Год назад я опубликовал большой пост, посвящённый ляпам на плакатах ко Дню Победы. В нём я выразил робкую надежду на то, что более никогда к 9 мая улицы наших городов не «украсят» билборды с улыбающимися немецкими солдатами, а ветеранам накануне праздника не будут рассылать письма с предложением бесплатных похорон. Увы, этим надеждам не суждено было сбыться. За прошедший год моя коллекция пополнилась таким количеством креатива за гранью добра и зла, что впору публиковать новую версию этого поста.
_____________
День Победы - для меня, пожалуй, самый важный праздник в году. Возможно, это даже единственный из множества «официальных» праздников, который ещё вызывает какую-то искреннюю радость, а не только мысли о необходимости соблюдения устоявшихся ритуалов. Но вот чиновники, в обязанности которых входит украшение городов праздничной атрибутикой, кажется, подходят к этому делу с той же степенью ответственности и вдумчивости, что и к ремонту дорог, уборке улиц, организации общественного транспорта и прочим составляющим суровой российской действительности. Давайте же посмотрим, что из этого получалось в разные годы.
Начнём с достаточно безобидных курьёзов:
Прямо пирамида потребностей по Маслоу.
Вот эта реклама дневных обедов уже немного чернушно смотрится в сочетании с «отечественным мясом»:
А в Набережных Челнах, недолго думая, приказали перевязать «георгиевскими ленточками» все билборды вдоль дорог. Мало того, что ленты почти везде перекрыли контактную информацию рекламодателя, так ещё и сочетания местами получились довольно зловещие:
Навсегда останутся в нашей памяти героически павшие в боях за Родину лепёшки и чебуреки:
В 2013 г. в центре Хабаровска возле кафе «Золотая птичка» появился целый ансамбль плакатов военно-гастрономического содержания:
Прямо ось «Рим-Берлин-Токио». Интересно, как предполагается воспринимать данные плакаты? «Мы победили в войне эти державы, и теперь можем есть их еду»?
После суши и пиццы многим наверняка захочется накатить водочки. Ведь каждый знает, что именно Путинка - цена победы! Одна на всех, мы за ценой не постоим...
Если же пить водку из горла в День Победы вам кажется зазорным, можно воспользоваться набором гвардейских пластиковых стаканчиков:
Оцените, как остроумно название торговой марки рифмуется с «Невским пятачком»!
Кто-то из дизайнеров достиг 85-го уровня владения Фотошопом и Иллюстратором, но, к сожалению, не смог осилить программу средней школы по русскому языку:
А совсем недавно на Рождественском бульваре в Москве появились стенды со стихотворениями о войне. Правда, устанавливавшие их люди не догадались, что конкретные стихи принадлежат конкретным авторам, поэтому Борис Пастернак превратился в Иосифа Уткина:
А сам Уткин мало того что украл половину своих стихов у Анны Ахматовой, так ещё и оказался двоечником: в названии его стихотворения можно прочесть «Ты пишеш»:
О том, что стихи выровнены по центру, чего в общем случае делать никак нельзя, наверное, и говорить не стоит. В общем, рекомендую ознакомиться с этим позорищем
подробнее.
А на следующей картинке невнимательный человек может и не заметить ошибки, но она, как суслик, всё-таки есть:
Фотография была отражена зеркально, так что награды у бойца оказались вовсе не там, где должны быть.
На те же грабли наступил и ещё один рисовальщик, подаривший нам следующий шедевр:
Ну не прелесть, а? Карликовый Жуков верхом на фэнтезийном скакуне топчет знамёна, украшенные... символом солнцеворота, а вовсе не нацистской свастикой.
Другому представителю креативного класса собственной фантазии для создания плаката не хватило, так что он обратился за помощью к псилоцибиновым грибочкам. В итоге на свет появился ветеран-патиссон:
Что ж, для разминки этого достаточно. Теперь в ход пойдёт более тяжёлая артиллерия.
21 февраля 2006 г. калининградская газета «Каскад-Инфо» весьма оригинально поздравила ветеранов-фронтовиков:
Пожелания здоровья, мира и счастья сопровождаются изображением немецкого танка «Тигр», очертания которого, мне кажется, знакомы каждому человеку, который хоть что-то слышал о Великой Отечественной.
