Изнанка музейной выставки

May 29, 2022 22:22

Примечание. Этот пост был добавен в журнал ретроспективно, на самом деле он должен был выйти в мае 2022 года.



Как мы представляем себе выставку музейных предметов? Экспонаты, аккуратно расставленные в витринах или ограждённые бархатными верёвочками, этикетки к этим экспонатам, бабушки, которые покрикивают «руками не трогать!». Иногда - ещё и дополнительные стенды с информацией, плакаты, фотоснимки, поясняющая инфографика. В принципе такой формат выставок существует как минимум с XIX века и благополучно дожил до наших дней. В более современных музеях всё это может быть дополнено оригинальными дизайнерскими решениями, проекциями, интерактивными экранами, тактильными экспонатами, которые наконец-то можно трогать руками (бабушки негодуют) и т. д.

Так или иначе, всё это - уже конечный результат. Но открытию выставки в привычном для нас виде, конечно, предшествует большая подготовительная работа, которая для посетителей не видна. В этом году мне довелось принять участие в подготовке выставки «Дом быта», которая проходит в Музее Москвы. О её подготовке - сегодняшний пост.



Как новые технологии преображали повседневную жизнь человека и как продолжают её менять? Каким виделся идеальный дом в середине прошлого века и каким мы его себе представляем? Когда «умный дом» и «интернет вещей» получат такое же распространение, как в своё время стиральная или швейная машина?
Нетрудно догадаться, что основными экспонатами выставки стали бытовые приборы прошлых лет. Распределили их интересно: не по эпохам или классам техники, а в соответствии с тем, в каких помещениях они могли бы оказаться. Так в музее появились условные «кухня», «ванная», «гостиная», «игровая комната» и т. д. Ещё есть зал, рассказывавший об эволюции представлений об идеальном доме в разные годы.



В отдельном уголке разместились общие для разных комнат предметы, которые были призваны обеспечивать бытовой комфорт и функционирование различных систем дома.



«Гостиная» стала временным пристанищем для множества интереснейших образцов аудио- и видеотехники, а также домашних компьютеров. Тут-то коллегам и потребовалась моя консультация.

Работа над каждой темой начиналась с составления таймлайна - последовательности важнейших этапов развития. Например, вот так выглядела моя справка про компьютеры:




Разумеется, если упоминать все важные события, такой таймлайн не влез бы ни на одну выставку, так что я был максимально краток и сосредоточился лишь на тех моментах, которые иллюстрировали постепенное превращение компьютера из научного прибора в бытовой. Аналогичные справки были составлены и для проигрывателей, и для радиоприёмников, и для прочей техники, но этим уже занимались другие консультанты.

Затем настал этап совместной работы с редакцией. Из примерно 50 пунктов таймлайна нужно было оставить только около 20 самых важных и интересных, переписать их описания более доступным языком. В процессе работы представление о том, как информация и предметы будут распределены по залам, менялось. Так, изначально задумывались два отдельных таймлайна - про компьютеры и про интернет, но в итоге остался только один.



Недостаток места не позволил воплотить довольно удачную задумку, согласно которой в нишах должны были стоять несколько включённых мониторов разных эпох, каждый их которых показывал бы сетевые ресурсы, доступные в то время - от узлов векторного гипертекстового фидонета и Библиотеки Максима Мошкова до современных соцсетей и ютуба.

Рассматривались разные варианты того, как должна выглядеть инфографика.




В разделе про звуковую технику в итоге решили обойтись без картинок, чтобы не отвлекать внимание от экспонатов в нишах, а сам таймлайн для удобства чтения разместили горизонтально, на полочке.

Руководствуясь таймлайном, кураторы выставки выбрали музейные предметы и определили порядок их расстановки.



Кому интересно, на верхнем фото слева направо:

Граммофон портативный, СССР, Москва, 1950-е
Граммофон портативный Mikiphone, Швейцария, Сент-Круа, 1940-е
Граммофон портативный, СССР, Молотов, 1940-е
Электропроигрыватель ЭП-3 в футляре, СССР, Ленинград, 1947-1949
Для монтажников составили подробные раскладки по экспонатам, чтобы всё в итоге оказалось на своих местах.



