Юрий Буйда "Вор, шпион и убийца". Эксмо, 2012 г.

Oct 23, 2013 18:36



О чем эта книга: детство-отрочество-взрослость, большая, нелепая наша страна, большой талант и много любовей - смешных и не очень.
Кто автор: один из самых лучший современных писателей. Титулованный прозаик, три раза добиравшийся до лонг-листа Русского Буккера (в 94, 99 и 2012), с премиями от больших литературных журналов, спектаклями по мотивам произведений, изданиями в Прибалтике, Польше-Венгрии-Словакии, а так же Франции, Норвегии и почему-то Турции.
Судьбы и премии: шорт Большой Книги 2013

Пожалуй, этот роман - наш фаворит в этом шорт-листе. Такими книгами принято творчество если не завершать, то подводить к логичному концу. Еще одно жизнеописание - заметьте, как много в этот раз в листах жизнеописаний, от прямых ( "Гумилев…), до художественных ("Возвращение в Панджруд"), и житийных (" Лавр").
Про один из романов Юрия yu_buida Буйды "Синяя кровь" мы уже писали вот тут. В этот раз совсем не будем рассказывать сюжет, это не нужно, да и невозможно, так много всего в романе. А напишем лучше про книгу в целом. То есть про то, что вас ждет.

Но о названии скажем:

"Когда я открыл ей, что хочу стать писателем, она сказала: - Это ремесло вора, шпиона и убийцы. Писатель подглядывает, подслушивает, крадет чужие черты и слова, а потом переносит все это на бумагу, останавливает мгновения, как говорил Гете, то есть убивает живое ради прекрасного… «Вор, шпион и убийца» - это было сказано, конечно, ради шутки, ради красного словца, но ведь литература и есть красное слово жизни."

Конечно, понятие «лирический герой» полная глупость, но иногда, в некоторых случаях, оно полезно. Например, вот в этом. "Автобиографическая фантазия" называют это роман в литературных кругах. Буйда пишет об (условно) своей жизни, - начиная с самого детства. Это книга памяти. Тот же самый эффект: если отойти от романа на несколько шагов-недель или месяцев, то истории эти проступают как акварельные пятна - слегка размытые, воздушные, смутно видимые, но подкрашиваемые запахами, звуками, послевкусием.

Но это на второй взгляд. А на первый - все тут цветет буйным, здоровым цветом. Гоголевская образность Буйды тут никуда не делась: он по-прежнему резок, цветаст, но цветность это (в отличии от « Синей крови», где все - синеватое и перламутровое, сказочное, пополам с серо-черным), так вот, цветность эта тут - подёрнутая утренним дымком - деревенским от полей да кустов. или же городским, заводским, асфальтовым.
И еще - персонажи. Буйда обладает даром, даже проходя мимо самого, казалось бы, случайного героя, бросить такую точную ремарку, что персонаж этот явственно оживает, встает во весь свой рост как лист перед травой, откашливается, деловито потирает руки или что там еще.
Повествование так и строится - перескакивая с одного героя на другого, как по лесенке, автор уводит читателя все дальше и дальше в лес. И лишь приглядевшись внимательно понимаешь, что рассказывая о своей жизни, о себе, герой рассказывает обо всех, обо всём, его окружающем. Что одна отдельно взятая человеческая жизнь состоит как подушка из перьев - из множества других, чужих и не очень жизней. Из бузины, оврагов, молочных братьев, жестяного ведра в прихожей, нянечки Нилы, убитой в поле, мамы, пристегивающей к единственному пиджаку отца военные ордена.

Это до невозможности прекрасная книга - правдивая, как босоногое детство у бабушки в деревне. Как первое взрослое лето в городе. Она честная, откровенная, она о любви и смехе, о работе и призвании. О таланте, который распускается медленно - как цветок, и движение это, движение души, никогда нельзя поймать и предугадать. Но его всегда видно. На много лет вперед.

ЦИТАТА

"Однажды я сказал, что люди, грызущие семечки, - жалкие недоумки и обыватели. Отец ответил мне примерно следующее: «Человек, грызущий семечки, это и есть тот человек, ради которого случаются все войны и революции. Он сидит на лавочке и грызет семечки, и мимо него несут то Ленина, то Сталина, а он грызет семечки. Колесо, парус, весло, Достоевский, пулемет Максима и атомная бомба - все ради человека, грызущего семечки.Ради обывателя, который грызет семечки вот в таком маленьком городке, как наш. В маленьких городках история делается, а в столицах она записывается. И историю эту делает человек, грызущий семечки, потому что он убирает трупы, вставляет стекла, жарит яичницу и дает сыну десять копеек на кино. Он беден, прост, наивен, он никогда не напишет «Войну и мир», не изобретет порох и не выговорит слово «экзистенциализм», но государство - ради него.Оно не для гениев - для неудачников, для простаков и увечных. У нас человек, грызущий семечки, это тебе не французский человек, грызущий семечки. Наш вместе с другими, такими же как он, был вынужден и воевать, и кровью срать, и по лагерям кайлом махать. А потом вернулся домой, сел на лавочку и принялся за свои семечки. Ось мира, его оплот и ограда. И если ты однажды заглянешь в душу человека, грызущего семечки, и не найдешь там ни любви, ни ненависти, ни пропастей, ни высей, ни дьявольской тяги к саморазрушению, ни страсти к божественному полету, - грош тебе цена".

И еще цитаты, извините

"Стендаль как-то сказал, что если однажды он подойдет к окну и воскликнет: «Какое прекрасное утро!», то сразу же возьмет пистолет и застрелится, потому что пошлость не может быть оправдана ничем."

"Ты никогда не задумывался, почему русский народ не любит книги и фильмы про русский народ? А потому, что в этих фильмах и книгах нет красоты… Индии нет, понимаешь? Я на днях в газете читал, что мать Шукшина обиделась на памятник сыну, говорит, мой Вася в сапогах никогда не ходил, он ботинки любил…"

"Когда умер Брежнев, я проводил траурный митинг в колхозе и помню, как некоторые женщины плакали: «Что будет-то? А вдруг война?» Смерть Андропова уже не вызвала таких переживаний, а когда умер Черненко, сверху спустили устную директиву: «С народным горем не пережимать".

"Человек становится взрослым только после того, как преодолеет первую любовь, - проговорила Вульфовна, глядя на меня с веселым удивлением. - Потому что настоящая любовь не может быть ни первой, ни последней - она просто настоящая."

"Как тебе удается сохранять спокойствие? - спросил я. - От всего этого впору чокнуться… - Я смотрю на звезды, - ответила Мила. - Каждый вечер я смотрю на звезды хотя бы пятнадцать-двадцать минут - этого достаточно, чтобы привести в порядок свой космос. Звезд не видят только свиньи и змеи - такая у них физиология, и каждый вечер я напоминаю себе о том, что я не свинья и не змея."



"Вор, шпион и убийца" на Озоне


"Вор, шпион и убийца" на ЛитРес

Рецензии, Премии: Большая Книга

Previous post Next post
Up