, что я могу делать сейчас».

Не удивительно, что в куршевельской истории французам и в голову придти не могло, что он возит девочек целыми самолётами вовсе не ради занятия древнейшем из бизнесов, а в силу своей собственной гендерной закомплексованности.

Получается, как в том анекдоте: «И они будут запрещать мне ковырять в носу?» - «И он собирается управлять целой страной?»
Хоть смейся - хоть плачь…

P.S.S.

«Принято считать, что власть опирается на штыки. Но опорой российской бюрократии сегодня является не столько спецназ, сколько политический постмодерн. Что это такое и чем он отличается от постмодерна в искусстве?

Представьте, что вы затюканный и измученный российский обыватель. Вы задаетесь вопросом, кто приводит в движение зубчатые колеса, на которые день за днем наматываются ваши кишки, и начинаете искать правду - до самого верха, до кабинета, где сидит самый главный кровосос. И вот вы входите в этот кабинет, но вместо кровососа видите нереально четкого пацана, который берет гитару и поет вам песню про «прогнило и остоебло» - такую, что у вас захватывает дыхание: сами вы даже сформулировать подобным образом не можете. А он поет вам еще одну, до того смелую, что вам становится страшно оставаться с ним в одной комнате.

И когда вы выходите из кабинета, идти вам ну совершенно некуда - и, главное, незачем. Ведь не будете же вы бить дубиной народного гнева по этой умной братской голове, которая в сто раз лучше вас знает, насколько все прогнило и остоебло. Да и горечь в этом сердце куда острее вашей.»

Виктор Пелевин.

психология, политика, юмор

Previous post Next post
Up