Британскую писательницу
Рейчел Каск, автора трилогии «
Контур», можно назвать королевой автофикшна, и вот почему: рассказываем о ее жизни, характере, творческом пути и самых известных текстах.
Фото: The New Yorker. Коллаж: Саша Пожиток, Букмейт
Постоянные переезды
Рейчел Каск родилась в 1967 году в канадском городе Саскатун в обеспеченной католической семье (ее родители молодоженами уехали из Англии в Канаду). Но большую часть детства она провела в Лос-Анджелесе - до тех пор, пока семья не вернулась в Великобританию. Каск тогда исполнилось семь лет.
Затем ее отправили учиться в интернат - школу Святой Марии в Кембридже, после чего она продолжила образование в Оксфорде, где изучала английскую словесность. А сразу по окончании взялась за свой первый роман «Saving Agnes» («Спасая Агнес», 1993).
Каск переезжала еще много раз - точное количество установить сложно. Оксфорд, Лондон, Сомерсет, Бристоль, Брайтон, Норфолк. Путешествовала также по Испании и Латинской Америке, провела несколько месяцев в Италии. После Брекзита она и вовсе решила покинуть Великобританию и поселиться в Париже.
Мы восстановили оплату с любых российских карт. Стоимость подписки осталась прежней!
Переезды - лейтмотив ее творчества. Об этом можно судить и по ее трилогии «
Контур» - пока единственные тексты, переведенные на русский. «Одно из преимуществ переезда, как он понял сейчас, - это возможность измениться», - осознает один из персонажей во второй книге трилогии, «
Транзит».
«У меня романтическое представление о писательской жизни, и тот тип писательской жизни, которым я восхищаюсь, - это, скорее всего, жизнь без детей, возможно, жизнь без брака и, безусловно, жизнь в разъездах», -
говорила как-то Рейчел Каск.
Ее жизнь под это описание подходит не совсем. Сейчас Каск состоит уже в третьем браке; во втором она родила двоих детей. О своем опыте материнства написала книгу «A Life’s Work: On Becoming a Mother» («Дело жизни: О том, как стать матерью», 2001), в которой она описала беременность и роды без прикрас, за что от половины читателей удостоилась похвал, а от другой половины - проклятий. Но, кажется, именно благодаря этой книге о Рейчел Каск начали говорить.
«Главный интерес женщины - другая женщина. Как она выглядит? Какого мужчину заарканила? Как он ее развлекает?» Дэвид Герберт Лоуренс «Любовник леди Чаттерли»
Следующий нон-фикшн «The Last Supper: A Summer in Italy» («Тайная вечеря: Лето в Италии», 2009) она посвятила трехмесячному пребыванию в Италии, предварив работу эпиграфом из текстов английского писателя начала XX века
Дэвида Герберта Лоуренса: «Наступает абсолютная необходимость переехать». С Лоуренсом, автором «
Любовника леди Чаттерли», ее связывают особые отношения: Каск отмечала, что тому приходилось раздражать людей, указывая на неудобные вещи, и такая авторская стратегия ей по душе. При этом ему удавалось вести тот тип писательской жизни, о котором она мечтала, а ей - нет.
Аудиокнигу читает Михаил Горевой. Дэвид Герберт Лоуренс «Любовник леди Чаттерли»
Журналисты, которым довелось пообщаться с Рейчел Каск, описывают ее как неоднозначную фигуру, не самого приятного человека, как будто склонного к излишней драматизации. «Трудно понять, откуда в ней столько недовольства, ведь у нее довольно необременительная жизнь», - говорит Линн Барбер из The Guardian, походя сравнивая Каск со скаковой лошадью и отмечая уровень благосостояния писательницы. Джудит Труман
в профайле для The New Yorker запрашивает комментарии не только у Рейчел Каск, но и у ее родителей, и у ее бывшего мужа - первые отвечают, второй нет. А родители шокированы тем, что о них думает дочь.
Она ко многому в жизни относится с презрением и зачастую полна ярости. Однажды Рейчел Каск запустила ботинком в голубя просто потому, что ей не понравилось воркование под ее окнами. Удивительно при этом, что ее трилогия «Контур» совершенно неэмоциональна, а главная героиня даже кажется апатичной.
Фото: The Telegraph. Коллаж: Саша Пожиток, Букмейт
Премиальные романы и скандальный нон-фикшн
Вкратце рассказать о книгах Рейчел Каск - задача еще более сложная, чем последовательно перечислить все ее переезды. За тридцать лет она написала 15 книг. Из них 11 - художественные (включая трилогию «Контур») и четыре - нон-фикшн. Ее первый роман «Saving Agnes» («Спасая Агнес») получил Уитбредовскую премию (ныне - «Коста», престижная премия в Великобритании; это ее получила Салли Руни за «
Нормальных людей») в номинации «Лучший первый роман».
