Переписка чертей в XIX столетии и цензура советского периода
Первый сатирический журнал Н. И. Новикова «Трутень», Санкт-Петербург, 1769 г. Источник: museum.ru
Крылов имитирует переписку адских чудищ, Некрасов пишет неизвестный сегодня хоррор, Пастернак получает подробное разъяснение, почему его роман никуда не годится - рассказываем о феномене литературных журналов, которые занимают особое место в истории русской культуры.
С самого начала своего существования литературные журналы никогда не были только литературными. Критик и общественный деятель Николай Иванович Новиков (1744-1818) издавал несколько различных журналов - например, «Трутень» (выходил с 1769 по 1770 год), «Утренний свет» (1777-1780), где публиковалась острая сатира и велась полемика по важным общественным вопросам. Он печатал жесткие обличительные статьи и был непримиримым соперником журнала «Всякая всячина», основанного Екатериной II в 1769 году. Все издания Новикова неизменно закрывались в течение года-двух, а вскоре «закрыли» и самого редактора: по недоказанному обвинению он четыре года провел в Шлиссельбургской крепости, откуда был выпущен только Павлом I.
Первопроходец независимой русской журналистики придумал саму концепцию журнала, сочетающего искусство и политику. Можно только гадать, какое впечатление производили на современников печатавшиеся рядом стихи модного английского сентименталиста Эдварда Юнга, новый роман немецкого писателя Кристофа Виланда и размышления о недопустимости крепостного права или требования свободы слова. Новиков верил, что и то и другое служит общей цели - просвещению.
Первый номер журнала «Трутень», титул и портрет создателя Н. И. Новикова, май 1769 года. Источник: electro.nekrasovka.ru
Цензура заставляла искать обходные пути для разговора о насущных проблемах, и тут в пользу литераторов играли размытые границы между жанрами. Четкое разграничение публицистики и вымысла кажется нам сегодня абсолютной константой, но так было не всегда. Например,
Эрнст Теодор Гофман мог сначала напечатать в газете рецензию на оперу
Моцарта «Дон Жуан», а потом, почти ничего не изменив, включить ее в сборник рассказов: в рецензии было несколько героев, фантастический сюжет, а уж стиль и вовсе нельзя было назвать газетным. Российские коллеги Гофмана действовали еще радикальнее - они стилизовали под художественное произведение целые журналы.
Изобретателем приема, по всей видимости, можно считать Федора Александровича (он же Магомет-Али) Эмина (1735-1770). Биография Эмина похожа на приключенческий роман: дата и место рождения неизвестны, до поступления на российскую службу он успел побывать почти во всех европейских державах и Османской империи, из католичества перешел в ислам, чтобы после заново креститься, на этот раз в православие. Знавший, по собственным утверждениям, шесть языков, Эмин оказался бесценным приобретением не только для коллегии иностранных дел, но и для отечественной словесности. Он без устали переводил новинки европейского рынка, создавая тот плодородный гумус, из которого потом прорастет русская классика; спросом пользовались и его собственные сочинения.
В 1769 году Эмин начинает издание «Адской почты, или Курьера из ада с письмами». Под видом переписки двух приятелей-бесов, Хромоногого и Кривого, Эмину на протяжение шести выпусков удавалось протаскивать откровенно издевательские рассуждения о современном положении дел в империи и описания афер с крепостными, которым
Чичиков мог только позавидовать. Журнал, разумеется, закрыли, а эстафету вскоре подхватил не кто иной, как
Иван Андреевич Крылов.
Известный баснописец начинал свою литературную карьеру в совсем другой ипостаси. Его журнал «Почта духов», издаваемый в 1789 году, предлагал аудитории переписку уже не двух чертей, а целого сонма сверхъестественных сущностей, сообщающих арабскому магу Маликульмульку последние новости со всех концов Вселенной, от царства Аида до Парижа. Как и многие журналисты XVIII века, Крылов создавал все тексты в одиночку, перевоплощаясь в разных персонажей, каждому из которых надо было придумать узнаваемые черты. Он писал в том числе и нелестные статьи о российском государственном устройстве, например о всеобщей коррупции, - но реакция императрицы на этот раз была другой. Екатерина впечатлилась талантом молодого вольнолюбца и вместо ссылки предложила ему за государственный счет съездить в путешествие по Европе - лишь бы с глаз долой. Иван Андреевич согласился и после этого предпочитал высмеивать в «Почте духов» - тоже иносказательно - уже более абстрактные пороки типа глупости и жадности.
Пример текста в издаваемом Иваном Крыловым журнале «Почта духов», 1802 год. Источник: img01litfund.ru
Один из номеров «Почты духов» Иван Крылов «Почта духов»
Своеобразной отдушиной для свободной мысли стали введенные в «Московском журнале»
Николаем Михайловичем Карамзиным рецензии на книги и спектакли. Ругать чиновников запрещалось, зато никто не мешал честно говорить о трусости или ходульности пьес придворных льстецов. В XIX веке любое уважающее себя издание обязано было в каждом номере печатать критические обзоры, а сама фигура критика приобрела почти сакральный статус.
