8. Действие в пустыне
Кай Мейер «Богиня пустыни»
Сендрин Мук приезжает на Юго-запад Африки, чтобы работать гувернанткой в семье Каскаденов, немецких колонистов. Она молода, нуждается в деньгах, кроме того, её брат не так давно перебрался сюда, чтобы открыть своё дело.
С самых первых шагов по африканской земле в Сендрин проникает Пустыня. Она везде: в виде за окном поезда, во снах и мыслях, в нравах туземцев, в странных обрядах и в гигантском термитнике в саду.
Мы погружаемся в экзотический мир вместе с героиней, едет ли она с караваном в сердце Калахари или блуждает по пескам Наниба в своих сновидениях, спасает ли от сожжения ребёнка, названного человеком-гиеной, или разбирает старую рукопись о поисках древнего города Еноха, созданного Каином.
В книге удивительным образом переплетаются мистика и реальность.
Фантастические способности молодой женщины заключаются в умении во время сна перемещать своё сознание в другое место, сохраняя при этом все нюансы физического восприятия окружающей действительности. Поначалу Сендрин впадает в транс неожиданно, постепенно учится контролировать этот процесс, проникать в чужие мысли и устанавливать блокировку вокруг своих.
Описанные в романе племена санов и гереро действительно существуют. Саны, больше известные как бушмены, - один из самых древних народов Африки.
Мейер использует и исторические факты, например, описанное в книге кровавое уничтожение гереро в Омахеке (снова пустыня), подтверждено документально.
Легенды о Первой расе, Белой богине и Древе жизни, которые легли в основу сюжета, - это древние африканские мифы.
Идея об избранности, несомненно, повлекла за собой и некоторые подробности, которые мало что дают для развития сюжета, но добавляют веса главной героине. При этом не все детали имеют знак «плюс» - некоторые штрихи хотелось бы подтереть.
Трудно определить, где исчезает грань между фантастикой и реализмом. Отсюда и колебания в восприятии - с одной стороны, если читать роман как обычные приключения на исторической почве, тут явный перебор с колоритными эпизодами, одно нашествие саранчи чего стоит или непонятный панический бег павианов, тигров, антилоп в сторону океана. С другой стороны, для создания атмосферы, соответствующей присутствию мистики, всё это: и смерчи, и саранча, и ожившие в видениях мертвецы, и являющиеся то ли во сне, то ли наяву призраки, - являются теми самыми красками, при помощи которых и возникает образная, волнующая, приводящая в трепет картина.
Несомненной удачей автора является образ пустыни. Даже если по разным причинам не всё привлечёт в самой рассказанной истории, Пустыня, где «фантазии легко превращаются в действительность, а действительность воспринимается как фантазия», не оставит равнодушным.
Оценка 5/5