«У меня нет времени радоваться спокойствию и еще меньше - переживать из-за одиночества» Шарлотта Бронте «Джейн Эйр»
«Спасая Агнес» - история о девушке, которая ищет себя в Лондоне и сталкивается с трудностями в личной жизни и на работе. В 1997 году вышел еще один текст, отмеченный критиками и - на этот раз - премией
Сомерсета Моэма. Это был «The Country Life» («Сельская жизнь»), пародия на готический роман с главными героями инвалидом и его сиделкой, явно отсылающая к «
Джейн Эйр» Шарлотты Бронте.
Аудиоспектакль с участием Анны Каменковой, Сергея Колесникова, Вячеслава Малевича и других. Шарлотта Бронте «Джейн Эйр»
К 2001 году за плечами Рейчел Каск было три художественных текста и одни роды. Во время второй беременности она и написала одиозную книгу «A Life’s Work: On Becoming a Mother» («Дело жизни: О том, как стать матерью»). Каск вспоминает, что в итоге ее везде цитировали как человека, который сказал невообразимое: женщина может не любить своих детей, даже сожалеть о том, что произвела их на свет. Она постоянно винит себя за то, что написала эту книгу, - но в тот момент не могла молчать. Для нее это была исповедь о том, как новая роль конкурирует со всем жизненным опытом и накладывает ограничения на ее свободу и на свободу окружающих.
В вышедшей вскоре «The Lucky Ones» («Счастливчики», 2003) Рейчел Каск продолжает работать с темой семейных отношений. Книга состоит из пяти историй - например, о молодой беременной, которая отбывает пожизненный срок после того, как была ошибочно осуждена за поджог и убийство. Или о женщине, которая не может распознать послеродовую депрессию у своей дочери. В том, что текст зависит от пяти разных точек зрения, видится предвестие трилогии «Контур», первая книга которой появится только спустя десять лет.
Ни одна из значимых писательниц из Великобритании не может обойти стороной творчество
Вирджинии Вулф. Каск посвящает ей роман «Arlington Park» («Арлингтон Парк», 2006), переосмысляя «
Миссис Дэллоуэй». «Арлингтон Парк» был включен в шорт-лист премии Orange Prize for Fiction (сейчас -
The Women’s Prize for Fiction, Женская премия за художественную литературу).
Фото: The New Yorker. Коллаж: Саша Пожиток, Букмейт
Впрочем, больший резонанс неизменно вызывали нехудожественные книги Каск. В 2009-м выход мемуаров «The Last Supper: A Summer in Italy» («Тайная вечеря: Лето в Италии») сопровождался скандалом: тираж частично отозвали из-за угрозы судебных исков. Один из персонажей узнал себя и был неприятно удивлен, потому что Каск оценивала своих героев, скажем так, со снобистских позиций - критики даже были
озадачены жестокостью ее описаний.
В 2011 году Рейчел Каск и ее муж Эдриан Кларк развелись после десяти лет брака, и она написала об этом книгу «Aftermath: On Marriage and Separation» («Послесловие: О браке и разлуке», 2012), которая вызвала еще более эмоциональную реакцию обозревателей и читателей, чем «Дело жизни». По словам Каск, даже ее лучшие друзья говорили, что ей не стоило писать эту книгу. Сама же она считала, что просто писала о том, что ее волновало, и попадала в болевые точки общества.
Самый гневный отзыв
написала Камилла Лонг в The Sunday Times. Она буквально назвала Каск «хрупкой доминатрикс и несравненной нарциссисткой, которая эксплуатирует своего мужа и свой брак».
За эту рецензию Лонг удостоилась премии Hatchet Job of the Year («Топорик года», вручался с 2012 по 2014 год в Великобритании за самую злую, язвительную и смешную книжную рецензию). То, что публика совсем не приняла эту книгу, заставило Каск спустя пару лет признать, что тогда ее настигла творческая смерть. «Это был конец», - говорила она. Но эти события сподвигли ее пересмотреть свои взгляды на литературу, переизобрести метод и написать трилогию «Контур».
Ее последняя на этот момент вышедшая книга - роман «Second Place» («Второе место», 2021). Он основан на мемуарах меценатки Мейбл Додж Лухан «Лоренцо в Таосе», где Лоренцо - это Дэвид Герберт Лоуренс, а Таос - город в Нью-Мексико, в котором в 1920-х существовала художественная колония (что-то вроде резиденции. - Прим. ред.). Додж Лухан пригласила туда Лоуренса. Герои книги Каск, художница М. и писатель Л., то сближаются, то отдаляются, и М. завидует свободе Л. в жизни и в искусстве. Эта свобода - в том числе результат разного отношения к гендерам в обществе как тогда, так и сейчас. Рецензенты
отмечают, что «Второе место» - роман-расплата с когда-то почитаемым мужским гением и подготовка к ее путешествию от фикшна и нон-фикшна к тексту, не имеющему аналогов.
О трилогии «Контур» - автофикшне о разводе и пережитом насилии - читайте
здесь
Дом Рейчел Каск по ее собственному дизайну, Норфолк, Англия. Источник: Literary Hub
Bookmate Review - такого вы еще не читали!