Купчихи, дворянки, магнатки: как в XIX веке жили русские бизнесвумен

Dec 20, 2021 16:35


Вдовы были первыми предпринимательницами, а крестьяне-купцы платили двойные подати. Что мы узнали из книги историка Галины Ульяновой





Иллюстрация из книги «Купчихи, дворянки, магнатки». Художник: О. Золотухина



В книге «Купчихи, дворянки, магнатки» историк Галина Ульянова исследует биографии первых российских предпринимательниц, положение женщины в Российской империи и в целом жизнь купеческого сословия. Рассказываем о законах того времени и курьезных случаях из работы первых русских бизнесвумен.





«Эта книга не только про женщин. Она про богатство, которое стремились заработать, сохранить или удержать женщины, по своей воле или в силу обстоятельств встававшие во главе бизнеса» Галина Ульянова «Купчихи, дворянки, магнатки: Женщины-предпринимательницы в России XIX века»

Крепостные крестьяне могли перейти в купеческое сословие, а нотариус и маклер - нет

Заниматься торговлей разрешалось всем жителям России, кроме священников, военных нижних чинов, евреев-поселенцев, маклеров, нотариусов и таможенных чиновников.

Бизнесом в Российской империи занимались не только купцы

Представители самого привилегированного сословия - дворяне - также могли открывать свои фирмы, но в таком случае они должны были записываться в купеческие гильдии и платить подать с капитала, оставаясь дворянами. Все остальные - мещане, крестьяне, казаки - после вступления в гильдию меняли сословие на купеческое.

Крестьяне-купцы могли годами расплачиваться за свое прошлое - в прямом смысле

Чтобы стать купцом и перебраться в город, крестьянину нужно было сначала отпроситься у своей общины, а затем получить разрешение купеческой корпорации. Если эти инстанции давали положительный ответ, то крестьянин мог переезжать с одним условием - он должен был платить две подати, купеческую по новому месту жительства и крестьянскую по старому. Это называлось двойным окладом. Официально сменить сословие можно было только во время ревизии (переписи для налогооблагаемых лиц), которая происходила раз в несколько лет. В 1840-х, например, и вовсе не было ни одной ревизии.





Иллюстрация из книги «Купчихи, дворянки, магнатки». Художник: О. Золотухина

Брачное законодательство в России было гораздо мягче европейского

Согласно российским законам, женщина пользовалась такими же имущественными правами, как и мужчина. После вступления в брак муж не мог претендовать на собственность жены, как это было в то время, например, в Германии. В Российской империи еще в 1753 году приняли закон, по которому жены могли продавать имение без согласия на то мужей, а с 1825-го один супруг мог передать другому материальные блага только путем купли-продажи или дарения - понятия «совместно нажитое имущество» тогда не существовало. В результате каждый из супругов мог иметь свою фирму, и такие примеры, судя по историческим источникам, не были редкостью.

Первыми предпринимательницами в России были вдовы

До середины XIX века замужние женщины не имели права заниматься бизнесом. Но это не распространялось на вдов или незамужних дочерей (при отсутствии наследников) - им передавалось дело покойных мужей и, соответственно, отцов. Из-за этого в 1830-1840-е в Москве доля вдов среди владелиц фирм составляла 83%, хотя у 73% вдов были сыновья - они, как правило, становились ближайшими помощниками новоиспеченных предпринимательниц. В 1857 году законодательство дополнили - замужним дамам дозволялось «выдавать свидетельства для производства отдельной от мужа торговли». Женщина, наконец, получила возможность открыть собственное дело, а не принимать по наследству чужое.

Предпринимательницы брались за любое производство, даже металлургию

Предпринимательницы не ограничивались легкой промышленностью, например созданием одежды и головных уборов или помады и румян. Женщина могла владеть и кирпичным, и кожевенным, и даже металлургическим заводом. Дворянка Надежда Половцова приобрела целый горный округ - местный завод, поставлявший рельсы для Транссибирской магистрали, даже назвали Надеждинским в честь новой хозяйки. При этом купчихи отличались от дворянок тем, что чаще всего не нанимали управляющих для контроля на местах, а сами старались модернизировать производство.

В целом фабрики того времени условно можно было разделить на дворянские и купеческие. Например, производством сукна занимались в большинстве случаев дворянские фабрики, поскольку это сословие было исторически связано с государством, а заказы, как правило, поступали от него - из сукна шили форму для армии. С другой стороны, мыловаренными и свечными предприятиями владели исключительно купцы.

Городские фабрики не должны были вредить экологии и беспокоить местных жителей, за этим строго следили

Владельцы чугунолитейных, кожевенных, салотопенных и прочих заводов, использующих огонь, должны были получать специальное разрешение генерал-губернатора, а строительство «действующих парами или огнем фабрик» близ жилых строений было строго запрещено. Из-за этого, например, мещанке Матрене Косцовой в 1830 году не дали построить красильню рядом с Новоспасским монастырем. А выброс в Москву-реку опасных веществ поставил под угрозу кожевенный бизнес Наталии Бахрушиной - свалившиеся штрафы за вред экологии могли разорить ее предприятие. Для спасения окружающей среды Наталия купила специальные машины, которые позволили ей избавиться от плотов на реке, где до этого рабочие промывали кожи и загрязняли воду.





Иллюстрация из книги «Купчихи, дворянки, магнатки». Художник: О. Золотухина

О сложностях отношений предпринимательниц с детьми, а также книги по теме - в продолжении в Bookmate Journal






Bookmate Review - такого вы еще не читали!


женщины, россия, общество, бизнес, литература, история

Previous post Next post
Up