Белинский,
Писарев и
Добролюбов включены в литературный канон почти на тех же правах, что и
Пушкин с
Достоевским, именно благодаря уникальной в тогдашних обстоятельствах возможности давать интерпретацию не отдельным романам или стихам - а жизни в целом.
Статьи Белинского о Державине, Грибоедове, Пушкине, Лермонтове и Гоголе, впервые опубликованные в журналах «Отечественные записки» и «Телескоп» Виссарион Белинский «Статьи о русской литературе»
Статья Писарева о романе Гончарова из журнала «Современник» Дмитрий Писарев «Роман И. А. Гончарова "Обломов"»
К слову, и Пушкин, и Достоевский сами пробовали себя на издательском поприще. Александр Сергеевич - основатель самого влиятельного русского литературного журнала «Современник». Правда, при жизни классика вышло всего четыре номера, а после его гибели издание возглавлял уже
Николай Алексеевич Некрасов, проявивший себя на посту главного редактора как человек, одновременно тонко чувствующий чужой талант и рыночную конъюнктуру. Сам державшийся, как тогда говорили, «демократического направления», Некрасов печатал даже своих идейных противников, если знал, что это повысит продажи. В «Современник» отдавали тексты либерал
Тургенев и куда более консервативный
Фет, вынужденный покинуть Россию
Герцен и офицер действующей армии
Толстой. Сотрудничество не мешало им периодически ссориться с Некрасовым или друг с другом, но вплоть до самого закрытия в 1866 году «Современник» привлекал самых интересных русских авторов.
Помимо редакторского гения Некрасова, журнал своим успехом был обязан и ряду других факторов. Во-первых, к середине позапрошлого века значительно выросла читающая аудитория. Рост грамотного населения на пару процентов за десятилетия сегодня выглядит не слишком внушительно, но у этих выучившихся читать разночинцев не было ни Facebook, ни сериалов. Журналы представляли чуть ли не единственное окно в большой мир, так что издательское дело постепенно становилось все прибыльнее, и получивший от отца довольно жалкое наследство Николай Алексеевич на доходы от «Современника» мог неплохо жить.
Во-вторых, развивались новые технологии и форматы: усовершенствованный печатный пресс удешевил производство и помог поднять тиражи, а придуманный во Франции
роман-фельетон стал отличным средством для поддержания интереса публики. Почти ни одно крупное произведение не выходило полностью в одном номере, а когда для очередного номера не хватало материала, Некрасов принимался за дело самостоятельно. Так появились его недооцененные романы «Три стороны света» и «
Мертвое озеро».
Литературные журналы XVIII и XIX веков по размеру были обычного «книжного» формата и имели твердую обложку. Журнал «Почта духов». Источник: img01litfund.ru
Эти романы долго рассматривали как типичные филлеры - наспех сделанные заменители серьезной прозы. И все-таки, перечитывая их сегодня, жалеешь, что Некрасов написал так мало романов. «Мертвое озеро» - история, мягко говоря, непростой жизни нескольких героинь в глухой провинции, выполненная тем не менее без свойственной позапрошлому веку слезливости. Некрасову и его соавтору
Авдотье Панаевой удалось соединить эмансипирующую повестку с сюжетной занимательностью и создать в итоге что-то между социальным романом и готическим: озеро из заглавия отнюдь не случайно названо мертвым.
Озеро побуждает героев к совершению преступлений и становится местом смерти многих местных жителей. Николай Некрасов «Мертвое озеро»
Не все редакторы отличались той же терпимостью, что Некрасов. Скорее, его всеядность выглядит исключением на общем фоне тех лет. Как правило, любой журнал всегда занимал определенную позицию - в зависимости от предпочтений издателя. По тому, куда посылал рукопись писатель, можно было смело судить и о его политической ориентации. «Москвитянин» долго был трибуной сторонников официальной идеологии, «Русская беседа» - печатным органом славянофилов, а вот «Русский вестник» сначала публиковал в основном западников, но постепенно все сильнее коснел.
После сворачивания реформ при Александре III роль «толстяков» внезапно съежилась, и на какое-то время бал в них стала править художественная проза. Знаменитые журналы «Весы» и «Аполлон», без которых немыслим
Серебряный век, избегали открытой сатиры. Пылкие дискуссии разворачивались скорее в области эстетики, да и само оформление журнала впервые стало эстетическим фактом: на смену визуально скупым сборникам текстов пришли изящно иллюстрированные тома, в которых картинки дополняли стихи, если не выступали с ними на равных.
В продолжении в Bookmate Journal - об истории журналов после 1917 года
Журнал «Весы», № 10 за 1908 год. Полосы, предваряющие соответствующие разделы в журнале. Источник: electro.nekrasovka.ru
Bookmate Review - такого вы еще не читали!