Треваньян - "Шибуми" (2012 г.)

Nov 23, 2013 23:57



КОРОТКО: В этот раз Джеймс Бонд - русский, его зовут Николай Хел, а местом действия определена Япония. Немного наивный толстенный шпионский роман, вполне годный для необременительного развлечения.

В заглавии мало понятного: кто такой Треваньян, что такое «шибуми»? Шибуми - это термин, определение которого многословно и неописуемо как терпкость хурмы, это скромность без стыдливости, твёрдость без насилия, высший уровень развития человека разумного. Треваньян - это как Шер, просто псевдоним. От него веет чем-то парижским - Треваньян/Д`Артаньян, но нет, под маской не француз, а американец, Родни Уильям Уитакер. Он умер семь лет назад, а написал «Шибуми» так и вовсе в 1979 году, но известен на русском практически не был - так, одно случайное малотиражное издание. И вот основательное издательство «Corpus» издаёт его в 2013, снабжая надписью на обложке «шпионский триллер, ставший легендой», надо бы разобраться, в чём же сила этой легенды, где в ней соль с перцем.

Итак, если бы эту книгу написал британский автор - получился бы «На секретной службе Её Величества», если бы её написал русский - получился бы «Аквариум» или «Контроль» Виктора Суворова, а у американца вышла «Шибуми». Все эти три названных направления объединяет шпионская линия, которая начинается с трагической ситуации, продолжается становлением и обучением премудрому ремеслу «обнажённым - убивать» (то есть без применения оружия, а, скажем, шариковой ручкой), выбираться из любых ситуаций и проходить через любые кордоны, отрываясь от слежки, а заканчивается по закону жанра. В романе Треваньяна причудливо намешаны языки и нации, здесь есть русский след, немецкий, японский, китайский, костариканский, американский (и это только начало).

Если агент Настя Стрелецкая из суворовского «Контроля» обладала даром фотографической памяти, то Николай Хель обладает таким набором, которому составили бы конкуренцию только дары волхвов. Он даже не билингва с рождения, он свободно разговаривает аж на пяти языках с самых малых лет. Он обладает искусством медитации какого-то невероятного уровня, доступным только провидцам. И, наконец, он выдающийся игрок в го, настольную игру. Фишки в этой замысловатой игре ставятся не в клетки, а на границы клеток, вот и автор работает на границах жанров, смыслов.

Говорят, го по сравнению с шахматами то же, что философия в сравнении с двойной бухгалтерией. Вся игра состоит из шести актов. Фусэки - начальная стадия партии, Сабаки - умная игра в трудной ситуации, Сэки - никакая сторона не может напасть, не потерпев поражение, Уттэгаэ - нападающий может и потерпеть поражение, Ситё - противник может думать, что он может убежать, но путь к его неизбежной смерти прост и прям, Цуру но сугомори - противник может думать, что он может убежать, но другой игрок может победить его. Именно этими терминами названы шесть неравноценных по размеру глав, каждое название предупреждает о содержании, как эпиграф, но никогда не даёт общей картины. Настолько же оригинальными были Карел Чапек с «Годом садовода» и Питер Мейл с «Годом в Провансе» - у них главы названы по месяцам, с января по декабрь.

Но «Шибуми» - это шпионский роман, и здесь будут погони, вербовки, подставы, женщины агента и разнообразный секс. Главный герой будет спускаться под землю со спелеологами, отстраивать себе замок, хитро уходить от хвоста в аэропорту, а неминуемое заточение по законам жанра обратит себе на пользу (и перед глазами проплывают кадры из фильмов, где герой-одиночка оказывался в тюрьме, но продолжал тренировки). В тексте есть война и политика, в нём спрессовано так много, что хватило бы на три шпионских романа.

"Во время своего короткого пребывания на втором уровне - когда секс используется в качестве психологического аспирина, успокоительного средства, примиряющего человека с действительностью, когда он служит чем-то вроде кровопускания при лихорадке, призванного снизить давление и температуру, - Хел начал ощущать в себе проблески четвертого уровня сексуальных ощущений".

Скачать бесплатно: http://flibusta.net/b/125204.
Сравнить цены и купить: http://www.livelib.ru/book/1000615337

Япония, XX век, 2013, философия, художественная, иностранная, США, XXI век, детектив, лёгкая

Previous post Next post
Up