Впрочем, Калининград и до того успел отличиться: в канун 60-летия Победы город украсили плакаты со стихами о ветеранах, в которые вкралась одна очень подлая опечатка:
Не дают, видите ли, спокойно спиться ветеранам, отвлекают всё время.
Но и на этом не иссякли запасы калининградского креатива. Местный филиал Военно-мемориальной компании к 9 мая 2007 г. распространил буклеты, в которых поздравил ветеранов, а заодно, не отходя от кассы, предложил их же и похоронить:
ВМК, кстати, отличается немалой настойчивостью в деле поиска клиентов: тем ветеранам, которые не успели воспользоваться их предложением в 2007-м, снова
предложили выгодно умереть в 2013-м.
А в Екатеринбурге в 2005 г. фронтовикам накануне 9 мая
преподнесли в подарок богато иллюстрированную книгу о Широкореченском кладбище. Дескать, пусть присматривают живописное местечко...
Ну а теперь давайте перенесёмся в суровый Челябинск. Там сурово всё, в том числе и способы поздравления фронтовиков. Если баннер - то огромный, если подпись губернатора на нём - то так, чтобы за километр было видать, а если танк - то, конечно же, знаменитый Т-34:
Вот такой Т-34:
Да, разбитый и с позирующими на нём фрицами. Радуйтесь, руссен ветеранен! Ми делать пиф-паф ваш друзья танкистен унд ибашить лук на фоне их панцер! По-моему, чтобы специально найти такую фотографию - с редкой ранней моделью «тридцатьчетвёрки», не сгоревшей, да ещё и с живописно облокотившимися на неё немцами - надо было очень постараться. А тут дизайнер случайно ухитрился поставить именно её.
Это было в 2008 г., а спустя ещё два года отожгла уже непосредственно дирекция Челябинского тракторного завода, который во время войны выпускал значительную часть советской бронетехники:
Танкостроители, оказывается, внесли особый вклад не в разгром, а в развитие врага. «Мы стали более лучше делать танки» - как бы говорит им с благодарностью инженер Ганс. Хотя, с другой стороны, доля правды в этих словах есть - немцы ведь и впрямь постоянно совершенствовали свои бронемашины, стараясь делать так, чтобы они были лучше наших...
А вот губернатор Тюменской области особенно отмечает земляков, честно трудившихся в тылу врага:
- Вовочка, а ты на войне помогал солдатам?
- Конечно! Я им снаряды подносил!
- Молодец! А что они тебе говорили?
- «Зер гут, Вольдемар, зер гут!»
На следующем билборде мы видим известнейшие фотографии мотоциклистов из немецкого иллюстрированного журнала «Сигнал»:
Впрочем, тут справедливость восторжествовала сама собой. Анацефалы, изготовившие, утвердившие и повесившие эти плакаты, сами расписались в том, что они достойны одной памяти с убитыми фашистами.
В музее-заповеднике «Сталинградская битва», наверное, неплохо знают историю войны, но, к сожалению, не помнят, как выглядит российский флаг:
Оказывается, одно из решающих сражений Великой Отечественной проходило на территории протектората Богемии и Моравии, организованного властями Третьего Рейха.
Волгоградцы, кстати, не одиноки в этом убеждении:
А слыхали ли вы про компанию «Гарант-Чебоксары»? Не знаю, гарантом чего она должна являться по замыслу её создателей, но лично я могу гарантировать только одно: ни при каких условиях нельзя иметь дело с людьми, подходящими к своей работе так же, как к созданию данных праздничных плакатов:
На фоне перевёрнутого российского флага замахивается гранатой юный Фриц вот с этой знаменитой фотографии:
«Дёрнул колечко и бросил в окно...». Видимо, авторы плаката решили, что дедушки-ветераны и впрямь старые, и что им уже всё равно.
Что интересно, этот выразительный фашист настолько приглянулся дизайнерам, что с ним выпустили ещё один плакат, на сей раз в Ухте:
Более того, здесь автор решил, что одного немца на плакате недостаточно, и добавил до кучи ещё трёх американцев на задний план.
Кстати, ту же фотографию поместили на праздничную открытку к 23 февраля в Нефтеюганске:
А уж о такой мелочи, как изображённый слева «Шерман» в окружении группы американских пехотинцев, наверное, и говорить не стоит.
