Роковые книги, тайная переписка с Шаламовым и мечты об актерской карьере
Александр Солженицын. Фото: Владимир Зинин / ТАСС
Александр Солженицын получил Нобелевскую премию «за нравственную силу, с которой следовал непреложным традициям русской литературы». В СССР его книги запрещали, а сейчас по ним пишут ЕГЭ. В день 101-летия писателя Bookmate Journal вспоминает его книги.
«Архипелаг ГУЛАГ»
Главное художественное свершение Солженицына; колоссальная подготовительная работа, стоившая помощнице писателя Елизавете Воронянской жизни (после долгих допросов КГБ она покончила с собой). «
Архипелаг» - самое полное описание советской системы наказаний, фабрики унижения и смерти, заработавшей, согласно концепции автора, сразу после прихода большевиков к власти. За хранение этой книги можно было угодить за решетку; из-за нее же в 1974 году Солженицына лишили советского гражданства и выслали из страны - он вернется в Россию только через 20 лет.
«Один день Ивана Денисовича»
Книга вряд ли увидела бы свет, если бы не Твардовский - который на тот момент был главредом «Нового мира» - и не хрущевская кампания по развенчанию культа личности. Рассказ (повестью «
Один день...» назвали в редакции - чтобы звучало солиднее) активно печатали; Солженицына даже приняли в Союз писателей. Правда, после отставки Хрущева произошла типичная для того времени история: издание начали изымать из библиотек и не выпускали вплоть до 1990-х.
«Двести лет вместе»
Книга «
Двести лет вместе» - попытка честно осветить русско-еврейские отношения в Российской империи и СССР: без упреков и наездов. Солженицын называет эту тему «каленым клином» и признается, что откладывал книгу до последнего, но не мог ее не написать. После публикации на писателя напали с обеих сторон: его записали и в антисемиты, и в юдофилы. Повествование начинается с 1772 года, первого раздела Польши, когда в состав России вернулась Белоруссия с сотней тысяч еврейского населения.
«Пьесы и сценарии»
Солженицын-школьник любил театр больше, чем литературу: он регулярно бывал на ростовских драматических постановках, в старших классах участвовал в чтениях и планировал учиться на актера. Писатель отказался от этой мечты из-за болезни горла, но всегда с любовью вспоминал ростовский театр и именно для него придумал свои главные пьесы: про службу в батарее звуковой разведки, контрразведку СМЕРШ и лагерь на Калужской заставе. В этот
сборник также вошли киносценарии: автор не предполагал увидеть фильмы по ним и писал так, чтобы «читатели могли стать зрителями и без экрана».
«Переписка с А.И. Солженицыным»
Александр Солженицын запретил публиковать свою переписку с Шаламовым, но из писем
автора «Колымских рассказов» видно, что отношения между писателями были неоднозначными. У Шаламова было больше лагерного опыта, и он замечал, что Иван Денисович ест суп ложкой - «лишним инструментом», а около санчасти Шухова бродит «невероятный для настоящего лагеря» кот. Солженицын же признавал авторитет Шаламова и даже предлагал ему стать соавтором «Архипелага», но объявил «брата по перу» мертвым писателем, когда тот отрекся от «Колымских рассказов».
Эти и другие книги можно прочитать и послушать - причем в авторском исполнении - на полке «
Архипелаг Солженицына» на Букмейте