Kraft der Stillen // Der Spiegel 34/2012, S. 102-110 Сила тихих
Керстин Кульман
Когда актера Маттиаса Брандта снимает камера, он может смеяться, любить, злиться и ненавидеть. Он может флиртовать, привлекать к себе внимание и обводить людей вокруг пальца. Однако как только он покидает место съемок, всё то же самое дается ему гораздо сложнее. Дело в том, что Брандт вовсе не такой экстраверт, как всем кажется.
В Мюнхене солнечно, идут съемки новой серии «Телефона полиции». Сейчас журналисты берут интервью и делают фотографии. В криминальном телесериале канала ARD Брандт играет комиссара уголовной полиции Ганса фон Мойфельса, тихого чудака, который добивается успеха в расследованиях благодаря долгим размышлениям. Брандт, сын бывшего бундесканцлера, хорошо подходит на эту роль.
Актер стоит в лучах солнца, держа руки в карманах. Он должен позировать фотокамерам. Но Брандт стоит не так, как хотят от него фотографы. Они дают ему указания: «Смотреть сюда!», «В сторону!», «Улыбнуться!». Маттиас Брандт не делает ничего из этого. Он добродушно улыбается, ждет несколько минут, благодарит собравшихся и уходит. Фотографы чертыхаются.
Imke Lass / DER SPIEGELПозже, в кафе, Брандт говорит: «На таких фотографиях я стараюсь смотреть дружелюбно. И всё».
Брандт - актер. Разве самореклама не является частью его профессии?
«Моя задача состоит в том, чтобы войти в роль. Это действительно требует раскрытия своего образа». Но на встрече с прессой? Он мотает головой.
Играя какую-то роль, Маттиас Брандт может сильно разойтись - перед камерой он преодолевает свой темперамент. В жизни он снова становится тихим, скромным человеком. «Это не вырывается из меня. У других - да. Но не у меня».
В 25 лет Брандт сообщил родителям, что хочет стать актером. Рут и Вилли Брандт были удивлены. «Я был очень застенчивым молодым человеком. Им было непросто связать эту профессию со мной», - рассказывает Брандт. Однако чем дольше он этим занимался, тем чаще встречал людей, похожих на себя.
«Я думаю, - говорит Брандт, - что, с точки зрения искусства, очень интересно преодолевать подобное препятствие». Каждый раз, перед тем как выйти на сцену, ему приходится уделить какое-то время тому, чтобы сконцентрироваться и набраться смелости.
«В такие моменты я совершаю переход изнутри наружу, - объясняет Брандт. - Это создает значительную долю энергии, которая затем присутствует в моей работе». Замкнутый человек, который сам себя уговаривает актерствовать - и добивается колоссального успеха.
А красная дорожка? Интервью? Светская жизнь? Вся эта суматоха, которая так важна сегодня? Брандт кивает, а потом пожимает плечами. Что тут сказать? Для таких, как он, мир стал гораздо более сложным.
Идеальный человек нашего времени - душа компании, любитель риска, альфа-самец. Он легко работает в коллективе, любит находиться в обществе, у него много друзей и знакомых. В моменты тишины он пишет в твиттер. Главное - не быть в одиночестве.
Но многие люди совсем не такие. Они с неохотой выступают на публике, неуклюже выглядят при непринужденной беседе. Большие коллективы вызывают у них чувство ужаса. Моменты тишины они используют, чтобы отдохнуть от вездесущего шума. Главное - быть в одиночестве.
Родители начинают беспокоиться, если у них возникает ощущение, что дети ведут себя слишком тихо и не способны добиться своего. Кто углублен в себя, кто нуждается в тишине, кто робок и боязлив, тому, как им кажется, будет сложно потом.
И это, пожалуй, действительно так. В 1994 году психолог Говард Глис доказал, что люди, разговаривающие громко и быстро, кажутся нам более компетентными и симпатичными, более умными, привлекательными и более интересными. С ними большинство охотно бы подружились. <…>
В 1921 году Карл-Густав Юнг впервые написал об «интроверсии». Согласно психоаналитикам, интроверсия предполагает направленность жизненной энергии не во внешний мир, а внутрь себя. Интровертов мы воспринимаем как людей тихих, скромных, замкнутых; экстравертов - наоборот, как людей общительных, жаждущих риска и приключений. По сегодняшний день это - два важнейших понятия психологии личности.
В каждом человеке есть признаки экстраверта и интроверта, но, как правило, каких-то черт оказывается больше. Поскольку экстраверты привлекают к себе так много внимания, кажется, что их большинство. В действительности, по оценкам исследователей, доля интровертов среди всего населения составляет от ⅓ до ½.
