В рамках кампании #классноечтение коуч и основатель проекта по информационной и психологической поддержке семьи
Family Tree Анастасия Изюмская поговорила c директором
Европейской гимназии Иваном Боганцевым о том, какой должна быть современная школа, как поменяется роль учителя через десять лет и нужны ли вообще домашние задания.
Иван Боганцев. Фото из личного архива
- Сейчас много говорят о том, что наше образование не поспевает за тем, что происходит в мире, что изменения слишком быстрые, а система слишком консервативная. Что вы об этом думаете? Насколько вообще школа нужна? Ведь сейчас можно набрать себе онлайн-уроков - и учись себе. Или не учись, потому что можно зарабатывать миллионы вообще без всякого образования.
- Мне кажется, что одна из самых больших проблем современной школы - это чувство собственной значимости. И каждая школа сама по себе, и школа в целом, как институт, представляется тем, без чего никакое обучение невозможно. Хотя мы хорошо знаем, что большинству важных вещей мы учимся вне школы: ходить, разговаривать. Человек - это существо, которое в некотором смысле естественным образом запрограммировано учиться. В этом наше эволюционное преимущество: мы очень хорошо усваиваем опыт предыдущих поколений, и это дает нам возможность быть сильнее.
Школа, конечно, в этом смысле такой надменный, напыщенный институт. И я как директор школы вижу отчасти свою миссию в том, чтобы степень этой напыщенности снизить, как и степень насильственности и принуждения в школе. Когда образование стало принудительным, оно не оставило ни ребенку, ни родителям практически никакого выбора в том, как ребенок, собственно, развивается, что и как он познает, в каком темпе и в какой компании - все это решено за ребенка и за родителей.
- Но ведь есть альтернативные форматы: семейное образование, домашнее образование. Наверное, они, собственно, и дают вариативность.
Как перевести ребенка на домашнее обучение. Лейла СазонтоваЖизнь без школы. Как организовать семейное обучение для вашего ребенка
- Так получается, что большинство людей не готовы брать на себя ответственность за весь процесс образования своих детей. Подавляющему большинству нужна в этом деле какая-то помощь. Пикантное свойство образования заключается в том, что мы в то же время не готовы и отдать образование на аутсорс: скажем, полностью довериться государству или даже частной школе. Вот, например, ложитесь вы в больницу. Вы готовы не участвовать в том, как для вас хирург подбирает скальпель или даст он вам такой наркоз или другой. Все это решает врач, которому вы доверяете. Но когда вы приходите в школу, вы не можете своего ребенка отдать полностью на откуп государственной или частной школе. Вам хочется участвовать. И, скорее всего, естественное, на мой взгляд, идеальное взаимодействие, находится где-то посередине.
- Мне кажется, что в каком-то смысле как раз семья и ребенок к такому лучше готовы, чем школы. Особенно ярко это показал карантин, когда очень многие родители по-новому посмотрели и на процесс обучения, и, самое главное, на своих собственных детей, и на самих себя. Карантин заставил людей сильно переосмыслить отношения со школой, ее необходимость, ее безусловность.
- Можно, конечно, говорить о том, где находится российская школа по отношению к мировым трендам. Тут я не думаю, что погрешу душой, если скажу, что Россия в этом смысле - весьма провинциальная страна с неплохим образованием, но не выдающимся. Думаю, что рейтинг PISA, который демонстрирует уровень достижений 15-летних школьников, адекватно отображает потенциал нашей образовательной системы. В нем мы стабильно уже много лет, с 2000-х годов, занимаем место не выше 27-го.
- А кто в первой тройке?
Как устроены школы в Финляндии и какие стратегии мы можем у них перенять. Тимоти Уокер «Финская система обучения. Как устроены лучшие школы в мире»
- В первой тройке теперь только азиатские страны - Китай, Сингапур. Когда этот рейтинг проводился в первый раз, в 2000 году, на первом месте оказалась Финляндия. И это очень сильно поразило весь мир: как же так, Финляндия может оказаться так высоко? С тех пор Финляндия только падает, но ей до нас еще далеко. Она в десятке: седьмое, восьмое место. Кстати говоря, Финляндия все равно находится выше любой европейской страны в этом рейтинге. И при этом количество обязательных часов обучения в Финляндии самое низкое в Европе. Например, чтобы окончить школу во Франции, вам нужно за свою жизнь проучиться как минимум 9 с лишним тысяч часов. В Великобритании - 10 тысяч, в Нидерландах - 10,5 тысячи. А в Финляндии - всего 6 тысяч часов. Нам кажется, что чем больше мы учимся, тем лучше, но как бы не так. Возможно, это время обязательного обучения идет во вред.
