Анника Тор. Первая часть тетралогии, изданной "Самокатом" в период с 2006 по 2010 год. Я оказалась счастливчиком, которому все четыре книги попали в руки одновременно - потому что не знаю, как бы я дотерпела с 2006-го по 2010-й, чтобы узнать, чем же закончится история, начатая в первой книге.
"Остров в море" - удивительная история, редкий случай, когда книга и полезна-поучительна для детей, и в то же время захватывающе интересна. Вслед за мной ее проглотила за несколько дней 8-летняя Саша, и теперь я в смятении: мне кажется, что остальные три книги ей читать рановато. Но о них позже - к тому же, может, я и не права.
Поразительно то, что история двух австрийских девочек, оказавшихся накануне Второй Мировой войны в Швеции, не имеет никакого отношения к автору книги - а я-то все время, пока читала первую часть, была уверена, что она либо сама пережила все это, либо свою историю ей рассказал во всех подробностях кто-то очень близкий. А оказалось, что Анника Тор, занимавшаяся журналистикой, случайно встретила в старых газетах информацию о том, что в 1939 году Швеция приютила 500 еврейских детей, спасающихся от фашистского режима, воцарившегося в Австрии. 500 детей - одних, без родителей. Прочитав об этом, писательница поняла, что должна попытаться рассказать об этом, представить себе, что стояло за этой сухой фразой в старых новостях: "500 детей-беженцев". А за этой фразой стояло: рядом больше нет любящих папы и мамы; любимые игрушки, родной дом, пианино, на котором училась играть, школьные подруги и учителя - все это осталось где-то там, далеко-далеко, как полузабытый сон. Аннике Тор прекрасно удалось создать это ощущение детской тоски по дому и родителям, внутренний крик "Мама, забери меня отсюда!", который в определенный момент рвется из груди любого ребенка, но только тут все серьезно и надолго, и надо взять себя в руки и приспосабливаться к новой жизни - и героини Тор прекрасно с этим справляются, каждая - на свой лад. И то, что все это (кроме фразы про 500 детей) - выдумка, "фикшн", говорит, конечно, о высочайшем писательском мастерстве автора и главное - о том, что она наделена фантазией в той мере, в какой и положено лучшим в мире детским писателям. Я, пожалуй, поставила бы ее в ряд этих самых - лучших. А про другие три книжки тетралогии - попозже.