Местная провинция - это то, зачем я приехал в Японию в этот раз. То, чего небыло видно из сумасшедших Токио и Осаки и то, что очень хотелось посмотреть и пощупать своими руками. Здесь ты ловишь на себе интересующиеся взгляды прохожих, твой уровень японского прогрессирует просто на глазах, а культура страны пронизывает насквозь. Это редкое удовольствие нужно испытать на себе, чтобы полностью ощутить его прелесть. Впечатления после посещения
Киото и
Хиросимы все еще были сильны, но самый малый и провинциальный из основных четырех остров Японии, остров Сикоку, уже виднелся на горизонте...
Переход по Внутреннему морю с Отсрова Хоккайдо на остров Сикоку занял около 3 часов. Это 3 часа красивых пейзажей, неспешно проплывающих за бортом. За кормой - город Курэ. Прямо по курсу - город Мацуяма.
Мацуяма - это небольшой провинциальный город на море. Изъяснаться с местными становилось все труднее, т.к. шанс найти хоть кого-то понимающего хоть что-то по-английски становилось все труднее
В Мацуяме мы остановились в Минщуку. Так называется традиционный японский гостевой дом. Эта комната днем используется как гостиная, а ночью как спальня.
Из окна, освежающего теплым морским бризом, открывался вид на японскую провинцию.
В хорошем минщуку вас накормят прекрасным традиционным ужином из многочисленных блюд. Вас спросят во-сколько бы вы хотели поужинать, и ужин будет готов именно к этому времени.
После еды было самое время посетить знаменитый на всю Японию онсен Дого.
Японский педантизм поражает. Машинист трамвая смотрит на секундомер в ожидании отправления. Ровно секунда в секунду, его травмай отправится. По началу мы были единственными пассажирами, но он четко объявил нам все остановки и другую важную информацию.
Этот пунктуальный трамвай с деревянными полами так же имеет машину для размена купюр на мелочь. Машина просто "выстреливает" сдачу, ошеломляя непривычный российский взгляд такой скоростью.
Дого онсен оказался замечательным, приятным местом, куда японцы приходят принять ванну в вулканически нагретых горячих источниках. Они приходят уже одетые в банные халаты и тапочки, что безусловно только добавляет шарма этому месту. Вообще японская улица, особенно ночью - это как продолжение помещения. Чисто, светло и по-домашнему уютно. Фантастическое ощущение.
Ночью наша комната превращается в спальню. Стол убирается, достается постель (футон), расстилается прямо на татами и можно спать. Очень хорошо для спины надо думать.
Во всех городах Японии, где я был, моему взору представали замки. Замок Мацуяма, наверно самая лучшая точка обзора города. С нее хорошо видно весь город и море.
Местные студенты геодезисты практикуются возле замка, пользуясь замысловатым ландшафтом гористой местности.
В незапамятные времена, для защиты города эти бойницы использовали лучники, а так же из них поливали врагов всякой бякой типа горячей смолы, когда те подбирались ближе.
Из замка отлично видно море и все подступы к городу. В разрываемой междуусобными войнами Японии, такие укрытия с красивыми видами были очень кстати.
Сегодня к замку подступают туристы со всех сторон.
Школьные экскурсии носят желтые шапочки, чтобы никто не потерялся. Дети очень забавные. При виде иностранцев они кричат "Hellooo!" У некоторых есть задание по английскому, задать пару вопросов иностранцу. Они пишут отчет и фоткают тебя для своей школы.
В Мацуяме нет метро, здесь все еще ходят трамваи. Так было и в Токио 50 лет назад. Круть.
От постоянных переездов и мотаний по интересным местам каждого города, меня начинало потихоньку отжимать. Из Мацуямы на юг острова Сикоку в Кочи, пришлось ехать на автобусе, т.к. сезонные ливни затопили железнодорожные пути. Не стоит упоминать что автобусы были организованы железнодорожной компанией за свой счет. В Японии никто не может себе представить что может быть по-другому.
Кочи был единственным городом, в котором не повезло с погодой. Ливень лил не переставая все время, ознаменовая начало сезона дождей. Так выглядит ночная улица Кочи.
..а это таже улица, но уже под землей. Все это пространство помимо подземных переходов, используется как большая парковка для машин.
С замка Кочи дложно быть окрывается отличный вид, но мы не смогли этого оценить из-за стены дождя.
Однако в Кочи мы приехали не зря. Здесь мы попробовали Кацуонотатаки. Это рыба, лишь слегка обжаренная снаружи до хрустящей корочки, но внутри все еще сырая. Подается с чесночком и васаби. Во время еды никто не разговаривал. Это было самое вкусное из того что я пробовал в Японии.
Кочи - это родина национального героя Японии Рёма Сакамото. Его тут все очень любят. Он был кем-то вроде нашего Петра I. Прорубил своей катаной окно на запад.
У Рёма тут есть собственный парк, названный в его честь с красивым пляжем. Погода правда была не самая пляжная.
Японский таксист запомнился тем, что общался с нами через автоматический англоговорящий робот-переводчик, установленный у него в такси, а так же тем, что в пробке выключил счетчик, сказав, что иначе будет дорого. Я до сих пор вспоминаю его. Спасибо!
Кстати о такси. В японском такси пассажирская дверь открывается сама, а то вдруг у пассажира руки заняты сумками. Так же белые чехлы постоянно меняются, так как пассажиры чихают кашляют и всяческими другими способами пачкают такси. Забота об окружающих.
В японской провинции есть и такие полустанки.
На Сикоку Шинкансены не ходят. Тут поезда попроще, но они тоже ходят точно по расписанию и довольно быстро.