Это всё-таки союзники, а могли ведь и японцев каких-нибудь нарисовать.
Вообще, как мне кажется, наши соратники по антигитлеровской коалиции представлены на плакатах к 9 мая куда шире, чем того хотели авторы этих плакатов. Вот вам из недавнего - картинка с самолётиками:
Только самолётики не наши, а американские - торпедоносцы-бомбардировщики Grumman TBF Avenger:
Нет, я, конечно, понимаю, второй фронт и всё такое... Ну ладно бы хоть взяли технику, применявшуюся во время войны в Европе - так нет, самолёты эти сражались только с пресловутыми японцами. Дезигнер, видимо, подумал: «фото чёрно-белое, самолёты есть, звёзды есть - значит, подойдёт». Хотя, это только если сделать довольно оптимистичное предположение, что он вообще думал.
А вот коллега вышеупомянутого товарища решил, что 9 мая - это день великой победы послевоенного американского танка M46 «Паттон»:
Жалко, не уточнил, победы над чем. Видимо, над здравым смыслом.
ВВС США нарушали наше воздушное пространство ещё как минимум один раз: в 2010 г. растяжка с американскими самолётами Т-6 «Тексан» появилась на улицах Краснодара.
Там же, кстати, был запримечен ещё один интересный плакат:
Позади дедушки-ветерана фигуры высшего пилотажа демонстрируют не «Русские витязи» и не «Стрижи», а итальянские лётчики из «Фречче триколори». Собственно, они и выписывают в небе триколор - только не России, а Италии, родины фашизма. Особенно трогательно на фоне всего этого выглядит надпись «Помним».
Весьма странная афиша в 2011 г. приглашала жителей Казани послушать благотворительный концерт в честь Дня Победы:
На трёх фотографиях, призванных иллюстрировать «Великое противостояние», изображены американский торпедоносец-бомбардировщик Avenger, немецкий бронетранспортёр SdKfz 251 и британский истребитель P.82 Defiant:
В великом противостоянии американцев, немцев и англичан русским солдатам и их технике места не нашлось. Недостаточно существенным было участие, видимо. И мы после этого ещё удивляемся, почему американцы уверены, что это они выиграли Вторую мировую?
Да и чему тут удивляться, если учащиеся и педагогический коллектив ООШ №9 считают, что ветеран Великой Отечественной выглядит так?
В связи с этим весьма закономерным кажется и то, что Родина-мать предлагает ему подписать не военную присягу, а contract:
Прямо пелевинщина какая-то.
Новые страницы истории Великой Отечественной открываются нам благодаря самоотверженному труду дизайнеров. Оказывается, бои могли быть настолько жаркими, что за спинами у солдат вырастали пальмы!
Вооружение и форма бойцов при этом чудесным образом менялись на американские.
Впрочем, армия США, если судить по плакатам, далеко не всегда сражалась на нашей стороне. В Бердске, например, ко Дню Победы появились билборды, на которых янки целятся в престарелых ветеранов:
Но в конечном счёте всё сложилось благополучно, и в СССР про доблестных американских солдат (правда, уже времён Вьетнамской войны) даже сложили песни:
А вот вам любопытнейший креатив из Златоуста:
Американские солдаты 9 мая устанавливают советский флаг на острове Иводзима. Всё обломалось в доме Смешанских... Вот оригинал фотографии:
Что интересно, несколькоми годами ранее городская администрация Мурома тоже рассылала жителям похожие картинки:
На фоне этого уже не выглядит таким странным, когда кто-то то ли в шутку, то ли всерьёз вывешивает накануне Дня Победы постеры игры World in Conflict:
Продолжая тему ляпов, появившихся в онлайне, нельзя не вспомнить историю с сервисом «Good’ok» от МТС. Думаете, напортачить с плакатами могут только провинциальные дизайн-студии, сотрудники которых закончили три класса церковно-приходской школы? Ан нет: даже такой гигант федерального масштаба ухитрился допустить у себя на сайте сразу несколько грубейших ляпов:
Голос Родины из-под характерной каски звучит с сильным немецким акцентом, а в военном параде принимает участие танк, в очертаниях которого невозможно не опознать всё тот же PzKpfw VI «Тигр». Причём это не взятые откуда-то фотографии, это специально нарисованные художником иконки. Тут уж невольно засомневаешься, кто же на самом деле победил в той войне?