«Достаточно попросить каждого заполнить анкету», - считает Фриц Остендорф, психолог из Билефельда. Вы предпочитаете говорить или слушать? Можете ли вы долго заниматься одним делом, или вам быстро надоедает? На эти вопросы интроверты и экстраверты склонны давать разные ответы.
С уверенностью можно говорить о том, что оба темперамента передаются по наследству и что эти черты личности остаются относительно стабильными на протяжении всей жизни. Конечно, спокойный человек порой может расшуметься, объясняет Остендорф. Но в целом человек остается таким же. В ходе эволюции Homo sapiens наличие двух темпераментов должно было быть важным преимуществом.
Молчаливой половине человечества американка Сьюзан Кейн недавно посвятила книгу «Quiet: The Power of Introverts in a World That Can't Stop Talking», сразу же ставшую бестселлером в США.
«Если исходить из того, что тихие и громкие люди рождают примерно равное количество плохих и хороших идей, - пишет Кейн, - мысль о том, что только более громкие и более энергичные добиваются успеха, должна нас настораживать».
Возможно, тихие слишком часто остаются неуслышанными? Вероятно, именно это приводит к тому, что множество плохих идей побеждает, в то время как не меньшее количество хороших идей просто не используется? Не пришло ли время как следует прислушаться?
Сьюзан Кейн окончила Гарвардскую юридическую школу, работала адвокатом на Уолл-стрит. Кажется, это никак не вписывается в ее карьеру, но Кейн утверждает, что она типичный интроверт.
«Больше всего я люблю проводить время дома, с семьей, на диване», - говорит Кейн. Однако уже в детстве ей постоянно внушали, что нельзя смиряться со своим тихим характером. Вожатые в лагере наставляли: «Вы дети, вы должны быть дикими!» Позже, когда Сьюзан устроилась на работу, ей часто приходилось ходить с коллегами в шумные бары, хотя сама она всегда предпочитала посидеть с подружкой в маленьком кафе.
В нескольких известных компаниях она (именно она!) занимала должность консультанта по переговорам. «В какой-то момент я поняла, что принимаю все решения автоматически», - рассказывает Кейн. Она чувствовала себя всё хуже, уволилась и написала книгу.
«Нам всё время вбивают в голову, что влиятельные люди должны быть бойкими и решительными, что счастья можно добиться только с помощью общения и знакомств, - продолжает Кейн. - Но мы совершаем большую ошибку, когда с такой легкостью принимаем идеал экстраверсии». <…>
1 декабря 1955 года во время автобусной поездки в городе Монтгомери в штате Алабама афроамериканка Роза Паркс отказалась уступить свое место белому пассажиру. Паркс была арестована. Вскоре, когда она стояла рядом с Мартином Лютером Кингом, выступавшим в церкви в Монтгомери, ее уже воспринимали как икону движения за гражданские права. Пять тысяч человек слушали пламенную речь Кинга, Паркс при этом не сказала ни слова, но одно ее присутствие электризовало собравшихся. Тихое, уверенное сопротивление Розы Паркс побуждало людей к действию не в меньшей степени, чем блестящая риторика Кинга.
В самом деле, за последние десятилетия в обществе сложилось сильное культурное предубеждение к интровертам. Особенно важную роль идеал экстраверта играет в современной экономике.
Сьюзан Кейн довелось ощутить это на собственной шкуре. «Добросовестность, сосредоточенность, аналитический склад ума - вот очевидные достоинства тихих людей, - говорит она. - Почему, несмотря на это, нас считают недостаточно успешными?»
О бесполезности групповой работы
Учебное заведение, в котором тихим студентам приходится особенно тяжело, - это Гарвардская школа бизнеса. Среди ее выпускников - самые влиятельные руководители мировых компаний, таких как Goldman Sachs, Hewlett Packard, Procter&Gamble и General Electric. От того, как эти люди определяют для себя корпоративную культуру, зависит жизнь сотен тысяч работников. В стенах этой бизнес-школы студенты получают такие навыки, как способность к принятию быстрых решений, готовность к риску и громкая речь, - позволяющие им впоследствии занять руководящую должность.
Это проявляется в таких упражнениях, как «Выживание в субполярном регионе». Студентам необходимо обсудить, какие вещи они возьмут с собой, чтобы преодолеть сложности, создаваемые субарктическим климатом. Участники должны прийти к выводу, что в команде можно достичь большего успеха, чем поодиночке. В то же время, совместное обсуждение требует умения слушать других.
Так, студент с большим опытом путешествий по Крайнему Северу был попросту проигнорирован. Он недостаточно громко высказывал свои предложения. Однако его знания могли бы спасти жизнь его спутникам. Только потом, при разборе упражнения, члены его группы почувствовали себя неловко. «Между лучшей речью и лучшей идеей, - говорит Сьюзан Кейн, - нет никакой связи».
