Где фантазии превращаются в действительность

Jan 26, 2020 13:12


8. Действие в пустыне
Кай Мейер «Богиня пустыни»

Сендрин Мук приезжает  на Юго-запад Африки, чтобы работать гувернанткой в семье Каскаденов, немецких колонистов. Она молода, нуждается в деньгах, кроме того, её брат  не так давно перебрался сюда, чтобы открыть своё дело.

С самых первых шагов по африканской земле в Сендрин проникает Пустыня. Она везде: в виде за окном поезда, во снах и мыслях, в нравах туземцев, в странных обрядах и в гигантском термитнике в саду.

Мы погружаемся в экзотический мир вместе с героиней, едет ли она с караваном  в сердце Калахари или  блуждает  по пескам  Наниба в своих  сновидениях, спасает ли от сожжения ребёнка, названного человеком-гиеной, или разбирает  старую рукопись о поисках древнего города Еноха, созданного Каином.

В книге удивительным образом переплетаются мистика и реальность.

Фантастические способности молодой женщины заключаются в умении во время сна перемещать своё сознание в другое место, сохраняя при этом все нюансы физического восприятия окружающей действительности. Поначалу Сендрин впадает в транс неожиданно, постепенно учится контролировать этот процесс, проникать в чужие мысли и устанавливать блокировку вокруг своих.

Описанные в романе племена санов и гереро действительно существуют. Саны, больше известные как бушмены, - один из самых древних народов Африки.

Мейер использует  и исторические факты, например, описанное в книге  кровавое уничтожение  гереро в Омахеке (снова пустыня), подтверждено документально.

Легенды о Первой расе, Белой богине и Древе жизни, которые легли в основу сюжета, - это древние африканские мифы.

Идея об избранности, несомненно, повлекла за собой и некоторые подробности, которые мало что дают для развития сюжета, но  добавляют  веса главной героине. При этом не все детали имеют знак «плюс» - некоторые штрихи хотелось бы подтереть.

Трудно определить, где исчезает грань между фантастикой и реализмом. Отсюда  и колебания в восприятии - с одной стороны, если читать роман как обычные приключения на исторической почве, тут явный перебор с  колоритными эпизодами, одно нашествие саранчи чего стоит или  непонятный панический бег павианов, тигров, антилоп в сторону океана. С другой стороны, для создания  атмосферы, соответствующей  присутствию мистики, всё это: и смерчи, и саранча, и ожившие в видениях мертвецы, и являющиеся то ли во сне, то ли наяву призраки, -  являются теми самыми красками, при помощи которых и возникает  образная, волнующая, приводящая в трепет картина.

Несомненной удачей автора является образ пустыни. Даже если по разным  причинам не всё привлечёт в самой рассказанной истории, Пустыня, где «фантазии легко превращаются в действительность, а действительность  воспринимается как фантазия», не оставит равнодушным.

Оценка 5/5

Мейер К., немецкая литература, роман, 08 (2020), challenge 2020, приключения, мистика

Previous post Next post
Up