Так выглядит типичная японская провинция из окна поезда. Рисовые поля и дома крестьян.
Так же в Японии на ряду с Рёмой Сакамото видимо почитают Тараса Бульбу. Их изображениями украшают поезда, автобусы и сувенирную продукцию.
Вообще мне понравилось как там подошли к вопросу дизайна поездов. С несколькими пересадками мы добрались до Котохиры.
Котохира интересна своими храмами и природой.
Здесь как нигде можно представить как выглядела Страна Восходящего Солнца много лет назад.
Чтобы добраться до святилищ Котохиры, нужно протопать вверх кучу ступеней (что-то около 1000). Экскурсионная группа японских старичков, резво махая своими палками, вбегают наверх практически не останавливаясь.
Наверху есть что-то типа молебна где просят у духа благословения. Именно это святилище покровительствует путешественникам. На фотографии японский космонавт, отправившийся в космос на нашей ракете. Перед стартом он был тут и просил благословения.
Вообще провинция Кагава очень красива и, наверно, не менее интересна чем тот же Токио.
Она знаменита на всю Японию своим удоном. Удон - это такая длинная японская лапша, которую подают в разных вариациях. Удон Кагавы действительно очень вкусный.
Помимо парома, остров Сикоку и остров Хоккайдо соединяет самый длинный в мире мост, который спроектирован для одновременного использования железнодорожным и автомобильным транспортом.
По возвращении на большой Хонсю, мы отправились в Замок Химедзи. Говорят что если у вас есть время посетить только один замок в Японии, отправляйтесь в Химедзи. Впервые этот замок я увидел в фильме, снятом по мотивам романа Д. Клевела "Сегун". Помните такое старое несколькосерийное кино по телевизору?
Вот так скромненько жили в японских замках. В этом помещении жили женщины - служанки замка. По японской традиции это помещение служило и спальней, и трапезной, и вообще всем. На ночь все крыло, где они находились, закрывалось и опечатывалось.
После Химедзи мы наконец-то добрались до Осаки. Осака - это большой промышленный и торговый город. Ночью живет своей сумасшедшей осакской жизнью, но ничего осбенно интересного мне на глаза там не попалось.
Кроме пожалуй нескольких вещей. Например вот эта. Вагон только для женщин. Некоторые японские мужчины - большие шалуны, и любят лапать девушек в переполненном поезде, пользуясь давкой. Поэтому "женским" вагоном мужчины не имеют права пользоваться в часы пик.
Окономияки. Это обалденно вкусные шарики с осьминогами внутри, которые готовят и продают прямо на улицах Осаки. Жители Осаки гордятся ими и считают их лучшими. Мы конечно же попробовали чтобы убедиться в том, что это действительно так.
Несколько интересных фактов о Японии.
Средняя продолжительность жизни в Японии одна из самых длинных в мире (около 79 лет у мужчин и 85 лет у женщин). С Россией мы здесь сравнивать не будем, просто рассмотрим это как приятный факт о Японии.
В японские общественные бани или онсены запрещен вход людям с татуировками. Традиционно татуировки имели только якудза, но даже сегодня обычные японцы стараются не делать их. Бедным европейцам приходится выбирать баню или онсен где правила помягче.
В Японии тесно и мало места.
Иногда очень мало места.
В японских поездах и метро реклама не клеится, а устанавливается за стекло, либо подвешивается на специальные прищепки под потолок. Так легче ее менять.
Пожарные машины в Японии намного меньше пожарных машин, которые я видел в других странах. Это чтобы было возможно перемещаться по маленьким улочкам и добраться до нужного места быстро.
Машина скорой помощи и персонал выглядят так, как будто бы в стране началась эпидемия.
Японская полиция помимо велосипедов использует машины тоже. Когда работает полицейская сирена, тоже создается ощущение мировой угрозы.
По возвращении Токио встретил нас хорошей солнечной погодой.
Наверно все слышали о капсульных отелях Японии. Конечно же я тоже захотел остановиться в таком отеле.
Это моя капсула. У меня там есть лампочка, кондиционер, телевизор, радио, будильник, зеркало и шторка конечно. В ней я прожил два дня перед отлетом в Австралию. Отлично там поспал.
Так же в Токио могу всем порекомендовать район Харандзюку. Это отличное место, где можно погулять и прикупить чего-нибудь недорого.
А это памятник моей любимой японской собаке Хатико в районе Сибуйя. Собака эта многим известна, но тем не менее заслуживает краткого пересказа своей истории. Хатико постоянно встречала своего хозяина возле вокзала Сибуйи на пути с работы домой. Хозяин приездал на поезде, и они вместе шли домой. Однажды хозяин умер на работе и не вернулся. Ну с кем не бывает, история заурядная. Незаурядно в ней то, что в течение 9 лет после его смерти, Хатико приходила к вокзалу Сибуйи и ждала своего хозяина каждый день. 9 лет. Каждый день.
Это не легенда или басня, а относительно недавние события. Настоящая японская преданность.
Так же мне повезло увидеть японскую церемонию бракосочетания по обряду синто.
Японцы бронируют время за долго до самой свадьбы. После традиционных нарядов, молодожены переодеваются в западные свадебные костюмы и начинается европейская свадьба.
Я думаю что мне не удалось понять Японию и на 1/100. Не знаю что будет дальше с ней, но сегодня это уникальный мир, в котором гайдзин (иностранец) всегда останется аутсайдером. Однако мне было очень приятно быть этим гайдзином. Домо аригато Нихон!
А вам спасибо, что досмотрели до конца.