Масааки Имаи - "Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний" (2013 г.)

Apr 10, 2014 11:08

КОРОТКО: пару лет назад я защитила магистерскую диссертацию по клиентоориентированности, системе менеджмента качества и CRM; о японском типе менеджмента в этом отношении говорят обычно с пиететом и придыханием. Поэтому Маасаки Имаи читала с ностальгией. А, и ещё в книге "Слон на танцполе. Как Герман Греф и его команда учат Сбербанк танцевать" через слово упоминается кайдзен. Интересно? Интересно.


Автор рассказывает читателю об особых чертах японского менеджмента, которые отличают его от того, что принято считать эталоном менеджмента на Западе, прежде всего в США. На эти особые черты можно было бы не обращать особого внимания, приписав их национальным особенностям, религии, если бы не те выдающиеся достижения, которые демонстрирует Япония после Второй мировой войны, вот уже более 60 лет. Книге тоже немало лет, но прописные истины из неё не теряют актуальности: в прошлом году руководство одного из главных банков нашей страны взялось реформировать банк, держа в уме «Кайдзен», только получилось всё не на японский манер, а по-русски. Некоторые вещи ментальность определяет так чётко, что любые попытки сдвинуть лежачий камень - только возможность порезаться об заточенные веками и водами края.

В идеологии кайдзен любая ошибка - это возможность роста, в понимании россиянина или американца любая ошибка - это повод для увольнения (в отличие от пожизненного найма, принятого в Японии). В понимании россиянина разделение на VIP и всх остальных - прекрасно, а кайдзен предписывает не делить людей на сорта и касты, цвет воротничкой и разные залы обслуживания для разных уровней. В России отдельный обеденный зал для руководства - обычное явление, в Японии же это считается дурным тоном. Продолжать перечислять разницу можно бесконечно, книга обширная, но главная её тема всё-таки - внимание к системе менеджмента качества. Здесь и критерии принципа «точно вовремя», и «кружки качества» к которым можно относиться снисходительно ровно до тех пор, пока не озвучиваются цифры реальной экономии благодаря их разработкам. И можно считать такие кружки чем-то номинальным, пока не становится известно как часто выпускаются журналы таких сообществ. А вознаграждения думающим людям, которые предлагают улучшения в производстве, ранжируются так подробно, что есть место даже для небольшого бонуса для тех, чьи советы в итоге не стали внедрять в производство.


В книге есть кодексы поведения, таблицы и правила, в книге есть идея. И идея кайдзен - там, где она работает, - помогает снизить точку окупаемости, повысить рентабельность и конкурентоспособность, не заменяет и не исключает инноваций и даже работает на повышение производительности на 30, 50 и даже 100 процентов и более - там, где кайдзен используется впервые. Обозначить в одном определении смысл понятия кайдзен не представляется возможным, а вот целая книга с этим справляется прекрасно.

«Что бы ни предпринимал менеджмент, производительность не повысится, пока люди, работающие в компании, не захотят работать и не почувствуют важность своего труда. В то время Япония страстно желала внедрить научное управление по западному образцу. Но мы чувствовали, что менеджмент - это не только технологии, но еще и человеческое сердце».

Купить: http://www.ozon.ru/context/detail/id/19992705
Скачать бесплатно: http://royallib.ru/book/imai_masaaki/kaydzen_klyuch_k_uspehu_yaponskih_kompaniy.html

Япония, 2013, нон-фикшн, менеджмент, бизнес

Previous post Next post
Up