История одного театра

Mar 14, 2024 21:44


рассказ очевидца

С лестницы заводоуправления производственного объединения «Кировский завод», откуда-то снизу, раздались звуки открывающейся двери и шаги поднимающихся людей. Стоявшие в огромной приемной группками сотрудники предприятия, только что живо обсуждавшие причину сбора, как по команде повернулись к входным дверям в ожидании входящих. Потолки старой постройки были высокими, лестничные прогоны - длинными…

Наконец, дверь распахнулась, и в помещение, тщательно пряча одышку, взошел немолодой элегантный светловолосый мужчина в кремовом костюме со звездой Героя социалистического труда на груди. Он наградил присутствующих лучащейся обворожительной улыбкой и произнес:

- Здравствуйте, товарищи!

Все сразу же узнали в пришедшем народного артиста СССР, художественного руководителя ленинградского театра им. А.С.Пушкина Игоря Олеговича Горбачева.

Секретарша директора метнулась к нему и протянула руку для приветствия. Игорь Олегович эффектным театральным жестом принял ее в свою ладонь и галантно поцеловал. На шум дверь в кабинет открылась, и на пороге показался генеральный директор производственного гиганта, легендарного Кировского Путиловского завода Петр Георгиевич Семененко. Он тепло поздоровался с Горбачевым и пригласил в кабинет. Остальные также было двинулись за ними, но генеральный остановил процессию, небрежно бросив:

- А Вы пока подождите!



Шел второй год перестройки. Горбачев - тот который Михаил Сергеевич - попытался раскрепостить народ и привить управленцам новое мышление. И ускориться. Отставание во всех сферах жизни от «загнивающего» запада было уже для всех очевидно. Так что, никакие необычные нововведения людей не удивляли. Больше того, люди их ждали.

Не шокировала поэтому и  неожиданно появившаяся идея организовать при объединении театр. Мнения сотрудников, причастных к этому деянию, было отрицательным. Театр и производство - из разных епархий. Если решать дело походя, без поиска лучшего варианта, без привлечения к обсуждению театральной общественности, можно легко получить творческую неудачу, поставив под вопрос возможность нового меценатства.  Да и репутации промышленного гиганта со славными традициями такой итог явно не поспособствует.

Всех смущало, как это все возникло и сорганизовалось. Игорь Олегович Горбачев выпускал в этом году свой курс в ленинградском театральном институте (ЛГИТМиКе).  Секретарь парторганизации института, фамилию которого память для меня не сохранила, скорее всего и придумал ход, устроивший всех. При объединении «Кировский завод» создается молодежный театр. Название идеологически выдержанное - «Двенадцать». Завод выделяет полтора десятка  ставок заработной платы и базу для репетиций и выступлений - Дворец Культуры им. И.И.Газа. Актеры театра выступают не только в зале ДК, но и в красных уголках и залах подразделений завода - для его работников. При этом им уже не будет угрожать отъезд по распределению из Ленинграда в провинциальные театры. Само собой разумеется, художественным руководителем театра становился этот самый секретарь парторганизации института.

Дело оставалось за малым - договориться с руководством Кировского завода. Это без труда и произошло, когда Игорь Олегович Горбачев и Петр Георгиевич Семененко оказались в составе ленинградской партийной организации на очередном съезде КПСС.

Все бы на этом и закончилось. В смысле, началось. Но время на дворе - перестроечное, и уже недостаточно довести решение до сотрудников предприятия, раздать указания должностным лицам, - с коллективом теперь принято  стало советоваться.

Вот так и оказались на совещании у генерального директора представители причастных структур - отдела социального развития, Дворца культуры им. И.И.Газа и общественных организаций - парткома, профкома и комитета комсомола. Уровень представительства - заместители руководителя.

Мне в то время случилось быть избранным в руководство комитета комсомола и представлять точку зрения комитета на обсуждаемую театральную историю.  В театральной жизни того времени блистали несколько профессиональных театров и ряд любительских. На спектакли театров : БДТ Г. Товстоногова, Ленсовета И. Владимирова, им. Комиссаржевской Р. Агамирзяна билеты без «нагрузки» или без блата в театральных кассах было не достать. Еще очень неплохим был областной театр на Литейном. А вот театр им. А.С.Пушкина, считавшийся в 50-е и 60-е годы лучшим в городе (им тогда руководил Леонид Сергеевич Вивьен), утерял к 80-м авторитет у ленинградских театралов, и винили они в этом как раз Игоря Олеговича Горбачева. Актером он был талантливейшим, но в качестве художественного руководителя театра явно не преуспел. Времена Вивьена, когда на сцене знаменитой Александринки блистали Николай Черкасов, Юрий Толубеев, Бруно Фрейндлих, Василий Меркурьев, Александр Борисов, прошли безвозвратно.