От музыкальных шкатулок - к патефонам, электрограммофонам, виниловым проигрывателям...



Вот так выглядела часть «гостиной», посвящённая телевизионной технике. Немного самоиронии с неизменным ковром на стене - надо ли говорить, что эта часть выставки стала излюбленной точкой для селфи?



Самые ценные экспонаты были закрыты стеклянными колпаками, как этот граммофон 1900 года выпуска с тюльпанообразной трубой.



Менее редкие вещи (зато очень родные и ностальгические, как эта радиола «Ригонда») можно было увидеть во включённом виде.



На заднем плане виднеется инфографика, выполненная по мотивам телевизионной настроечной таблицы.




Проверка подобных материалов тоже входит в мои обязанности. Вроде бы на первый взгляд всё в порядке, но если читать внимательно, увидишь, что вместо истории передачи «Спокойной ночи, малыши!» дизайнер случайно скопировал текст про радиолампы.



А во фрагменте «Звук на радиоволне» вместо разновидности приёмника Попова, где сигнал можно было воспринимать на слух, оказалась схема его первого грозоотметчика 1895 года, где такой возможности ещё не было.



Так что я отыскал фото правильного аппарата - «телефонного приёмника депеш» 1899 года, дизайнер его перерисовал, и в печать пошёл правильный вариант.



В целом консультанты выставок отлавливают очень много таких мелких, но досадных неточностей, которые могут испортить общее впечатление.

Например, в одну этикетку для компьютерного раздела попыталась прокрасться очень смешная ошибка, когда вместо «гибкие магнитные диски» (или просто «дискеты») было написано «мягкие дискеты». Сразу представилась картина а-ля Сальвадор Дали, где мягкие дискеты безжизненно свисают со стола... Пришлось прочитать небольшую лекцию на предмет того, откуда взялась аббревиатура НГМД)

У выставки сменилось несколько кураторов, так что набор экспонатов в некоторых разделах получился довольно эклектичным. Скажем, среди ПК оказались не только бытовые, но и офисные, да ещё и импортные, которые ну совсем никак не ложились в тему выставки.




В итоге один из ноутбуков мы меняли ровно за день до открытия, причём я поставил личный рекорд: от момента, когда мы поняли, что в музейной коллекции нет экспоната на замену, до момента, когда найденный у частного коллекционера ноутбук «Электроника МС 1504» занял своё место в витрине, прошло немногим больше двух часов.



В другой витрине мы чуть позже заменили неподходящий импортный компьютер на куда более интересный и к тому же идеально сохранившийся отечественный «Агат».



Пульты с ручками справа - это игровые контроллеры. В зависимости от игры либо каждый из соперников использует своей контроллер (скажем, для перемещения ракетки в пинг-понге), либо один игрок использует сразу оба - для вертикального и горизонтального перемещения.

Собственно, как раз в тот визит, когда я привёз ноутбук, и удалось сделать все эти фотографии. Вот ещё несколько кадров без подписей:









Минутка тщеславия. В разделе «научные консультанты» можно найти и мою фамилию:



После открытия выставки научные консультанты тоже не скучали: нужно было готовить ответы на заковыристые вопросы посетителей, проверять игровые задания для детей вроде этого:




Иногда с вопросами обращались экскурсоводы, которым нужно было найти какие-то связки с современностью:



17 мая 2022 года состоялось торжественное открытие. Как всегда обаятельный куратор Сергей Рыков презентует зал «Кухня».



В общем, для меня это был очень интересный опыт. Надеюсь, что интересно на выставке будет и посетителям. Мне кажется, у неё есть всё, что нужно для успеха: близкая многим тема, богатый набор предметов, красочное оформление, простая и понятная структура. Подтвердятся ли мои предположения, покажет время.

UPD 2023:
Выставка завершилась, её посетили почти 15 тысяч человек - кажется, это вполне можно считать успехом. Экспонаты вернулись на свои места в фондохранилищах, но осталась видеоэкскурсия, которую я и предлагаю вам посмотреть:

image Click to view

жизненное, выставки, железо, компьютеры, музей

Previous post Next post
Up