Писать отдельную рецензию на Снеговика я не буду, не так уж он интересен сам по себе, как очередной роман о Харри Холе. Так что я здесь короткой строкой отзовусь обо всем цикле, тем более. что "творческий метод" Несбе не так уж разнится от книги к книге, хотя, конечно, развивается, этого не отнять.
Описание первой книги "Нетопырь" я уже выкладывал. Тараканы / Kakerlakkene (1998)
35. Книга с названием в одно слово
Роман выкроен по тем же лекалам, что и "Нетопырь". Харри отправляется в загранкомандировку, на этот раз в Таиланд. И эта страна также показана как место злачное, полное пороков и темных страстей.
Здесь мы больше узнаем о Харри Холе. С одной стороны он стал после австралийских событий знаменитым, с другой - начальство его ни в грош не ставит, потому что Харри беспробудно пьянствует. Собственно, именно поэтому его посылают в Таиланд. Никто не верит, что он раскроет дело, и этого как раз и не требуется, поскольку замешана политика и дипломатия. Но тут уж Харри проявляет завидные аналитические способности и настойчивость бульдога. В дальнейшем мы поймем, что последняя черта разрушит его жизнь куда сильнее, чем алкоголизм, с которым он будет с переменным успехом сражаться во всех книгах. Каждый раз Холе будет терять кого-то дорогого, и каждый раз срываться в запой по этой причине.
И кстати чуть ли не единственная книга в цикле, где герой не маньяк-психопат, а нормальная такая жадная сволочь, хотя и не без проблем в голове.
Красношейка (Зарянка, Малиновка)/ Rødstrupe (2000)
33. Книга с событиями в военное время
На мой взгляд - лучшая книга цикла. Здесь Несбе распрощался с "Орлом и Решкой", с этого момента его расследования будут идти преимущественно на норвежской территории, главным образом в Осло.
С этого момента Несбе осуществляет новый подход к детективу - одна из линий в романе рассказывается с точки зрения преступника. Мы не знаем, кто этот человек, но смотрим на мир его глазами. Также дается его предыстория, но тоже замысловато, кто именно станет преступником, до конца не понятно.
Антигерой «Красношейки. Значительная часть книги посвящена роли Норвегии во Второй Мировой. Хотя Норвегия не считается союзником Германии, формально она была оккупирована, многие норвежцы сражались на стороне нацистов. После войны это поставило страну в трудную ситуацию.
Мы знаем про антигероя, что он из добровольных эсэсовцев, но кто именно, не очень понимаем, потому что у персонажа раздвоение личности, и представляет он себя очевидно погибшим другом.
В этом же романе начинается параллельная сквозная линия, в которой нет вообще никакой таинственности, читатель в курсе происходящего с самого начала. Том Волер, антипод Харри Холе, тоже «гениальный сыщик», играет важную роль в организации контрабанды оружия. Коллега Харри Эллен его раскрывает, и Том организует ее убийство. Это делает Тома личным врагом Хари Холле.
Здесь же начинается любовная линия, причем с пассией Харри все в высшей степени закручено, тут и бывший муж-алкоголик из России, который хочет отжать ребенка, и шантажист из МИДа, ну и сам Хари не слишком-то создан для семейных отношений.
Как выяснилось, не только я считаю «Красношейку» лучшим романом Несбё. Книга стала «Лучшим Норвежским криминальным романом за все времена».
«Не было печали» («Немезида», «Богиня мести») / Sorgenfri (2002)
26. Книга с многообещающим названием
Вещь показалась мне изрядно унылой. Детективная интрига в принципе достаточно сильно закручена, но антигерой не так привлекателен для читателя, как несчастный старик-ветеран в Красношейке. В детективе этом больше игры ума, нежели жизни.
Линия с Томом Волером входит в клинч, создается впечатление, что это станет безнадежной битвой для Харри, которую он будет вести из книги в книгу, теряя очки в глазах руководства. Личную жизнь Хари предсказуемо разрушает и так же предсказуемо спивается, дико раздражая окружающих. В общем-то маргинальность Харри Холе уже начинает досаждать.