В то же время среди любительских театров того времени гремели театр «Перекресток» Фильштинского, театр «Суббота» Смирнова-Несвицкого, театр ЛИИЖТа Малыщицкого и многие другие. Кому-то из подобных коллективов наверное не помешала бы поддержка знаменитого завода. Можно было бы объявить конкурс и выбрать уже состоявшийся сильный театральный коллектив, помочь ему приобрести новый статус. Но это - если думать о деле. О театральном деле. О действенной помощи по-настоящему талантливым людям, мечтающим о профессиональном театре. Все интуитивно чувствовали: то, что затевается - дело иного рода…

Через несколько минут Петр Георгиевич пригласил в кабинет участников совещания. Все расселись за длиннющим прямоугольным столом для заседаний. Я, как самый молодой участник, расположился в самом его конце, у дверей. Неожиданно рядом оказался мой коллега из комитета комсомола, занимавшийся производством, его присутствие тут не планировалось. Позже я понял цель его присутствия на совещании.

Генеральный директор производственного объединения «Кировский завод» Петр Георгиевич Семененко - высокий крупный мужчина - обладал твердым характером, большим управленческим опытом и харизматичной внешностью большого начальника. Он открыл совещание словами:

- Возникла очень хорошая идея… - Тут он сделал многозначительную паузу, давая присутствующим время прочувствовать установку. И продолжил:

- …создать при объединении молодежный театр. Предлагаю обменяться мнениями на этот счет.

И тут случилась метаморфоза. Люди, которые только что в приемной критиковали сомнительное решение, будто по взмаху волшебной палочки  вставали и с разной степенью усердия начинали нахваливать идею. Говорили про единение производственников и театралов, воспитание молодежи в  патриотическом и созидательном духе, поддержку перспективного творческого начинания.

В конце очередь дошла и до меня. Неискушенный в правилах придворного этикета, я изложил точку зрения комитета, оставаясь на удивление спокойным. Мол, идея нехороша - потому-то и потому-то. Игорь Олегович такого поворота событий не ожидал. На лице его обозначилась некоторая озабоченность, он собрался было ответить, но Петр Георгиевич его опередил:

- Ну, молодежь еще не все у нас правильно понимает.

Вот тут-то и возник как джинн из бутылки мой коллега Андрей Волин и доложил высокому собранию, что в у членов комитета комсомола есть и другое мнение, прямо противоположное, то есть -  дело это в высшей степени своевременное и полезное.

Позже я понял, что секретарь комитета комсомола видимо решил подстраховаться и послал Волина на совещание, чтобы смягчить в случае чего категоричную позицию, выработанную комитетом.

Таким образом, театр был учрежден. Актеры - молодые выпускники ЛГИТМиКа - оказались весьма компанейскими и с удовольствием участвовали в программах наших слетов на базах отдыха - разыгрывали сценки, пели под гитару песни у костра, выступали в цехах в предпраздничные дни.

Поставлен был и премьерный спектакль - инсценировка повести Бориса Васильева «Завтра была война». Творчески он оказался слабым. Режиссер, он же художественный  руководитель, применил модный в то время метод, когда актеры играют по ходу действия две или три роли. При этом он не учел, что этот прием должен подкрепляться высочайшим актерским мастерством, чего у молодых выпускников не могло быть по определению, а также режиссерскими придумками, связанными с построением мизансцен, усилиями костюмеров и гримеров. В итоге на сцене возникала страшная путаница, когда харизматичный узнаваемый актер или актриса, только что в первом акте веселившие персонажей-школьников на уроке, во втором акте вдруг оказывались персонажами пожилого возраста - директором школы, учительницей Валендрой, товарищ Поляковой, отцом Вики Люберецкой. Невольную улыбку вызывали эти «появления». Шока, потрясения, сопереживания героям, попавшим в трагичнейшую и безысходную ситуацию, у зрителя, к сожалению, не случилось. Всего того, что так сильно сработало в одноименном фильме Юрия Кары с блестящими актерскими работами Нины Руслановой, Владимира Заманского, Сергея Никоненко, Натальи Негоды…

Я и мои сотоварищи-скептики оказались неправы. Театр состоялся. Одна значимая постановка сменяла другую. Коллектив успешно гастролировал по стране и за рубежом, стал лауреатом театральной премии «Маска» за спектакль…

Да, именно так по прошествии лет хотелось бы закончить этот рассказ, но - увы! Спектакль оказался первым и последним. Сразу после премьеры театр распался, актеры разбежались. Искусственное и формальное дело редко живет долго.

Кстати, из актеров театра запомнились двое: полноватый, но пластичный и обаятельный, Сергей Селин, а также Сергей Маховиков, исполнявший в спектакле под гитару песни, служившие музыкальными акцентами в напряженном сценическом действии.

Оба стали в будущем популярными актерами театра и кино. Селин сыграл роль Дукалиса в легендарном сериале «Улицы разбитых фонарей». Маховиков - еще и кинорежиссер, автор-исполнитель, сценарист, певец и общественный деятель. Работа в театре «Двенадцать» в их автобиографиях не значится.

Previous post
Up