про архитекторов-реставраторов Эрмитажа

Mar 04, 2014 17:27

Когда есть такая замечательная Машенька devo-mario, архитектор-реставратор Эрмитажа и настоящий друг, как можно не прочитать попавшуюся под руки книгу про главного архитектора-реставратора Эрмитажа?

Евгений Ухналёв - "Это моё" (2013 г.)


Много ли известно об авторе современной государственной российской символики, бывшем главном архитекторе Эрмитажа? Теперь о нём есть целая книга, автобиография. И она по-своему уникальна. В отличие от тех, кто тоже писал про ГУЛаг и блокаду Ленинграда, здесь нет надрыва и страдательного залога.

С каким-то практически буддистским спокойствием Ухналёв пишет «меня же посадили прямо со школьной скамьи», «в жизни я голодал, пожалуй, одиннадцать лет подряд», про морозы под пятьдесят четыре градуса, «основным средством лечения был йод» и другие вещи - без оценочности, только факты. Хотя и рассказывается про абсурдные детали обвинения по политической статье - дескать, собирались прорыть подкоп из Ленинграда в Москву с целью покушения на Сталина, хотя и упоминается про странное совпадение - из-за ошибки почтовой службы узнал об отбывающем наказание в соседнем лагере отце, но нет абсолютно никакой агрессии или жалобы.

Напротив, постоянно находятся поводы рассказать о мелких и крупных удачах и счастливых стечениях обстоятельств. То знакомый распорядится сменить работу в шахте на более лёгкую, почти синекуру, то предоставится ещё лучшая возможность, а то и вовсе двадцатипятилетний срок сократят более чем вдвое. И совершенно фантастическим выглядит история про устройство на работу в Эрмитаж: после лагеря, без высшего (или среднего профессионального) образования, прямо с улицы - и сразу же на должность главного архитектора.



Про Эрмитаж отдельные интересные детали: о шестидесяти четырёх килограммах золота, ушедших на покрытие «сусалицыным» одного только зала, пострадавшего во время войны. И поясняет про сусальное золото: принято считать, что это бросовая отделка, а ведь в основе - золото высочайшей пробы. Другой интересный этап - создание эскиза российского герба и других государственных знаков, обсуждение шло нешуточное. Одни критиковали форму - «круг сейчас уже не моден, сейчас в моду входит треугольник», другие - содержание - «потом разберёмся», третьи были готовы поторговаться, но принять любой флаг, лишь бы прошёл нужный гимн.

Рассказывая о событиях прошлого, Ухналёв приходит к выводу, что история - предмет, который никогда никого ничему не учит. Но ценность свою история от этого не теряет; наоборот - появляется новая грань, освещается новая сторона знаковых событий или мелких деталей биографии. И всё в итоге - как содержимое кухонного шкапа, "это моё".

«Самое удивительное, что меня ни секунды не распирало от гордости за то, что я сделал государственный герб, не было никаких переживаний, стрессов и так далее. Я к этому отнесся просто как к работе. Мне только было приятно, что с помощью моего герба отвергались все эти серпасто-молоткастые штуки. И злорадства не было: дескать, вы меня сажали, а я вам вот так ответил. Я по складу характера человек немстительный и незлопамятный».


Скачать: http://flibusta.net/b/325719
Цитаты: http://www.livelib.ru/book/1000658377/quotes
Купить: http://www.livelib.ru/book/1000658377

искусство, XX век, 2013, биографическая, нон-фикшн, Россия, XXI век, отечественная, лёгкая

Previous post Next post
Up