После впечатляющей книги «Иерусалим: один город, три религии» Карен Армстронг мне захотелось прочитать все книги этой писательницы. Свежевышедшее в издательстве «Альпина нон-фикшн» исследование «Будда» интриговало ещё и тем, что дама, которая всю жизнь пишет о христианской религии (и даже принимала постриг), решила исследовать буддизм. Да, «историк религии» - это амплуа Карен Армстронг, но не логичнее ли прочитать книгу о буддизме, которую написал какой-нибудь другой автор, всю жизнь исповедовавший буддизм, а не христианство? С другой стороны, Россия - страна преимущественно христианской религии, поэтому прочитать исследование человека условно одной с тобой веры вполне разумно: автор остановится именно на тех культурных различиях, которые могут показаться странными для европейца, но вполне естественными для азиата. Мои прежние попытки читать азиатские книги о йоге и буддизме натыкались на языковой барьер: слишком много непереводимых терминов необъятной длины (в общемировом соревновании за самые длинные слова в тексте побеждают то немцы, то индусы, но немецкий - это язык моих предков и интуитивно понятен, а в хинди и санскрите я не разбираю даже алфавит).
Что в книге меня обрадовало больше всего? Те четырнадцать страниц с 71 по 85, на которых объясняется, что такое йога =на самом деле= в Азии. Европейцы, американцы и россияне воспринимают йогу как своеобразную гимнастику
для повышения гибкости и выносливости, что так же далеко от реальности, как пластиковый фрукт от настоящего. Не вопрос, муляжами можно украшать пространство, а армия любителей российской йоги наверняка чувствует себя лучше после занятий (что прекрасно), только йога была придумана не для того, чтобы чувствовать себя лучше, а стремится к обратному: отрешиться от нормальной жизни и изжить свою обычную человеческую сущность. Человек находится в непрерывном движении: мы даже не замечаем, что постоянно моргаем, ёрзаем, переминаемся с ноги на ногу и вертим головой, а в асанах человек должен стать настолько неподвижным, чтобы напоминать скорее статую или растение, чем живого человека. Задача йоги в том, чтобы покинуть не только человеческое общество, но и человеческую природу, а цель - разорвать связь между разумом и чувствами. На каждой ступени самопознания йогины действуют противоположно тому, как поступил бы обычный человек.
*
Никто не говорит, что нужно немедленно «бросать эту неправильную йогу», нет. Более того, упражнения на концентрацию помогают расслабляться и подавлять избыточное беспокойство, что в современном мире просто бесценно. Но знать, что исторически йога направлена на то, чтобы перестать быть обычным живым человеком, - тоже важно.
*
Йога - одна из ступеней на пути к нирване, причём перед тем, как перейти к изучению асан йоги, нужно преодолеть три подготовительные ступени. Во-первых, новичку следует научиться соблюдать пять запретов (яма): нельзя воровать, лгать, принимать опьяняющие напитки, убивать или причинять вред любому живому существу, предаваться плотской любви. Во-вторых, необходимо научиться выполнять упражнения для совершенствования тела и духа (нияма): соблюдать внешнюю и внутреннюю чистоту, изучать дхарму и выработать привычку к постоянной невозмутимости. В-третьих, необходимо пройти обряд очищения аскезой (тапас): подвергаться попеременно то холоду, то жару, терпеть, не жалуясь, голод и жажду, контролировать свои слова и жесты, чтобы ничто не выдавало мыслей. Всё это требует большой силы воли и стараний, но, освоив яма и нияма, а также пройдя тапас, можно переходить к изучению асан йоги. Далее йогин учится прерывать дыхание (пранаяма), затем учится искусству концентрации на одной точке и осваивает другие практики, при помощи которых можно погрузиться в медитацию.
Что в книге меня огорчило больше всего? Качество редактуры могло быть лучше. Временами встречаются зубодробительные фразы (как например «этот скрупулёзный эмпиризм чрезвычайно созвучен с прагматическим настроем западной культуры»), которые можно было сформулировать по-человечески. Удивил «Фрейд и Янг» (вместо Юнга) и ашрам в женском роде. Писательница огорчила всего однажды, когда позволила себе высказывание «Такие сказочные эпизоды специально включались в канонические тексты, чтобы хоть как-то оживить унылое одиночество последних дней Будды» (в книгах Армстронг про христианство таких фраз, как «сказочные эпизоды» и «унылое одиночество» не было).
Про что в книге было читать интереснее всего (кроме йоги)? Интересно было почитать о преодолении мужского шовинизма в буддизме. Поначалу считалось, что женщина - главное препятствие просветлению и повинна за плотские желания мужчин-монахов, но затем был прецедент с приёмной матерью Гаутамы Будды, когда ей (и женщинам вообще) было дозволено вступить в монашество. Как пишет Карен Армстронг, "возможно, это был первый раз, когда для женщин открылась альтернатива домашней жизни и узаконенного домоседства".
*
Интересно было прочитать о практиках умерщвления плоти, а на фоне от недавно просмотренного фильма «Голод» с бастующим ирландским повстанцем Майклом Фассбендером впечатления были особенно яркими. Некоторые моменты проще всего описать словом «шок».
*
Интересно было узнать, что значит та или иная поза Будды, ведь у многих сибиряков на холодильнике есть магнитик с фотографией статуи Будды из какого-нибудь азиатского города, где прошёл отпуск. Здесь слетать в Тайланд, где сервис и фрукты, - дешевле, чем отдохнуть на Байкале.
*
Но самое интересное было прочитать всю эту книгу, которая написана как биография Будды. Неожиданно и свежо. Да и задуматься над концепцией религии, в которой нет высшего существа, а каждый - self-made-man в поисках душевной гармонии, было очень занятно.
Будда / Карен Армстронг; Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Альпина нон-фикшн, 2016. - 224 с.