Кстати, заметив такую оплошность, на сайте поспешно убрали немецкую каску и заменили картинку с «Тигром» на фотографию «Катюши», наскоро пропущенную через фотошопный фильтр.
Но там так и остался «Вечный огонь» за 50,3 руб. / мес. Вот она какая, коммерческая вечность.
Ещё один пример ошибки в опознавании техники сходу и не разглядишь. Вроде бы хорошая задумка - познакомить горожан с выдающимися образцами оружия победы и их конструкторами. Взяли достаточно эффектное фото самолёта, даже не ошиблись с его названием и фамилией конструктора:
Но, разумеется, эта фотография не попала бы в данную подборку, если бы не один epic fail: на заднем плане в одном строю с нашим зубастым Ла-5 летят не менее зубастые немецкие «Юнкерсы».
Как видите, самолёты, в отличие от людей, по зубам однозначно опознать нельзя.
А вот уже, можно сказать, контрпример. К 9 мая 2012 г. администрация Екатеринбурга подготовила следующие плакаты:
Их эстетическая составляющая - отдельный разговор (чего стоит только синяя боксёрская перчатка, в которую превратилась цифра «9»), но речь в данном случае о том, что снизу изображены немецкие PzKpfw V «Пантера». Жители города это заприметили и подняли большую бучу, а, между тем, исходное фото выглядит так:
«Пантеры»-то, оказывается, трофейные, а стоят на них и машут танкошлемами наши, советские ребята. То есть фотография вполне подходящая, но в том виде, в котором она была размещена на плакате, опознать можно исключительно танки. Вообще подобные фото надо бы подписывать, хотя бы мелким шрифтом. Впрочем, администрация города вышла из положения типичным для русского чиновничества способом, просто уничтожив отпечатанные плакаты, а новые выпустив вообще без каких-либо фотографий.
Тема исправления и перерисовывания плакатов, кстати, была бы неполной без следующего удручающего примера.
В 1945 г. был нарисован замечательный плакат, ставший настоящим символом Победы:
Но в 2009-м кому-то пришло в голову, что он уже не отвечает реалиям времени, и плакат перерисовали:
Вместо «Слава русскому народу!» на нём теперь красуется по-американски политкорректное «Слава народу-победителю!». Какому именно - не уточняется, чтобы никого не обидеть. Интересно, во время переписи населения кто-нибудь указал свою народность как «победитель»? Мне кажется, выцарапать на стене Рейхстага фразу «Слава народу-победителю!» мог только специально выращенный в пробирке индивидуум, который и у любимой девушки под окнами написал бы «Маша, я испытываю к тебе свойственное человеку чувство глубокой привязанности и симпатии!»
В Перми, кстати, пошли дальше и разместили рядом с уменьшенной копией плаката «Красной Армии - слава!» фотографии немцев, в том числе известнейший кадр с пулемётчиком:
Посмотрите на эти счастливые лица солдат Ваффен СС, которые скоро пойдут убивать ваших бабушек и дедушек!
Как потом оправдывался дизайнер, «достаточно выразительных советских солдат не нашлось». Ему бы с этим заявлением - да в Совет ветеранов: там бы ясно выразили всё, что надо...
Слева, кстати, по уже устоявшейся традиции на плакате оказались американцы:
Находчиво подошли к наследию Великой Отечественной какие-то высокодуховные фотошоперы:
Трогательная военная фотография путём добавления свечки и куполов превратилась в постер для кинца в духе «Не бывает атеистов в окопах». Вот таким способом и делаются духовые скрепы...
Мозговой слизень, пожравший серое вещество отечественных дизайнеров, добрался и до Украины. Пока организм пытается сопротивляться вторжению, солдаты на плакатах остаются советскими, но уже начинаются проблемы с выбором временного периода:
Военная форма такого образца появилась только в 1955 г.
Когда слизень проникает глубже в мозг, появляются билборды из серии «Найди сюрприз на картинке»:
Ох, не то, не то помнит Одесса...
