Вам никогда не хотелось узнать, что же такого особенного в Джоконде, почему она так знаменита? Дело в том, что этим портретом Леонардо да Винчи нарушил сразу несколько принципов изобразительного искусства своего времени: 1) на портрете не только лицо и плечи, как было привычно, а ещё и руки, за счёт чего больше выразительности, ведь мы до 80% информации получаем из невербального общения, нам поза человеческого тела важнее, чем слова. 2) Приём "сфумато", изобретённый Леонардо, делал картины невиданно для тех времён реалистичными: горы вдали исчезали в дымке прямо как настоящие 3) Левая и права часть лица Джоконды не симметричны, они разные, что придаёт живость мимике. 4) сейчас может показаться, что перспектива на полотнах была всегда, но это не так; да Винчи так усовершенствовал и дополнил этот приём, что люди не уставали поражаться тому, каким живым и настоящим зрелищем выглядит картина.
А "Дама с горностаем"?
Удлинённые художественными средствами пальцы в сочетании с узким лицом убеждают зрителя, что фигура у девушки стройная. Горностай не только символизирует чистоту и высокий статус, но и намекает на фамилию красавицы (звали её Чечилия Галлерани, а "галле" по-гречески - горностай). Плюс тёмный-тёмный фон: настолько сгущать тени не было принято, облюбованный Леонардо контраст света и тени называется кьяроскуро, ещё один пункт в длинном списке новаторских деталей.
Но знаете, что поражает больше всего? Удивительнее всего Леонардо рисовал точнейшие карты, которые выглядят как космоснимки. Но как..?
Читая об изобретениях Леонардо да Винчи, чаще всего хочется сравнить его с:
а) прогрессором в Арканаре
б) янки при дворе короля Артура
в) заброшенным на 500 лет назад спутником Доктора Кто.
Как можно было изобрести и/или предвосхитить столько всего: от ножниц до подводной лодки, а ведь в списке ещё прообраз танка, огнемёт, пулемёт, робот, концепция зеркального телескопа, музыкальные инструменты, прибор регистрации силы света, концепция вертолёта, шлюзы, новаторские мосты и т.д. и т.п.? Он описал действие контактных линз почти за четыреста лет до их появления, записывал идеи, которые в более строгой формулировке мы будем знать под названиями "эффект Доплера" и "законы Ньютона".
Леонардо да Винчи одинаково успешно занимался наукой и искусством, писал музыку и занимался военным делом, сочинял ребусы и поражал кулинарными успехами, проектировал сады и анатомировал трупы, одной рукой разгибал подковы и выполнял тончайшую работу по созданию фресок и картин (можно не останавливаться, список умений этого гения - отсюда и до Луны).
И наш современник, Леонард Шлейн, хирург сосудистого и общего профиля, интересующийся устройством мозга, а в особенности разделением функций между двумя полушариями, решил изучить гений Леонардо, рассуждая о строении мозга. Вед известно о том, что да Винчи одинаково работал обеими руками, а связь амбидекстрии и конкретных процессов в мозге достаточно изучена. Поэтому Шлейн, отталкиваясь о том, что известно из письменных источников, не только рассказывает интереснейшие факты из жизни знаменитого человека, но и рассуждает о нейробиологии и нейропсихологии, генетических особенностях и прочем. Это хорошее начинание. Но часть книги автор предаётся сомнительным удовольствиям: он увлекается паранормальными явлениями, не в силах поверить, что когда-то в пятнадцатом веке один человек использовал свой мозг на полную катушку, а не на 10%, как говорится в популярном мифе. Книга достойна внимания, хотя во время чтения последней трети нужно фильтровать текст через скепсис. И всё-таки как увлекательно читать про да Винчи! Смотрите:
"Находясь на службе у Борджиа, Леонардо [да Винчи] и Макиавелли вступили в переговоры с властями Флоренции, которые попросили разгромить их торгового конкурента, город-государство Пизанскую республику. Леонардо предложил очень необычное техническое решение: перенаправить реку Арно в сторону от Пизы, отрезав тем самым пизанцев от моря".
Мозг Леонардо: постигая гений да Винчи / Леонард Шлейн; Пер. с англ. - М.: Альпина нон-фикшн, 2016. - 278 с. + 16 с. вкл.