Европейский драйв 2015. Часть 4. Венеция

Nov 06, 2015 21:18

Останавливаясь в «Локанде» мы имели свой расчет. Заехать в Венецию мы намеревались не через мост в Местре, и даже не на поезде/автобусе, оставив машину в Местре, а «через заднее кирильцо», с Пунта Сабиони, на вапоретто. Мы поставили машинку именно там возле причала, купили однодневные проездные на вапоретто за 20 евро, а потом катались неограниченно по каналам великого города.

Лариса - художница, искусствовед, и вообще - тонкая чувствительная натура. Я, как поэт, тоже не лишен романтизма, но он меня посещает на короткое время в виде «само-музы», и тогда я что-нибудь пишу. А в остальное время я прагматический человек, который любит упрощать мыслительный процесс и иронизировать над окружающим, а иногда выпить-закусить или полетать-погонять. В одной из таких иронических пауз я говорил Ларисе:

- Я вообще не понимаю, почему нельзя всё это пространство осушить. Для чего эти гондолы и лужи? Это ведь ужасно неудобно.
- А ты знаешь, с чего и как все это начиналось? Что тут было самостоятельное островное государство, и… вода уже потом стала подниматься всё сильнее.
- Я только знаю, что здесь было (и есть!) скопище жуликов и шахер-махер-щиков, и что даже мощи своего главного святого Марка они украли, и привезли контрабандой, завалив свининой.
- Нет-нет, Венецию надо обязательно смотреть, там столько предметов искусства и старины!
- Нет, ну вся Италия напичкана стариной и искусством от развалин до вполне реставрированных объектов. А в этом мокром месте - там даже штукатурка отваливается пластами, и никто ее не пришпиндюривает обратно! Я бы давно заставил все осушить и заштукатурить заново!

Конечно, всё это было до посещения города на воде. А во время посещения этого города (и других тоже) наши роли разделялись. Лариса рассказывала и показывала, а я выводил на место, вел ориентировку по карте, ведал финансами, изучал особенности транспорта и следил за временем, чтобы никуда не опоздать и нигде не задержаться. Естественно, что на меня валились все шишки за недостаток времени на осмотр того или иного места, но если бы я позволил отклонения от плана, мы бы проторчали весь день у первого же объекта и остались голодными.

На Пунта Сабиони мы сразу убедились, что находимся на морском берегу.




Выглядывая с вапоретто наружу, еще до появления очертаний города, я был удивлен цветом воды в Венеции. По шкале Фореля она дотянула бы до 50, наверное. Потому что синевы в ней не было, а была зелень, и какая-то зелень мутная, отчего вода казалась мыльным раствором. Светло-зелёным мыльным раствором.















У меня даже в стиховных путевых заметках это отразилось - вот в этом, первом варианте, который на самом деле плох, за исключением подлинности первых ощущений.

Мыльно-зеленый раствор
Сети канав и каналов
Предоставляют немало
Способов влезть с головой
В длинные ниши окон
В арок торжественный мрамор
Эту основу от грамот
Выросших в толще веков
Плыть и качаться в волне
Вдоль за фасадов цепочкой
Город в тебе и во мне
Ставит свой оттиск лубочный
Если сроднился душой
Как оторваться, скажи мне
Город она небольшой
Не обойти за полжизни
Вапоретто пристал к дебаркадеру у площади Св.Марко. Было пасмурно, прохладно, иногда капала дождинка, но очень редко, а иногда и солнышко проглядывало. Север Италии затягивало циклончиком с юга, и ничего с этим нельзя было поделать, циклончик этот, к слову сказать, так и преследовал нас весь путь на север - через Гарду, Тироль и Германию.




Народу было много, но потом я прочитал, что это на самом деле было еще мало, потому что можно было пройти, никого не задевая и не тормозя.




На площади… тут я ничего нового не расскажу. Отошлю к более компетентным источникам.














































Дорогие магазины муранского стекла, украшений, масок… Как только мы дошли до масок, Лариса устремилась к ним. У нас дома чуть ли не сотня не совсем масок - но грустных клоунов, и их лица трогательно напоминают масочную Венецию.
