В 1948 году в США была издана книга Алекса Осборна «Your Creative Power». Осборн работал сотрудником рекламного агентства BBDO, книга принесла ему мировую известность. На ее страницах он объяснял, как группа сотрудников может получить наибольшее количество идей за короткий промежуток времени: одна комната, много людей, свобода творчества, никакой критики. Чем больше предложений, тем лучше. В конце - во всяком случае, на это следует надеяться - в горе идей можно будет найти одну гениальную. Так был изобретен метод мозгового штурма.
Как бы привлекательно это ни звучало, в реальности так почти никогда не получается. «На протяжении последних 50 лет данные, полученные психологами, подтверждают, что в больших группах брейнсторминг работает плохо, - поясняет психолог Вольфганг Штребе из Утрехтского университета. - Эффективность групповой работы - иллюзия».
В своем исследовании Штребе продемонстрировал, что метод мозгового штурма приводит к потере прибыли предприятиями. «В целом, участники мозгового штурма генерируют меньше идей и, главное, меньше удачных идей, чем если бы они думали по отдельности». <…>
Несколько лет назад производитель спортивных товаров Reebok решил перевести своих сотрудников в новую резиденцию в Массачусетсе. Руководители компании планировали создать на новой территории большие, открытые рабочие пространства: по их замыслу, это бы способствовало креативности. Когда начальники стали спрашивать дизайнеров, как они относятся к этой идее, выяснилось, что все хотят только одного: собственной маленькой комнаты, в которой можно было бы работать в тишине, сосредоточившись на своем деле.
Схожие результаты получил американский психолог Андерс Эриксон при проведении экспериментов со студентами Университета искусств в Берлине. Эриксон попросил профессоров разделить своих студентов-скрипачей на три группы успеваемости: будущих солистов, будущих членов оркестра и будущих учителей игры на скрипке. Студентов, в свою очередь, психолог попросил вести дневник занятий. В итоге оказалось, что в среднем студенты занимались музыкой более 50 часов в неделю. При этом лучшие из них чаще занимались поодиночке, а не с группой.
Недавно Эриксон пришел к подобному заключению и в отношении других творческих профессий. Его вывод: «Кто работает в одиночестве, добивается наибольшего успеха». Целенаправленное обучение состоит из трех компонентов: собственно тренировка, самоконтроль и прогресс. «Темперамент интровертов, - говорит он, - предоставляет им наилучшую возможность для совершенствования собственных результатов».
Триумф экстравертов
Еще не так давно общественным идеалом был начитанный, спокойный человек. Артур Шопенгауэр в своих «Афоризмах житейской мудрости» (1851) писал так: «Человеку, выдающемуся в умственном отношении, одиночество доставляет двоякую выгоду: во-первых, ту, что он остается с самим собою, во-вторых, ту, что он не в обществе других».
Об американском президенте Аврааме Линкольне писатель Ральф Уолдо Эмерсон сказал на траурной церемонии в 1865 году: «На первый взгляд, он не обладал блестящими качествами. Он никому не давал почувствовать своего превосходства». Для многих американцев Линкольн и сегодня - воплощение человека с харизмой, с сильным характером. Но президент, добившийся отмены рабства, не был экстравертом.
Историк-культуролог Уоррен Сасмен описывает, как в течение двадцатого века американское общество превратилось из «культуры характера» в «культуру личности». «Социальная роль, которую должен исполнять любой живущий в эпоху культуры личности, - считает Сасмен, - это роль актера. Каждый американец должен уметь создавать свой собственный образ».
Ключевой предпосылкой этого изменения был сопутствующий индустриализации рост городов. Если в деревне или в маленьком городке люди чаще всего встречали знакомые лица, то в больших городах они были окружены незнакомцами. Появилась необходимость постоянно представляться заново.
«В увеличившемся количестве анонимных общественных и деловых взаимоотношений того времени решающую роль могло сыграть всё что угодно - в том числе первое впечатление о человеке», - объясняет историк Роланд Маршан. Американцы, так же как и другие западные индустриальные нации, отреагировали на анонимность городов тем, что стали пытаться как можно лучше подать себя и убедить слушателя в своей успешности. Начался триумф экстравертов.
В наши дни различия между экстравертами и интровертами стали объектом исследования даже для нейрофизиологов. Ученые смогли установить, что электрическая активность в мозге интровертов выше - причем вне зависимости от того, работают они или отдыхают. Очевидно, по этой причине они испытывают более сильную потребность в том, чтобы закрыться от внешних раздражителей.
