Книжный обозреватель Евгения Шафферт рассказывает о подростковых хоррорах, в которых пугающий сюжет удачно переплетен с мифологией, реальными фактами из истории или другими известными в литературе сюжетами.
Иллюстрация с обложки книги «Здесь вам не причинят никакого вреда»
Главная задача историй в жанре хоррора - придумать страшную головоломку, напугать читателя как можно сильнее, но заодно заставить его искать выход вместе с персонажем. И такой набор оказывается очень популярным у детей и подростков. Может быть, потому, что литература ужасов с самого начала своей истории предлагала читателю четкое разграничение доброго и злого - и понятный выбор между ними.
Конечно, писателям, которые берутся сочинять подобную литературу для детей, пришлось корректировать каноны жанра. Во-первых, они не могут позволить себе представить в книге непобедимый ужас и вконец отчаявшегося героя: их персонажам всегда удается одержать верх над страшным, каким бы сильным это страшное ни было. Во-вторых, авторы подростковых хорроров нередко позволяют себе шутить, у них вполне успешно получается объединять страшное и смешное, точно как у пионеров жанра вроде Джеймса Родса с его историями о привидениях.
Тетушка-ведьма и встречи с потусторонним
В книге Татьяны Мастрюковой «
Приоткрытая дверь» действие практически не выходит за пределы одной квартиры, в которой живет главная героиня Настя и вся ее большая, слегка безалаберная семья: родители, бабушка и тетка, возомнившая себя ведьмой. Однажды тетка уговаривает Настю вызвать какого-нибудь духа предков, и неожиданно у них получается. После этого в доме начинают происходить необъяснимые и пугающие события, которые сама Настя пытается объяснить рационально, а взрослые и вовсе не замечают: то в проеме двери появится чей-то силуэт, то в комнате раздастся голос тетки, которой совершенно точно нет дома. На тематическом форуме Настя находит подругу по несчастью, которая рассказывает свою, отчасти похожую историю и присылает Насте ссылки на чужие рассказы о встречах с потусторонним (здесь читатели узнают героиню предыдущей книги Мастрюковой «
Болотница»).
Школьница Настя понимает, что вызов духа прадедушки не прошел бесследно: в квартире появилась чуждая, злая сущность. Татьяна Мастрюкова «Приоткрытая дверь»
Читатели уже не раз сравнили тексты
Мастрюковойс произведениями классика подростковых ужасов
Р. Л. Стайна: в них увлекательный сюжет так же удачно сочетается с незатейливым, лежащим на поверхности смыслом. Но Мастрюкова еще и умело комбинирует близкие нынешним подросткам реалии с традиционными архетипами и национальным культурным кодом. Во-первых, неудачливые ведьмы вызывают не космополитичных вампиров или оборотней, а знакомых всем, кто читал в детстве народные сказки, кикимор и домовых. Во-вторых, писательница щедро делится историями из области славянской мифологии и фольклора и демонстрирует неплохой кругозор в выбранной области страшного - ссылаясь на колдовские процессы на Руси XVII века или упоминая Чухломское дело «пущаго ведуна» Митрошки Хромого, который когда-то насылал на крестьян нечистый дух.
Убыр, албасты, шурале и другие монстры из татарского фольклора
Однажды родители подростка Наиля из романа Шамиля Идиатуллина «
Убыр» уехали на похороны родственника в деревню. Когда они вернулись, Наиль и его сестра заметили, что папа с мамой изменились: они перестали разговаривать, закрыли окна и бесконечно ели. Постепенно Наиль понял, что всему виной убыр - монстр из татарской мифологии, который может завладеть телом человека. Теперь 14-летнему Наилю предстоит защитить маленькую сестру Дильку, спасти родителей и сразиться с чудовищами - убыром, албасты, шурале, бичурой - из страшных татарских сказок. А для этого нужно отправиться в лес…
Герой сражается за своих родителей, захваченных чудовищем, - история, основанная на татарской мифологии. Шамиль Идиатуллин «Убыр. Дилогия»
Действие книги постоянно балансирует между экшеном и нагнетанием жути и в целом не выходит за очерченные другими авторами рамки подросткового ужастика. Как правило, герой проходит через иррациональный ужас, при этом, правда, непременно преодолевает его с не самыми значительными потерями, ну а в конце не только побеждает свои страхи, но и спасает родных и близких. Очевидным достоинством «Убыра» кажется мифологическая основа текста:
Шамиль Идиатуллин, сам родом из Татарстана, обратился к фольклору своего народа и отлично встроил его в современный динамичный сюжет. Текст был удостоен Международной детской литературной премии имени В. П. Крапивина.
Американские ведьмы и школьный буллинг
История суда и казни салемских ведьм, которые прошли в США в конце XVII века, давно вошла в поп-культуру и вдохновила десятки авторов янг-эдалт прозы. В том числе и
Адриану Мэзер, прямую наследницу одного из невольных идейных вдохновителей салемских процессов, религиозного моралиста Коттона Мэзера. В ее книге «
Как повесить ведьму» сам Коттон не раз появится в сюжете - впрочем, главный герой этой книги не он, а 15-летняя школьница Саманта Мэзер, которая приехала жить в город своих предков Салем. У Саманты болеет папа, а в школе девочка быстро становится изгоем: ее появление суеверные жители связывают с неожиданными смертями и другими неприятностями, разом свалившимися на город.
