Мы знаем, как выглядели великие писатели, во многом благодаря именно этим картинам и фотографиям. Рассказываем, как создавались портреты литераторов: Бродский читал фотографу стихи на морозе, а Пушкина стали узнавать дамы на улице после того, как его изобразил художник Кипренский.
Источник: christies.com. Коллаж: Саша Пожиток, Букмейт
Этот портрет Чехова получился не сразу
Портрет Антона Чехова. Художник Осип Браз, 1898 год. Источник: wikipedia.org. Коллаж: Саша Пожиток, Букмейт
В 1897 году Павел Третьяков заказал молодому художнику Осипу Бразу, ученику
Ильи Репина, портрет
Антона Чехова. Браз отправился в Мелихово, подмосковную усадьбу писателя. С самого начала работа не задалась: Браз был дотошным мастером, которому для портрета требовался не один сеанс. Однако в то время стояла очень жаркая погода, мешавшая Чехову долго позировать на открытом воздухе - из-за этого процесс затянулся, и Чехов встречался с Бразом с нескрываемым раздражением.
В итоге портрет не понравился ни художнику, ни Чехову, поэтому работа не сохранилась. Тем не менее Браз не остановился на одной попытке. В феврале 1898 года Чехов, уехавший во Францию лечиться от туберкулеза, получил от Браза письмо с предложением повторить прошлогодний опыт. Художник хотел встретиться с писателем летом в Петербурге, но Чехов неожиданно пригласил его в Ниццу. Третьяков оперативно выделил деньги, и уже 14 марта Браз приехал во Францию.
В письме от 23 марта Чехов писал своей подруге, художнице Александре Хотяинцевой:
«Мастерская. Сижу в кресле с зеленой бархатной спинкой. En face. Белый галстук. Говорят, что я и галстук очень похожи. Но выражение, как в прошлом году, такое, точно я нанюхался хрену».
Чехов в Третьяковской галерее перед своим портретом, написанным И. Э. Бразом. Александра Хотяинцева, 1898 год. Источник: wikipedia.org
Браз писал портрет больше двух недель и изрядно поднадоел Чехову, который к тому времени уже собирался в Париж. Неизвестно, повлияло ли это на оценку работы художника, однако впоследствии Чехов неоднократно заявлял о том, что второй вариант ему тоже не понравился. В письме сестре Марии он написал: «Что-то есть в нем не мое и нет чего-то моего». Позже писатель, посетив однажды Третьяковку, подошел к своему портрету, постоял перед ним с улыбкой несколько секунд и быстро ушел. Александра Хотяинцева нарисовала по мотивам этой истории известную карикатуру.
Уникальное по своей масштабности биографическое исследование Чехова от британского литературоведа. Дональд Рейфилд «Жизнь Антона Чехова»
На картине Браза заметно, как изменилась внешность Чехова по сравнению с его ранними фотографиями - он стал глубоко задумчивым, печальным, строгим, и это, вероятно, влияние прогрессирующего туберкулеза. В его глазах уже не было «неисчерпаемого источника остроумия и непосредственного веселья», о котором говорил писатель
Владимир Короленко.
Произведение Браза осталось единственным прижизненным портретом Чехова. Сегодня работа не входит в основную экспозицию Третьяковской галереи и выставляется, как правило, на мероприятиях, связанных с писателем.
Знаменитый простецкий «рыбацкий свитер» Хемингуэя - на самом деле от Dior
Эрнест Хемингуэй. Фотограф Юсуф Карш, 1957 год. Источник: wikipedia.org. Коллаж: Саша Пожиток, Букмейт
Автобиографическая история, основанная на воспоминаниях Хемингуэя о сафари в африканских степях. Именно там писатель попал в авиакатастрофу. Эрнест Хемингуэй «Зеленые холмы Африки»
Весной 1957 года канадский фотограф Юсуф Карш отправился на Кубу, чтобы снять
Эрнеста Хемингуэя. Съемки проходили в поместье нобелевского лауреата. Однако фотограф поехал туда не сразу, перед началом работы он посетил любимый бар писателя La Floridita - чтобы лучше понять характер своего героя, Карш заказал коктейль дайкири, который обожал Хемингуэй. На следующее утро автор повести «
Старик и море» спросил у фотографа, что он будет пить, и Карш, конечно же, попросил дайкири. Ответ Хемингуэя был незамедлительным: «Господи, Карш, в такой час дня!»
По воспоминаниям фотографа, перед знакомством он представлял Хемингуэя похожим на персонажей его романов - сильным, волевым, непобедимым. Вместо этого он увидел человека, у которого «вежливость граничила с застенчивостью». В это время Хемингуэй все еще отходил от травм, полученных в авиакатастрофе в Африке, куда он ездил на сафари. Он, как позже написал Карш, «был жестоко избит жизнью, но казался непобедимым».
Тайная жизнь Эрнеста Хемингуэя, практически ставшего советским шпионом и начавшего сотрудничать с НКВД. Николас Рейнольдс «Писатель, моряк, солдат, шпион. Тайная жизнь Эрнеста Хемингуэя, 1935-1961 гг.»