- Я недавно читала
книжку человека, который придумал Scrum, и он пишет о том, что вообще-то сильно за то, чтобы сделать четырехдневную рабочую неделю, потому что количество рабочих часов с эффективностью и производительностью работников напрямую никак не связано. Интересно, а сколько российский школьник должен часов проучиться, чтобы получить образование, а главное - учитывается при этом домашняя работа?
- Правильные вопросы вы задаете. Прежде всего домашнее задание - это, конечно, посягательство на личное время ребенка. Но понимаете, если оно с умом дается, если внутри школы есть некоторая культура выдачи домашнего задания, то задания вне школы могут превратиться в осмысленный процесс обучения. Ключевое слово тут всегда - насилие.
Вот у семиклассника сейчас в учебном плане 33-34 часа в неделю, когда он должен изучать предмет, который он себе не выбирал. У него нет выбора, чем заниматься. Если бы он то же количество часов изучал тот предмет, который сам выбрал, результат был бы гораздо выше. Поэтому речь идет не о том, чтобы сократить количество часов обучения как такового - понятно, что всему есть какой-то разумный предел, ребенку нужно еще играть и жить какой-то своей социальной жизнью, общаться с друзьями. Речь о том, чтобы сократить уровень насилия в этом обучении.
Домашнее задание может быть разным. Можно придумать такое, где ты даешь ребенку выбор. Мой любимый пример - когда учитель говорит ребенку: «Найди дома какую-нибудь семейную реликвию, узнай про нее у родителей и расскажи в классе, какова история этой реликвии, как она попала в вашу семью, как связана, например, с историей страны». И ребенок, выполняя это задание, связывает знание большой и такой абстрактной истории России, которую он учил в классе, с маленьким ламповым знанием своей семейной истории, и это здорово. При выполнении такого задания всегда есть выбор: можно разговаривать об орденах и медалях дедушки или о какой-нибудь серебряной ложке, которую маме подарили на первый зуб. Поэтому вопрос не в том, сколько дети учатся, а в том, сколько они учатся вне собственного выбора.
- Есть же демократичные школы, в которых вообще делаешь что хочешь или не делаешь ничего.
Эксперимент по воспитанию счастливых детей. Александр Сазерленд Нилл «Воспитание свободой. Школа Саммерхилл»
- Идеи, о которых я сейчас говорю, достаточно распространены в западной школьной традиции. Есть огромное количество школ, которые так или иначе, через разные инструменты пытаются понизить насильственный характер обучения в школе. Честно говоря, я причисляю нашу школу к ним.
Демократичные школы, о которых вы говорите, - это некий крайний оттенок широкого спектра. Действительно, есть школы, вроде
Саммерхилла, где детям дана абсолютная свобода и очень много автономии в выборе, учиться или не учиться, и если учиться, то чему именно.
Но это крайность. Саммерхилл существует уже 100 лет, и есть причина, по которой других Саммерхиллов не случилось, - потому что это слишком радикальная модель.
Есть другие модели, которые внедряют те или иные инструменты, понижая общую обязательность и насильственность, повышая свободу учеников. Например, устанавливают учебные часы, где ребенок занимается тем, чем хочет. В школах Дальтон-плана каждый день есть час, когда ребенок работает над собственным проектом. Это много. Пять часов в неделю дети в России, для сравнения, занимаются математикой. А теперь представьте, что они пять часов будут заниматься не математикой, а собственным проектом под руководством куратора из школы. Они сами выбирают тему этого проекта, форму подачи.
Другой пример. Есть школы, которые объявляют о том, что у них будет свободное посещение. Вот они существовали в традиционной модели, а потом - бац - переключаются. И говорят: «Ребята, теперь у нас добровольное посещение уроков, хочешь - приходи, не хочешь - не приходи». И дальше происходят разные интересные эксперименты. Короче говоря, таких школ, которые с разной степенью смелости демонтируют насильственный характер школы, достаточно много. Фокус в том, что нет правильного пути. Есть разные пути, и есть разные дети, которым подходит разный формат.
Об идеальной школе будущего, бумажных книгах и низкой ценности памяти читайте в продолжении большого интервью с Иваном Боганцевым на Bookmate Journal
Иван Боганцев. Фото из личного архива
#классноечтение - кампания Букмейта в честь нового учебного года: это серия интервью с известными родителями, учителями и экспертами в области образования, а также специальная
витрина с книгами, которые станут отличным подспорьем семьям, где растут школьники.