Лариса рассказала какие маски в каких случая носили, какие для карнавала, какие для грабителей, какие с загнутым носом для врачей, во время эпидемий они складывали в полые носы всякие травы для дезинфекции. Помогало ли? Ну, там целая наука с этими масками.

Чем дальше от центра, тем маски дешевле, но и качество снижается от шедевров до изделий и ширпотреба.

Ходили по городу, катались по Гранд каналу.






















Обедать было решено в «сидячем» месте, и мы отправились в Ribot, который я безошибочно нашел в дебрях незнакомого города. Ribot был отмечен мишленовской звездой и при этом не разорил нас больше чем на двадцатку с носа.

Мы испробовали венецианский фасолевый суп с гренками и пармезаном, бранзино (разновидность си-баса) под соусом из сладкого перца, а также убей не помню какую другую рыбу, запеченную под слоем тонких картофельных ломтиков.










Вино было превосходным и вообще можно смело рекомендовать этот ресторан. Единственным провальчиком в сервисе была задержечка минут 10-15 между первым и вторым блюдами.

Потом мы снова ходили и плавали,




А искали церковь Св.Панталоне (по-русски Пантелеймона) - Лариса хотела посмотреть и нам показать шикарную роспись стен и свода купола. Снимать там было нельзя, и за этим следили. Вход бесплатный, но для подсветки купола и стен надо бросать монетку.
















Я смотрел на роспись, иконостас и фрески, на богатую отделку церкви и думал… Вот великие мастера создавали свои шедевры, изображая сцены из жития святых и прочие библейские сюжеты. Понятно, с согласования и под руководством священнослужителей. Меня восхищает их талант и техника, но немного угнетает однообразность мотивов их искусства, и я всегда думаю, насколько прекрасно они могли бы творить на свободную тему… С другой стороны, эпоха, в которую они жили, не имела никаких других точек соприкосновения с миром прекрасного, кроме этих великолепных храмов. В которые люди приходили бесплатно и часто, и тихо-тихо склоняли колени в этих храмах искусства и мудрого слова… ведь тогда не было кино, а сначала и театра, не было телевизора и радио, и литературной беллетристики не было. Сейчас, когда всё это есть, новых церквей строят мало, и подобных росписей великие мастера там не делают… а атмосфера величия осталась, правда, теперь кое-где она приносит деньги, там, где работы старины выставлены напоказ.

Черновик стихов постепенно менялся.

Мыльной воды малахит
Всей акватории "Вечность"
Сносит верха и верхи
Крепостью дозы аптечной
Дрань штукатурки веков
Сваи изъедены солью
Каждый карниз и балкон
С волей расстаться неволен;
Город - извилистый мозг
Сгусток домов и каналов
Жить под водою не смог
И берегов не достало
На перепонке судьбы
На острие восприятия
Звонниц гранёных столбы
Всякий приезжий предатель
Или приятель, душой,
Вдох задержи и обвисни:
Город она небольшой...
Не обойти за полжизни

Но всё еще оставался сырым текстом.

- Ну, что теперь ты скажешь о Венеции, - спросила Лариса, - осушить и заасфальтировать?
- Н-нет, пожалуй, нет, пусть остаётся, - ответил я.




Вечером мы вернулись в «Локанду».

Выпитый ром позволил отстраниться от первых двух черновиков и подтолкнул к написанию третьего…

Зелёнки хлябь.
И муть, как мыло.
От лодок рябь.
Заря вполсилы.
Дома, дворцы,
Извёстка, дранка,
Купцы, жрецы, -
Сосут из ранки,
Когда дерёшь
Всю душу в клочья…
Скорей бы ночь -
Что будет ночью?
Вода густая
Всё будет хлюпать,
Сойди с моста и
Запрыгни в шлюпку,
В гондолы лак,
На вапоретто, -
Судьба мала
Для слов поэта:
Словес доспехи -
Не в ритме танца.
Сюда доехав,
Собой остаться…

Это уже ближе к готовым стихам… кто знает, каким будет окончательный вариант?

Европа на автомобиле

Previous post Next post
Up