С интересом наблюдаю за открытым в прошлом сезоне Электротеатром "Станиславский" под руководством Бориса Юхананова. Похоже, что это новое место силы и притяжения в театральной Москве.
Вот тут Юхананов озвучил грандиозные планы на новый сезон.
А еще 7 сентября Электротеатр вместе с Дирекцией образовательных программ запустили очень многообщающий образовательный курс для профессионалов и зрителей, где свои лекции прочтут и сам Юхананов, К.Матвиенко, А.Флеров, Е.Ковальская.
Вот отрывки из анонсов их курсов:
"Самое главное, что требуется от человека, занимающегося театром, - научиться сопрягать старое и новое. Это значит слышать, что наступили времена, когда, например, древние формы невероятным образом превращаются в очень актуальные, а современная модная вещь, наоборот, может задерживать театральное развитие.
Если не всматриваться в подлинную историю, нам кажется, что современное искусство и театр развивались параллельными путями, а недавно вдруг пересеклись, и родилась вся эта художественная пропасть. На самом же деле театр всегда был источником современной культуры, но перестал ей быть благодаря стагнации, смертельному состоянию брежневского декаданса, в котором на 15-20 лет оказалась огромная империя. Если вы посмотрите на то, что происходило в начале века, откуда произрастают большинство художественных идей - от дизайна до современной музыки, - вы увидите, что театр их не принимал, а рождал. Теперь, когда театр начинает порождать современную энергию, это значит, что он возвращается к самому себе. Это значит, что мы имеем дело с выздоровлением, а не с искажением. Конечно, можно перепутать божий дар с яичницей и думать, что здоровье - это стагнация брежневского времени, результат уколов сталинизма. Но это было смертью искусства: тогда казалось, что умерло вообще все.
В результате сейчас через лакмус театра мы можем обнаружить, что отечественная культура восстанавливается, что парадоксально при всех существующих бедах и схватках. Если этот процесс заново не уколоть смертельным шприцем, не начать специальную атаку во имя превратно понятых идеалов стагнации, тогда мы будем иметь возможность убедиться в невероятной одаренности нашей молодежи, крепости традиционных ценностей, которые всегда связаны с развитием, с живой пульсацией театра. Совсем невежественные люди говорят, что театр - это то же самое, что литература, они атакуют Мейерхольда, требуют возвращения сюжетной оперы, бережного сохранения ремарок драматурга. Так происходило в 70-е, 80-е. Но за последние 15-20 лет в каждой области нашего театра происходит необходимая революция, которая является естественным его продолжением. При этом уклад, законы, форма отношений остаются прежними, поэтому мы обречены на конфликт. И с этим столкновением двух укладов, которым во многом определяется сегодня и жизнь страны, нам нужно обращаться очень мудро. От того, как все это будет построено в нашем отечестве, собственно, и будет зависеть судьба театрального искусства, центрального для нас».
Борис Юхананов
"Современный театр требует медиатора между собой и зрителем, который бы объяснял, что и „это тоже театр“. Так что вопрос не в интеллектуальности, а в ожиданиях публики, которая знает, где театр, а где нет. Нужно уметь эти ожидания сломать.
Так что критик сегодня должен быть умнее, чем он есть: раньше он все время находился в позиции догоняющего, а теперь он должен объяснять зрителю, что есть театр. То, что мы считали любительским вчера, сегодня является его частью. Как ни странно, люди, не обремененные большим театральном опытом, - более продуктивная почва в этом смысле. Зрители, которые ходят на фестиваль новой драматургии, в обычном театре, возможно, и не были вообще, а драматурги, пишущие пьесы сегодня, не знают законов так хорошо, как могли бы, если бы учились в Литинституте. Я говорю не про невежество, а про отсутствие опыта, которое иногда лучше для старта, для становления зрителем. Это не про ум, а про рецепторы."
Кристина Матвиенко
"Вопросы к искусству и культуре накопились одновременно у общества, государства и у самих художников. Отвечают на эти вопросы все по-разному, а общественная дискуссия, которая бы их разрешила, не состоялась по той причине, что в стране не существует гражданского общества. Когда власть избрала для страны консервативный курс, она стала принимать решения в отношении культуры, не вступая в обсуждение с обществом и художниками. И эти решения были приняты в пользу власти: если кратко, она предложила контрактовать художника на условиях лояльности курсу страны. Мы это уже проходили и понимаем, что повторения советской культурной политики допустить невозможно. Как можно переменить ситуацию? Какими путями складывался общественный договор об искусстве в Европе и как он формулируется сегодня? Какую ответственность берет на себя театр в Европе в обмен на государственную или общественную поддержку? Обе мои лекции в широком смысле - о культурной политике, а уже после - о театре, который выходит за пределы театральных зданий, и театре, который берет на себя ту работу в обществе, которую, кроме художника, никто не может сделать."
Елена Ковальская
источник