Карш сделал множество снимков Хемингуэя, на которых писатель улыбался, но в качестве основного выбрал вариант с серьезным, чуть ли не мрачным выражением лица - и многие подумали, что литератор недружелюбно встретил фотографа. Лишь позже Карш рассказал, что в день съемки Хемингуэй был в хорошем настроении и наслаждался их совместной работой.
На снимке Хемингуэй одет в свитер ручной вязки, или, как его окрестили позже, «свитер рыбака». Он был очень дорогим - от модного дома Dior. Писатель получил его в подарок на день рождения от четвертой жены - Мэри Уэлш.
Снимок мгновенно стал популярным и в результате оказался, пожалуй, самым известным изображением Хемингуэя. Фотография была особенно востребованной у советских поклонников писателя времен 1960-х: иметь этот портрет в своей квартире считалось долгом интеллигентного человека.
Достоевский и его «один из лучших портретов русской школы вообще»
Портрет Федора Достоевского. Художник Василий Перов, 1872 год. Источник: wikipedia.org. Коллаж: Саша Пожиток, Букмейт
В 1872 году Павел Третьяков попросил Василия Перова сделать портрет
Федора Достоевского. Третьяков выбрал именно Перова, поскольку художник высоко ценил творчество Достоевского, особенно роман «
Преступление и наказание». В то время писатель работал над «
Бесами» и жил с женой в Петербурге - чтобы выполнить заказ, Перов отправился в гости к Достоевским. Подготовительная работа заняла всю зиму и начало весны - Перов встречался с писателем, вел с ним разговоры на разные темы и запоминал его лицо в момент рассуждений. Супруга Достоевского Анна Григорьевна, которая всегда присутствовала на этих сеансах, рассказывала:
Дневник жены Достоевского, которая помогала писателю сочинять произведения и спасала его от игровой зависимости. Анна Достоевская «Дневник»
«Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете „минуту творчества Достоевского“. Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы в себя смотрит, и уйдешь, ничего не сказав. Потом узнаешь, что Федор Михайлович так был занят своими мыслями, что не заметил моего прихода и не верит, что я к нему заходила».
О готовности к работе Перов сообщил Третьякову в конце апреля, подчеркнув, что портрет будет значимым произведением не только благодаря образу известного писателя, но и за счет необычного художественного решения. 9 мая 1872 года Перов закончил портрет за семь с половиной часов. Живописец и художественный критик
Иван Крамской написал об этом изображении писателя в своей статье:
Книга советского литературоведа о Достоевском с разбором «Преступления и наказания», «Бедных людей» и «Двойника». Виктор Шкловский «За и против. Заметки о Достоевском»
«Портрет этот не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще. В нем все сильные стороны художника налицо: характер, сила выражения, огромный рельеф и, что особенно редко и даже, можно сказать, единственный раз встретилось у Перова, - это колорит».
Когда картина была выставлена в галерее, многие заметили ее сходство с работой «Христос в пустыне» Ивана Крамского. У обоих героев была характерная поза со сцепленными руками. Однако в отличие от Христа писателя как бы отгородили от внешнего мира, и даже стул, на котором он сидит, с трудом можно разглядеть. Что о картине думал сам литератор, неизвестно, но Анна Григорьевна отзывалась о ней так: «Перов сумел подметить самое характерное в лице Достоевского».
Стихи Бродского показались «нытьем» фотографу, сделавшему самый известный его снимок
Иосиф Бродский. Фотограф Сергей Берменьев, 1995 год. Источник: wikipedia.org. Коллаж: Саша Пожиток, Букмейт
В декабре 1995 года фотограф Сергей Берменьев предложил Иосифу Бродскому сделать фотосессию в Нью-Йорке. Поэт поставил условие: фото должны быть черно-белыми. Берменьев согласился, поскольку работал, как правило, как раз в этой технике.
Литературовед исследует стихи, эссе и путевые заметки Бродского о Мексике, Бразилии, Турции и Венеции. Санна Турома «Бродский за границей: Империя, туризм, ностальгия»
Один из лучших друзей Бродского, поэт Евгений Рейн, писал:
«Иосиф на этих кадрах очень разный, то серьезный, сосредоточенный, то увлеченный разговором, есть кадры, на которых он ироничен, есть кадры, где он погружен в себя. Но в этом альбоме есть редчайшие снимки, где Иосиф улыбается, и улыбается счастливо. Могу с уверенностью сказать, что таких запечатленных моментов я не припомню у профессиональных фотографов, снимавших Бродского».
Сам фотограф, вспоминая встречу с Бродским, рассказывал: «Он пришел переполненным. Когда он сам начал читать свои стихи на морозе, мне показалось это каким-то нытьем. Даже не понравился мне сначала. А потом раскрылся в кадре. Ведь главное в фотографии - взгляд, пропитанный самой сутью человека».
Пожалуй, такой взгляд и изображен на культовом снимке, ставшем самым известным в серии. Впоследствии эта фотография использовалась во многих сборниках поэта. А сама фотосессия оказалась последней в жизни Бродского - спустя месяц он умер от инфаркта.
Продолжение материала о портрете Пушкина -
здесь
Портрет Александра Пушкина. Художник Орест Кипренский, 1827 год. Источник: wikipedia.org. Коллаж: Саша Пожиток, Букмейт
Bookmate Review - такого вы еще не читали!