Для того чтобы чувствовать себя комфортно, интровертам нужна тишина. Для экстравертов - ровно наоборот: оптимального состояния нервной системы они достигают только при наличии посторонних импульсов, таких как музыка, разговоры, движение. <…>
Интроверты приносят прибыль
Однако действительность далека от лабораторных условий. На работе только немногие служащие могут закрыть за собой дверь, если им это необходимо. Почти каждому ежедневно приходится общаться с начальниками, коллегами, клиентами. А в сотрудничестве интровертов и экстравертов зачастую возникают сложности. <…>
В 2007 году произошел обвал на американском рынке недвижимости, вскоре вслед за этим начался мировой финансовый кризис. В то время многим хотелось, чтобы поиском выхода из критического положения занимались не самые быстрые, громкие и смелые, а осторожные, аккуратные люди, способные хладнокровно оценить сложившуюся ситуацию. Иначе говоря, были нужны интроверты.
В 2009 году Камелия Кунен, профессор Келлогской школы менеджмента Северо-Западного университета, обнаружила, что готовность совершать рискованные сделки в большой степени зависит от темперамента человека. В ходе проведения эксперимента интроверты на 28 % реже выражали готовность совершать рискованные финансовые операции. Они более внимательно относились к своим деньгам.
То, что идеал экстраверсии может плохо сказываться на прибыли, недавно также доказал Адам Грант. Грант - профессор Вортонской школы бизнеса Пенсильванского университета, одного из самых влиятельных экономических учебных заведений во всем мире. Если верить Гранту, наиболее успешными оказываются те предприятия, где от подчиненных требуется проявлять собственную инициативу и где руководящие должности занимают интроверты. Его исследование опровергает идеал громкого, влиятельного босса.
«Такие начальники склонны к тому, чтобы ставить собственную персону в центр внимания. Предложения сотрудников чаще всего игнорируются», - объясняет Грант. Раньше такая модель функционировала без проблем. Но деловой мир стал быстрее, запутаннее. Сегодня ни один шеф не в состоянии справиться с требованиями рынка в одиночку. Приходит время тихих руководителей. Тех, которые готовы слушать.
В середине 70-х годов инженер Стив Возняк, по его собственной характеристике - «законченный чудак», обратился к своему другу Стиву Джобсу. Он показал ему первый компьютер «для домашнего пользования». Гениальный продавец Стив Джобс почувствовал силу этой идеи и уговорил Возняка создать компанию Apple Computer и заняться распространением персональных компьютеров.
Как показывает история успеха Apple, взаимодействие интровертов, таких как Возняк, и экстравертов, таких как Джобс, позволяет добиться ощутимых результатов. Громкое и тихое начало хорошо подходят друг к другу. <…>
Многим кажется, что политика - та область, в которой интровертам уж точно нечего делать. Ведь политика - это, прежде всего, коммуникация, это убеждение людей своими словами и поступками, а также нахождение под постоянным контролем журналистов и избирателей.
Но в 2009 году участниками предвыборной борьбы в Германии стали два человека, которые всегда ведут себя спокойно, не навязывают своего мнения и не действуют сгоряча. Федеральный канцлер Ангела Меркель (ХДС) и бывший министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер (СДПГ) провели самую тихую и самую мирную предвыборную кампанию в истории ФРГ.
Однако то, что именно они стали кандидатами на пост главы правительства, означает, что они сумели убедить своих однопартийцев и своих сторонников. Меркель - по-прежнему бундесканцлер, Штайнмайер - лидер оппозиции в Бундестаге.
Andreas MüheАнгелу Меркель никто не выводит из себя так, как мужчина, пытающийся оказать на нее давление своими словами и жестами. Советники Меркель - спокойные, мягкие люди. Она делает политику из тишины. Она никогда не торопится со своим собственным мнением, а дожидается момента, когда становится понятно, какая позиция позволит добиться успеха. Ее она и займет. Только так она сможет выиграть.
Меркель удалось утвердиться даже над таким переполненным тестостероном альфа-самцом, как Николя Саркози. Она всегда оставляла ему возможность выхода на сцену, что позволяло придержать его конкурентный пыл. Саркози кукарекал, а Меркель дружелюбно дирижировала им. Немецкая твердость в европейской финансовой политике только потому приносит успех, что она так скромно подается. Характер Ангелы Меркель не способен восстановить Европу против Германии.
Даже после семи лет на посту канцлера Меркель сохраняет определенную долю робости при общении с чужими людьми, особенно перед большой аудиторией. С годами она добилась прогресса, немного развила в себе черты экстраверта, но ее жесты и ее улыбка по-прежнему выглядят неуклюже, а эмоциональное обращение ей почти никогда не удается.
Тем не менее она популярна, народ с радостью реагирует на ее появление. Ее считают по меньшей мере забавной, а главное - человечной. Пример Ангелы Меркель - наглядное доказательство тому, что даже в политике интроверты могут добиться успеха.