История о салемских ведьмах, повешенных в конце XVII века, становится основой для современной мистической повести о школьном буллинге, дружбе и первой любви. Адриана Мэзер «Как повесить ведьму»
По словам самой Адрианы Мэзер, процесс над салемскими ведьмами, за которых боялись вступиться менее влиятельные горожане, имеет немало общего с буллингом, ведь его обычно негласно поддерживают окружающие. Главная героиня также несправедливо становится объектом травли, и писательница доносит до читателя идею сопротивления этой травле, в какой бы форме она ни существовала: нужно не бояться и вступаться за человека, обвиненного бездоказательно.
Также Адриана Мэзер сообщает, что Коттон Мэзер, имя которого постоянно упоминается в контексте салемских судов, вовсе не был злодеем. Она изучала информацию о жизни и деятельности своего предка и выяснила, что он был по-настоящему сложной личностью, видным ученым своего времени и известным проповедником. Думается, что идеи сопротивления буллингу и важности исторических разысканий для установления истины и в самом деле стоят того, чтобы положить их в основу подростковой истории.
Странные дела в российской провинции
Книга
Эдуарда Веркина «
Страж водопоя» начинается как типичный подростковый роман про летние каникулы: отец и его дети, Марсель и Света, путешествуют по городам и весям необъятной родины, ходят по музеям, участвуют в необычных праздниках и народных гуляньях. «Посещение музея - это у нас как ритуал. В каждом новом Трупылёве есть краеведческий музей, а в нем первобытное весло, прогнившая острога, заплесневелая сеть, ядро Стеньки Разина или кандалы Пугачева». Следующей целью их путешествия стал городок Холмы, в котором, если верить путеводителю, есть картинная галерея, пеньковый техникум (Веркин, конечно, не упустит случая провести ликбез для читателя и разъяснить, что это за пенька такая) и самая толстая в мире сосна. Папа ведет машину, Марсель и Света переругиваются, как любые брат с сестрой, все вполне типично.
Брат с сестрой, путешествуя по России, попадают в городок, из которого невозможно уехать; Эдуард Веркин «Страж водопоя»
На фоне этой нарочитой обыкновенности постепенно проступают странности, так что вполне обычный провинциальный городок начинает казаться зловещим, пусть даже его жители находят объяснение любому необычному феномену. Нет ни одного больного в больнице? Так это у нас вода целебная! Нет сотовой связи? Вышку снесло паводком. Жители города бесконечно дарят Светке плюшевых мишек? Да они просто отзывчивые! Маленькая девочка говорит, что быть съеденной совершенно не больно? Мало ли что, ребенок наслушался нынешних сказок. Эти странности будут множиться, пока не выведут героев и читателя к встрече уже не со странным, а со страшным. Здесь можно предположить, что герои, следуя канонам, победят зло и станут жить счастливо, но Веркин не таков, чтобы следовать каким-то канонам.
В каком бы жанре ни работал
Эдуард Веркин, он всегда пишет для умного читателя. Множество ярких диалогов, неочевидный юмор и афористичные суждения главных героев, подмечающих странное и важное в этом мире, предполагают незаурядное интеллектуальное приключение. Умение героев зорко смотреть на мир, замечать неочевидное и упорядочивать все увиденное - главное достоинство веркинской прозы. Что до жизненной мудрости, к которой в конечном итоге должен прийти юный читатель, то она довольно очевидна: слабый человек выбирает зло, сильный же борется за добро, пусть это иногда очень непросто или даже невыносимо.
В повести Андрея Жвалевского и Игоря Мытько «
Здесь вам не причинят никакого вреда», открывающей цикл «
Сестрички и другие чудовища», курсантка школы полиции Мари закончила обучение и отправилась на стажировку под началом умного и опытного полицейского Георга. Георг руководит подразделением по борьбе с кошмарами: выслеживает ночные ужасы, избавляется от персонифицированных страхов и мастерски может вести допрос домовых Крутолоба, Полуглаза, Ухокрута и остальных ценных свидетелей. На протяжении всей истории Мари и Георг будут выслеживать и ловить чудовище по имени Омордень, а заодно человека, который ему помогает.
Курсантка школы полиции Мари работает в подразделении борьбы с кошмарами и помогает детям победить свои страхи. Андрей Жвалевский, Игорь Мытько «Здесь вам не причинят никакого вреда»
Все происходит как будто не всерьез: авторы тщательно имитируют классический детектив с его поиском свидетелей, сбором улик и усталым опытным сыщиком. Текст переполнен каламбурами, шутками и языковым юмором, его смело можно разбирать на цитаты. «В аудиторию проник обвешанный связками чеснока и укропа худой тип в черной коже, который первым делом потребовал, чтобы все присутствующие отразились в зеркале». В то же время Жвалевский и Мытько напоминают о важных вещах: чем чревато воспитание с помощью страха и запугивания и как помочь ребенку победить страх.
Юмористическая фантастика удается не каждому, а уж юмористический хоррор - тем более. Ведь юмор по сути своей исключает главную цель хоррора - напугать. Читателю, как известно, бывает или страшно, или смешно, но едва ли то и другое сразу. Авторы этой книги уверенно выбрали «смешно», а объектом своих шуток - детские страхи. Над ними уже смеялись создатели мультфильма «Корпорация монстров», а еще раньше
Роберт Шеклив своем изумительном рассказе «Призрак V» из цикла про Грегори и Арнольда из агентства «ААА-ПОПС» (авторы, кстати, упоминают его в тексте).
Жвалевский и
Мытько, запомнившиеся читателям по замечательной пародии «
Порри Гаттер», в этот раз спародировали сразу с десяток художественных произведений, среди которых есть и советский детектив «Место встречи изменить нельзя», и истории про Эркюля Пуаро.
О хоррорах, помогающих взрослеть, читайте в продолжении материала на Bookmate Journal