Ну а когда слизень поглощает мозг полностью, начинается прямо-таки парад эпох и народностей:
Тут вам и Камбоджа 1956-го:
И Македония времён Первой мировой:
И Вьетнам 1975-го:
И - куда же без неё - фашистская Германия!
За плечами у солдат - огнемёты «Вехс», которыми было очень удобно сжигать украинских крестьян, уцелевших после набега красного комиссара Урганта. Отличное вышло поздравление, ничего не скажешь.
А какому-то петросяну местного разлива показалось очень остроумным обыграть на плакате ко Дню Победы бородатую шутку про пилотки:
Другие же в этот день просто жарят цыпочек:
Но вернёмся в Россию, благо дизайнеры уже подготовили нам кучу свежего, дымящегося креатива. Не в первый раз отличилась Тюмень: в апреле 2013 г. на центральной улице появился плакат «Спасибо за мирное небо над головой»:
Только вот благодарят за него, почему-то, опять фашистов.
А в Орле на билборде изобразили мальчика, являющего собой настоящую медицинскую сенсацию: у него целых три деда!
Один из них - русский, другой - англичанин, а третий - так и вовсе немец!
- А мой дедушка на войне электриком работал!
- Это как?
- У него на каске две молнии были нарисованы!
Отдельно стоит отметить серию билбордов «Попробуй ты!». Вот, например, один из них:
Если уж на то пошло, Великая Отечественная длилась не пять лет, а чуть меньше четырёх. Но главное - это, конечно же, призыв-слоган «Попробуй ты!», более уместный на бутылке с газировкой. Мне почему-то кажется, что наши деды сражались как раз за то, чтобы им и их потомкам никогда больше не приходилось спать на сырой земле. Но, видимо, авторы плаката считают иначе.
А на закуску я вам оставил два просто шедевральных экземпляра. Первый появился в 2010 г. в Волгограде:
На заднем плане догорает взорванный советский ИС-2, а на переднем мы видим деловитых фрицев и их полугусеничный SdKfz 251. И, показывая на всё это рукой, в беззвучном крике застыла Родина-мать. И тут есть от чего закричать.
Хотя, с другой стороны, чему удивляться, если в 2005 г. администрация тогдашнего губернатора Волгоградской области Николая Максюты разослала в городские и областные газеты текст обращения, в котором он сердечно поздравил ветеранов с очередной годовщиной разгрома советских войск под Сталинградом?
Апдейт: оказывается, у плаката сверху есть родной брат:
Танк - немецкий PzKpfw III. «Доколе?!»
Но чемпион по ублюдочности - без сомнения, банк «Драгоценности Урала».
Я не знаю, может быть, они имели в виду 1418 дней войны и ошиблись цифрой, но получилось то, что получилось. «Мы радость в каждый дом приносим -
один, четыре, восемь, восемь!». Порадовать людей на День Победы кодовым лозунгом неонацистов, цифры «88» в котором расшифровываются как «Хайль Гитлер!» - это, мне кажется, за гранью добра и зла.
***
Я очень хочу, чтобы всё, что вы увидели выше, навсегда осталось в прошлом. Чтобы мы наконец-то стали нормально отмечать, пожалуй, единственный по-настоящему всенародный праздник - День Победы. Без разъезжающих по городам «сталинобусов», без новостей о том, что очередная стая подонков сорвала с очередного ветерана награды, без фотографий упившихся «Ягой» отморозков, увивших себя «георгиевскими ленточками», как ёлку гирляндами. И пусть за уже поистёршимися словами о вечной славе и памяти, за поздравлениями на типовых плакатах обязательно будет стоять что-то личное от каждого из нас. А иначе искренне кланяться подвигу предков будут только дорожные знаки.
Алексей Бутырин.
____________
По материалам
angryals,
www.artlebedev.ru,
www.business-gazeta.ru,
www.dv-reclama.ru,
ischtwan,
www.newsru.com,
nibler.ru,
nnm.ru,
www.ntv.ru,
www.rosbalt.ru,
www.rupor.info,
www.sukhoi.ru,
https://twitter.com/#!/vilianov/,
vz_skydog.
Другие записи по теме:
Ляпы на плакатах к 23 февраля Ляпы на юбилейных монетах Сбербанка