Маргинальность Холли бросается в глаза даже совершенно левым личностям, так что действие «оживляется» тем, что уже подставляют самого Хари, убив его любовницу. Но как-то мутно подставляют, полиция уверена, что там самоубийство, и только сам Хари копает втихую.
Тем не менее сквозные линии движутся вперед, хоть и черепашьими темпами.
Пентаграмма / Marekors (2003)
22. Книга, события которой связаны с искусством
(несколько притянутая номинация, но все же о певичке и о мюзикле)
Детективная линия - очередной псих-маньяк, теперь уже на фоне поп-культуры. Одна из жертв - актриса мюзикла.
Маргинальность Харри доходит до крайней точки - он уже достал всех своим беспробудным пьянством, к тому же его битва с Томом Волером, казалось бы, полностью проиграна. Поэтому Харри увольняют. «Руку помощи» ему неожиданно протягивает Том Волер, который пытается представить свою организацию как группу этаких декстеров, которые карают преступников, ушедших от возмездия. От убийства коллеги Харри он открещивается, а контрабанду объявляет неизбежным злом.
И, спойлер-спойлер, никто Харри не уволит, потому что он распутает очередное дело о маньяке. Ну и так или иначе закроет дело Волера.
Личная жизнь Харри тем временем идет ко дну. Но не из-за пьянства, как можно бы подумать, а из-за маниакального трудоголизма.
Спаситель / Frelseren (2005)
24. Книга с событиями в Европе
А вот «Спасителя» я бы поставил на второе место после «Красношейки». Во-первых, тоже эхо войны, только на этот раз недавней, югославской, и искалеченный войной антигерой.
Во-вторых, очень живо показана норвежская Армия спасения, со всей своей структурой, интригами и подводными течениями. А мне как раз нравятся у Несбе его «окна в жизнь», описания чего-то, что обычному туристу недоступно.
Снеговик / Snømannen (2007)
25. Книга, по которой будут снимать кино
(А вот это максимально честно - именно из-за грядущего кино я и взялся за весь цикл)
Вот мы и подошли к роману, ради которого я весь Харри-Холе-марафон и затеял. Вот хотелось мне прочитать книгу, которую с таким понтом экранизировали. Меня, конечно, удивляет выбор такой поздней книги, весь его «норвежский» цикл, начиная с третьего тома (да и первые два) очень кинематографичны, почему бы им было не сделать франшизу на таком богатом материале.
В то же время Снеговик - практически идеальный «голливудский» роман о маньяке-убийце, с лихо закрученным сюжетом, яркими типажами и огромным количеством психиатрии в тексте. Весь он такой перекрученный, зубодробительный и гламурно яркий, включая маньяка, который ненавидит свою мать (это отдельная линия флешбеков) и мстит ей через убиваемых женщин. Ну и сам снеговик как подпись убийцы так и просится на экран.
Другое дело, что вся эта психиатрия гораздо банальнее, чем щемяще грустные истории об искалеченных войной людях. И в их боль и безумие верится легче, чем в травме мальчика, увидевшего, что его мать с кем-то там трахается.
Но еще раз подчеркиваю, что Снеговик - эталон голливудского триллера. Лучшие из них именно такие, и никакого дополнительного смысла они не требуют.
Резюмирую. Цикл про Харри Холе - серия романов о маньяках-убийцах, вполне может служить образчиком жанра. Написана очень хорошо, достаточно яркие и по европейски негламурные персонажи, интрига во всех книгах закручена. Чтиво выше среднего. А два романа - Красношейка и Спаситель - вообще очень хороши, только ради них стоило бы все это читать. Ну и экранизация выйдет очень скоро, уже в конце ноября. И я вполне вижу Фассбендера в главной роли.
8/10
https://bookchallengeru.livejournal.com/103569.html