Обозреватель Василий Владимирский - об американском писателе-фантасте Фрице Лейбере и его недавно вышедшем сборнике «
Корабль отплывает в полночь» (издательство «
Азбука-Аттикус»). Здесь будут и фантасты-лузеры в качестве литературных героев, и протекция Лавкрафта, и бросание костей.
Иллюстрация из книги «Корабль отплывает в полночь». Художник: Сергей Григорьев
Сборник фантастических рассказов, в которых все смешалось: ирония, хоррор, абсурд и психологизм. Фриц Лейбер «Корабль отплывает в полночь»
У каждого поколения фантастов свой фетиш. Одни бунтуют против консервативной традиции и осваивают язык мейнстрима, другие азартно вспахивают поле young-adult, третьи обожают истории о «попаданцах». Англо-американские фантасты золотого века превыше всего ценили новизну и оригинальность научно-технической идеи. При этом большинство классиков 1930-1950-х парадоксальным образом обходилось без высшего естественнонаучного образования. Да, Айзек Азимов окончил химический факультет Колумбийского университета, а позже защитил диссертацию и получил профессорскую должность. Джон Вуд Кэмпбелл изучал ядерную физику в Университете Дьюка. Военно-морская академия в Аннаполисе, где учился
Роберт Хайнлайн, помимо прочего давала выпускникам недурные инженерные навыки. Однако по большей части в научную фантастику в ту легендарную эпоху шли провинциальные газетчики, неудачливые юристы, неприкаянные рекламные агенты, а то и просто талантливые самоучки вроде Рэя Брэдбери: даже на пике Великой депрессии ученым и инженерам в США было чем заняться помимо сочинения палп-фикшн.
На этом фоне Фриц Лейбер выглядит белой вороной. Он родился в семье классических театральных актеров, сам выступал на сцене и снимался в кино, то есть с детства отлично знал классический репертуар и понимал основы драматургии. Лейбер окончил факультет психологии и физиологии Чикагского университета, где студентам на пальцах объясняли, что происходит в голове человека с точки зрения современной науки. Год проучился в духовной семинарии, затем поступил в аспирантуру кафедры философии все того же Чикагского университета. Казалось бы, в Америке 1920-1930-х, в стране
Хемингуэя и
Фолкнера,
Торнтона Уайлдераи Джона Дос Пассоса, для амбициозного молодого человека с таким багажом естественно было бы взяться за серьезную реалистическую прозу.
Фриц Лейбер. Источник: toomuchhorrorfiction.blogspot.com
Увы, американскому мейнстриму не повезло, зато фантастике, напротив, подфартило. Еще в университете Лейбер плотно подсел на хоррор, публиковавшийся в журнале Weird Tales, а в 1936 году вступил в переписку с самим
Лавкрафтом. И понеслось: уже в 1939-м в ежемесячнике Unknown появилась первая профессиональная публикация Лейбера, повесть «Драгоценности в лесу», открывшая серию героического фэнтези о Фафхрде и Сером Мышелове, над которой писатель продолжал работать вплоть до конца 1980-х (часть этих произведений собрана в книге «Мечи и черная магия»).
Научная фантастика Фрица Лейбера столь шумного и продолжительного успеха не имела. То ли из-за вычурного барочного стиля, уместного в фэнтези и хорроре, но не совсем подходящего для того времени, то ли из-за избыточного интереса автора к антропологии, психологии, философии и другим дисциплинам, которые не слишком интересовали читателей-школьников. Эту прозу оценили по достоинству позже, в 1960-1970-х, во времена расцвета англо-американской новой волны, но время было уже упущено.
Рассказы Лейбера на обложках журналов. Источник: wikipedia.org
Сборник «Корабль отплывает в полночь» состоит именно из научно-фантастических рассказов и повестей писателя, большая часть которых впервые публикуется на русском или представлена в новом переводе. Собранные под этой обложкой тексты можно смело разделить на три категории.
Первая - традиционные для золотого века научной фантастики рассказы-анекдоты с упором на ударный финальный твист. Убежденный пацифист вынужден стать разжигателем войны («Требуется неприятель»). Молодой фантаст сочиняет легкомысленный роман об инопланетных чудовищах, но на самом деле рассказывает о реальных событиях, свидетелем которых стал благодаря телепатической связи с пришельцами («Дневник на снегу»); позже Лейбер использует тот же ход с телепатией в более серьезном рассказе «Циклоп», вышедшем в финал премии «Небьюла». Аферист, прикидывающийся агентом из будущего, и в самом деле оказывается агентом будущего («Мошенничество»). Кто бы мог подумать, какая неожиданность! Впрочем, именно таких сюжетных кульбитов требовали читатели фантастики - и Лейбер честно выдавал на-гора то, за что ему готовы были платить. Хотя порой не мог удержаться от ехидной шпильки в адрес своей целевой аудитории:
«Настоящий любитель фантастики должен быть немного сумасшедшим и в то же время не лишенным здравомыслия, слегка мечтательным и самую малость скептичным, в некотором роде идеалистом и, пожалуй, чуть-чуть глуповатым».
Ко второй категории относятся психологические этюды - рассказы, где события отступают на второй план, а основное внимание автора приковано к внутренним переживаниям персонажей. К таким произведениям можно отнести альтернативно-исторический рассказ «Успеть на цеппелин!», в 1976-1977-м принесший Лейберу золотой дубль - главные жанровые премии «Хьюго» и «Небьюла», и «Корабль отплывает в полночь», история о том, какими драматическими последствиями грозит столкновение обывателя с высокоразвитой формой разумной жизни, искренне любящей человечество, но принципиально не понимающей, что такое ревность и собственническое чувство.
Продолжение материала читайте на Bookmate Journal
Иллюстрация из книги «Корабль отплывает в полночь». Художник: Сергей Григорьев
Наше новое медиа Bookmate Review - раз в неделю, только в вашей почте